Найти в Дзене

Купец Солодовников и его наследство

Оглавление

Купец Гаврила Гаврилович Солодовников был когда-то одним из самых известных персонажей старой Москвы. Про него ходили анекдоты и легенды. Его завещание повергло в шок наследников и всю Москву. Кто же он и что оставил в память о себе?

Купеческая жизнь

Гаврила Гаврилович Солодовников родился в 1826 году в купеческой семье в Серпухове. Его отец был купцом третьей гильдии, торговал хлопчатобумажным товаром, помимо Гаврилы в семье было еще четверо детей.

С детства он работал у отца: сначала подметал лавку, потом был мальчиком на побегушках... Дослужился до приказчика. Гаврила не получил образования, ходили слухи, что он толком даже писать не умеет. А с другой стороны, некоторые подмечали, что он ошибается тогда, когда может из ошибок извлечь выгоду.

После смерти отца, забрав свою долю наследства, Гаврила, единственный из семьи, в 1842 году переезжает в Москву. Ему было 16. А уже в 20 он становится купцом первой гильдии, о чем всю жизнь мечтал его отец, в 40 лет его состояние оценивалось в 10 миллионов.

Гаврила Гаврилович Солодовников (из открытых источников)
Гаврила Гаврилович Солодовников (из открытых источников)

По некоторым сведениям еще не став миллионером он дал 200.000 рублей на содержание Варваринского детского приюта, построенного мещанином Алексеем Ивановичем Лобковым (1849, архитектор М. Быковский). С 1922 года в доме размещался радиоцентр, а с 1937 – телецентр.

Фабрика купца находилась в районе Донской и Шаболовской улиц. Объемы его производства увеличивались, купец занялся оптовой торговлей. Через некоторое время он прославился как один из самых успешных оптовых торговцев. С 1860-х годов Солодовников стал вкладывать средства в различные отрасли, включая банковскую сферу, операции с недвижимостью и строительство железных дорог. При этом он говорил: "Пусть другие работают, а я буду деньги считать."

Постепенно Гаврила Солодовников стал одним из основных героев московских анекдотов. Про него говорили, что он, имея капитала больше десяти миллионов рублей: по дому ходит в заплатанном халате; питается на два гривенника в день, причем на обед неизменно просит подать вчерашней гречки (полкопейки за порцию); ездит в экипаже, на котором в резину обуты лишь задние колеса, утверждая, что кучер «и так поездит»; на рынке продавцы стараются следить за ним с удвоенным вниманием, ибо он, если повезет, вполне может стянуть, например, яблоко у разносчика.

В 1881 году состоялся судебный процесс, который затеяла гражданская жена Гаврилы Гавриловича Аделаида Андреевна Куколевская. Причиной стал его уход к другой женщине. Г-жа Куколевская предъявила иск, требуя на содержание детей 300.000 рублей в год. В ответ купец объявил ее расточительной, предъявив ворох чеков, подтверждающих его затраты. Интересно, он хранил все чеки 15 лет их совместной жизни?

А.П. Чехов упоминает Солодовникова в «Осколках московской жизни»: «Денег у него куры не клюют. Он тоже обитает в моем районе, и поговорить о его деле, которое тоже кончилось на днях, – мое дело. Петербургская судебная палата, отменив приговор окружного суда, обязала папашу выплачивать детям и “ей” только по 2000 каждому. То есть по стольку, сколько стоит свинья клоуна Танти. Дети сугубого миллионера, загребающего деньжищи лопатою, будут получать до совершеннолетия только по 2000…» Как же все-таки люди любят считать чужие деньги и решать, куда их тратить!

Его хороший знакомый Михаил Лентовский (русский антрепренер, актер, театральный деятель, создатель первого сада "Эрмитаж" на Божедомке) вспоминал: «Я же ведь его спрашивал: «Ну куда ты свои миллионы, старик, денешь? Что будешь с ними делать?» А он мне: «Вот умру – Москва узнает, кто такой был Гаврила Гаврилович Солодовников! Вся империя обо мне заговорит».

Ну до смерти Солодовникову еще далеко, и он продолжает свою деятельность.

Один из первых Торгово-развлекательный центров Москвы

Как-то раз в 1862 году зашел Гаврила Солодовников к своему знакомому купцу Ускову, контора которого располагалась прямо за Большим театром в Копьёвском переулке. Тот ему и говорит о покупке магазина, расположенного рядом: «За два мильона сторговал, а просили два с половиной. Да ведь оно того стоит». Гаврила Гаврилович отправился прямиком к хозяину пассажа, с которым и заключил сразу сделку о покупке здания за два с половиной миллиона.

Сразу же перестроил его по проекту архитектора Н. В. Никитина под пассаж, названный по фамилии владельца Солодовниковским. В 1874 году Солодовников приобрёл бывший дом Татищева, стоявший рядом. В нем он разместил магазины, конторы и склады. В 1878 году здания были объединены в единое целое путём устройства над внутренним двором двухскатной стеклянной крыши, во втором этаже, переделанным в двухсветный, устроили театр с ложей генерал-губернатора. К этому времени пассаж занимал все пространство между Петровкой и Неглинной, третья его сторона выходила на Кузнецкий мост.

После строительства пассажа Солодовников стал почетным гражданином города.

Поначалу для привлечения арендаторов в пассаж Солодовников сдавал площади по низким ценам

В галереях Солодовниковского пассажа размещались многочисленные магазины: музыкальный П. И. Юргенсона, картин и эстампов Бюргера, ювелирный Хлебникова, кондитерские Сиу и Товарищества А. И. Абрикосова, парфюмерные Луи Буиса и Анри Брокара, меховой Б. Штурма, восточных товаров А. Тамирова, «Ремесленный базар», модные магазины и многие другие.

При магазине Юргенсона размещалось Общество любителей музыки и драматического искусства. Оно проводило различные литературно-художественные мероприятия и показывало спектакли театре в пассаже. В 1877 году в пассаже состоялось одно из первых представлений Михаила Лентовского, декорации к которому были оформлены известным архитектором Ф. О. Шехтелем. В начале 1880-х годов в залах проводились художественные выставки.

Пассаж был местом прогулок, свиданий, ухаживаний. Московские львы в клетчатых серых брюках разгуливали по нему с тросточками или стояли у стен, «заглядывая под шляпки», как тогда выражались.

Но это было до 1917 года. А потом в здании пассажа разместились магазины Мосторга, часть дома сдавалась под квартиры.

В 1941 году в результате бомбардировки Москвы здание пассажа было разрушено. После войны остатки разобрали, а на его месте разбили сквер. В 1974 году на месте сквера построили новое здание ЦУМа, а в начале 2000-х его сделали еще новее.

В ходе его строительства нового здания ЦУМа археологи обнаружили около 300 древних захоронений, самое раннее из которых относится к 15 веку, фундаменты храма Воскресения Словущего (храм был разобран при восстановлении Москвы после пожара 1812 года, при нем находилось кладбище) и остатки стен Солодовниковского пассажа.

Театр

В 1863 году Гаврила Солодовников приобрел усадьбу некогда принадлежавшую Щербатовым-Шаховским. Сначала дом был перестроен под магазины Au bon marché ("По доступным ценам"), сейчас этот дом находится по адресу улица Большая Дмитровка, 6с1.

В мае 1893 года купец подал в городскую управу прошение о разрешении построить «на собственный кошт в моем земельном владении на Большой Дмитровке концертного зала с театральной сценой для произведения феерий и балета» (рядом со зданием магазина, современный адрес Б. Дмитровка, 6)

Архитектор Константин Терский поставил рекорд: театр был построен за восемь месяцев. А потом приемная комиссия констатировала многочисленные недоделки: плохая вентиляция, асфальтовые полы, туалеты неблагоустроены, лестницы и фойе тесные, множество неудобных мест с плохой видимостью. Пришлось Солодовникову, действительному статскому советнику, подключить административный ресурс.

В 1894 году газеты писали: «Устроен театр по последним указаниям науки в акустическом и пожарном отношениях. Театр, выстроенный из камня и железа, на цементе, состоит из зрительного зала на 3100 человек, сцены в 1000 кв. сажен, помещения для оркестра в 100 человек, трех громадных фойе, буфета в виде вокзального зала и широких, могущих заменить фойе, боковых коридоров».

В 1895 году театр открылся. В мае 1896-го, в театре состоялся второй в Москве киносеанс фильмов братьев Люмьер.

В 1896 году в театре Солодовникова открылась Московская частная русская опера Саввы Мамонтова, которая с небольшими перерывами ставила здесь спектакли вплоть до начала 1904 года. Именно на этой сцене ставились оперы русских композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, при этом оперы «Снегурочка», «Псковитянка», «Хованщина», «Орлеанская дева» и «Каменный гость» были поставлены в Москве впервые. Здесь пел Федор Шаляпин. Сергей Рахманинов в сезон 1897 года работал вторым дирижером. Декорации создавали В. Д. Поленов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. М. Васнецов, И. И. Левитан и другие известные художники.

Труппу Мамонтова в театре сменило «Товарищество русской частной оперы» под руководством М. Кожевникова. В 1907 году театр Солодовникова выгорел дотла. Здание было восстановлено (архитектор Т.Я. Бардт).

В 1908 году, сразу после открытия, здесь разместился «Оперный театр Зимина». Здесь ставили оперы и балеты. На сцене выступали Айседора Дункан и Матильда Кшесинская, солисты труппы М.М. Фокина. После Октябрьской революции театр много раз менял название. С 1961 года в здании начал работать Московский театр оперетты.

"Стыдная" клиника

Говорят, захотелось Гавриле Гавриловичу стать дворянином. Пришел он к властям и спрашивает, что для этого нужно. Тут ему и говорят, что на Девичьем поле уже строится медицинский городок, не хватает лишь клиники для лечения венерических болезней – никто не хочет такое строить. Ушел купец, потом вернулся, говорит, построю, но не надо давать ей мое имя, как тогда было принято. В феврале 1895 г. на Девичьем поле (Большая Пироговская, 4, стр., архитектор К.М. Быковский) открылась построенная на средства Г.Г. Солодовникова клиника кожных и венерических болезней (60 коек). Была определена профессиональным сообществом, как лучшая в Европе.

Сегодня в этом здании находится Клиника кожных и венерических болезней имени В.А. Рахманова (советский учёный и педагог в области дерматологии и венерологии).

Завещание

Еще при жизни купец во время Крымской войны 1853–1856 годов выделил 100.000 рублей на устройство госпиталей для военнослужащих, в 1891 году отдал 200 000 на строительство концертного зала и прочие нужды Московской консерватории. Об этом не говорили. Зато рассказывали, что при строительстве здания Консерватории Солодовников воскликнул: «Да будет музыка!» – и бросил в застывающий бетон горсть серебряных рублей.

22 мая 1901 года газеты сообщили, что «вчера в первом часу ночи скончался московский миллионер Гаврила Гаврилович Солодовников, слухи о расстроенном здоровье которого ходили в Москве уже давно».

В час, когда было вскрыто завещание богатейшего в стране купца, состояние которого превосходило состояние Морозовых, Третьяковых и Рябушинских вместе взятых, Россия перестала смеяться над Гаврилой Гавриловичем.

На момент смерти его состояние оценивалось в 20 977 700 рублей. Из них родственникам он завещал 815 тысяч. Большая часть, 300 тысяч, досталась старшему сыну и душеприказчику, члену совета директоров Нижегородско-Самарского земельного банка Петру Гавриловичу, а меньше всех, платье и нижнее белье покойного, - младшему сыну, прапорщику царской армии Андрею. Так отец наказал сына за то, что тот отказался идти «по коммерческой линии». В завещании было упомянуто ещё огромное количество
родственников, друзей, знакомых и даже просто земляков купца.

Сумма, которую он завещал на общественные нужды, стала настоящей сенсацией: 20 162 700 рублей. Столь баснословного пожертвования в России до тех пор не случалось. Сумма должна была быть разделена на три равные части. Первую часть он велел потратить на «устройство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях». Вторую «отдать на устройство профессиональных школ в Серпуховском уезде для выучки детей всех сословий и... на устройство там и содержание приюта безродных детей». Третью часть следовало отпустить «на строительство домов дешевых квартир для бедных людей, одиноких и семейных». «Большинство этой бедноты, – писал в завещании Солодовников, – составляет рабочий класс, живущий честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы».

При этом известный в те времена публицист Влад Дорошевич уже после смерти Солодовникова в 1901 году (и, наверное, после оглашения завещания) посвятил купцу фельетон, в котором уверяет, что его «знала вся Москва, и вся Москва терпеть не могла».

Дома дешевых квартир

На улице Гиляровского, 65 стр. 1 и 57 стоят два огромных дома в стиле модерн с фасадами красно-белой расцветки и множеством оригинальных деталей. Построены они в самом начале ХХ столетия на деньги Гаврилы Солодовникова как доходные дома для малоимущих жителей. По его завещанию в городе должен был быть построен целый квартал подобных домов.

Первых дом для одиноких, получивший название «Свободный гражданин», принял лишь 5 мая 1909 года, а два дня спустя открылся и дом для семейных - «Красный ромб». Первый имел 1152 квартиры, второй – 183. Дома являли собой полный образец коммуны: в каждом из них был магазин, столовая, баня, прачечная, библиотека. В доме для семейных на первом этаже были расположены ясли и детский сад. Все комнаты были уже меблированы. Оба дома освещались электричеством, которым жильцы имели право пользоваться аж до 11 часов вечера! Мало того, в домах были лифты, что по тем временам было почти фантастикой. И жилье было действительно немыслимо дешевым: однокомнатная квартира в «Гражданине» стоила 1,25 руб. в неделю, а в «Ромбе» – 2,5 руб. Это притом, что средний московский рабочий зарабатывал тогда 1,48 руб. в день, а самый неквалифицированный труд не мог оцениваться ниже, чем в 75 копеек.

Первыми в дома для бедных въехали чиновники. Узнавшие об элитной халяве в числе первых, они и составили самую многочисленную часть населения «коммун». Кроме чиновников в домах жили приказчики, писцы, фармацевты, учителя, почтальоны, музыканты, художники. В доме для семейных 134 жильца были дворянами, 249 – мещанами, 264 – зажиточными купцами и 33 – рабочими. Как всегда – ничего не меняется.

В 1960-е гг. жильцы из домов были выселены, и в домах разместились: в доме 57 – Российский союз потребительских обществ (РОСПОТРЕБСОЮЗ), а в доме 65 – ВНИИАЛМАЗ.

Гимназия Солодовникова в Вятской губернии (Глазов)

Нашла одну гимназию в Глазове, бывшая Вятская губерния, построенную на деньги из первой части завещания Гаврилы Солодовникова.

В 1930 году Иван Шмелёв написал заметку-памятку «Душа Москвы»: «Много я ездил по России, бродил по глухим углам и узнавал такое – не поверишь. Ни в Питере, ни в Москве не знали. Знали на местах и не дивились: чему же удивляться – “добрый человек”, и все. Иначе как же? Помню, в Глазове, Вятской губернии, среди лесов и болот… встретил дворец-гимназию. “На капиталы Солодовникова”. На пустыре, во тьме, чудеснейший “дворец света”, воистину свет из тьмы. И это – “темное царство”! Нет: это свет из сердца». Здание стоит до сих пор (фото из открытых источников):

Родильный приют в Серпухове

В Серпухове по завещанию (вторая его часть) был построен родильный приют, архитектор Эппингер Б.М. Приют строился по программе Акушерско-гинекологического общества при Московском университете, – в 1903-1906 гг. Согласно акту приёмки здания, произведённой архитектором Р. И. Клейном: «Исполненная программа отличается необыкновенной широтой размаха и грандиозностью, которая в любой столице мира занимала бы первенствующее место»… Однако же, из-за несогласия душеприказчиков строителя и Серпуховского городского общества, по части управления заведением, - оно так и не было открыто вплоть до осени 1917 года. Сегодня это больница им. Н.А. Семашко (Серпухов, 2-я Московская ул., 8/19). В 1948-1954 годах перед больницей стоял памятник Сталину, в 1954 году перед зданием был установлен памятник Воину-освободителю Вучетича (макет, на основании которого был отлит бронзовый монумент Воину-освободителю, размещенный в Берлинском Трептов-парке). В 2010-е перед зданием построили часовню великомученика Пантелеимона.

А что потом

В 1918 году дома и банковские счета были национализированы. Следы потомков Солодовникова после революции теряются. Говорят, что Петр уехал в Париж, а Андрей, уйдя в запас, некоторое время работал техником путей сообщения, до середины тридцатых...

Сегодня в Серпухове проживает несколько семейств по фамилии Солодовниковы. Потомки? Они этого не знают.

В 2001 году Общественный фонд «Торговля нового тысячелетия» учредил ежегодную Национальную Премию имени купца Гаврила Солодовникова. Она присуждается лучшим менеджерам за значительные достижения и личный вклад в развитие отечественной торговли. Существуют ли она сейчас – не знаю. Нашла номинантов только в 2001 и 2002 года.

На всякий случай: Солодовниковская богадельня на Щипке (улица Большая Серпуховская, 27) построена совсем другими Солодовниковыми: братьями Михаилом Герасимовичем, Алексеем Герасимовичем и Василием Герасимовичем.

Спасибо, что дочитали. Если вы еще что-то знаете, построенное на наследственные деньги Гаврилы Гавриловича Солодовникова – пишите. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.

Про Копьёвский переулок читать здесь:

ИСТОЧНИКИ
Дорошевич В. М. Г. Г. 
Солодовников
Овсянкина М.
Блеск и забвение Гаврилы Солодовникова
Халфин Д. ГАВРИЛА СОЛОДОВНИКОВ: СКУПОЙ ДЕЛЕЦ И ЩЕДРЫЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬ
Чехов А. П. Осколки московской
жизни
Чумаков В.
Чудак Солодовников // журнал «Огонёк». — № 45. — 14 декабря 2003. — С. 24