Найти в Дзене
Деньги Мира

Ура Великому Кардиналу или Последняя Тысячная Купюра Франции

В середине 50-х годов правительство Четвёртой республики и руководство Банка Франции начали переход к банкнотам нового типа. Знаки предыдущей серии «Личности и профессии», начатой после окончания Второй Мировой войны, с многочисленными аллегорическими фигурами, решено было заменить знаками нового образца с более современным оформлением и улучшенными средствами защиты. На знаках серии «Личности и профессии» было изображено всего два исторических персонажа — астроном Урбен Леверье и писатель Шатобриан, большинство же изображений были аллегорическими. При подготовке новой серии банкнот было решено, что отныне на них будут изображаться только портреты великих французов. Эта традиция исполнялась вплоть до введения во Франции общеевропейских денежных знаков. Так вот, в 50-е годы, до введения в обращение новых франков, были выпущены купюры четырёх номиналов: 500, 1 000, 5 000 и 10 000 франков. Для самых крупных номиналов были выбраны портреты Генриха Четвёртого и Наполеона. Выпускались они п

В середине 50-х годов правительство Четвёртой республики и руководство Банка Франции начали переход к банкнотам нового типа. Знаки предыдущей серии «Личности и профессии», начатой после окончания Второй Мировой войны, с многочисленными аллегорическими фигурами, решено было заменить знаками нового образца с более современным оформлением и улучшенными средствами защиты.

На знаках серии «Личности и профессии» было изображено всего два исторических персонажа — астроном Урбен Леверье и писатель Шатобриан, большинство же изображений были аллегорическими. При подготовке новой серии банкнот было решено, что отныне на них будут изображаться только портреты великих французов. Эта традиция исполнялась вплоть до введения во Франции общеевропейских денежных знаков.

Так вот, в 50-е годы, до введения в обращение новых франков, были выпущены купюры четырёх номиналов: 500, 1 000, 5 000 и 10 000 франков. Для самых крупных номиналов были выбраны портреты Генриха Четвёртого и Наполеона. Выпускались они постепенно; первыми в 1953 году были выпущены знаки в 1 000 франков на замену билету «Минерва и Геркулес».

Для их оформления был выбран портрет Армана Жана дю Плесси Ришелье. Разными художниками предлагались варианты — герой Первой Мировой войны маршал Фош, морская богиня Амфитрита, но победил проект Клемана Серво с изображением Ришелье с картины Филиппа де Шампеня "Тройной портрет кардинала де Ришелье".

«Ришелье — это верный выбор… Этот человек — колосс французской истории, с его именем, равно как и с именем Бонапарта связывают важные, можно сказать, судьбоносные преобразования в нашей истории… С того дня, как закончилась война, расколовшая наше общество, прошло немало времени. Но Франция не успокаивается, она всё ещё кипит… Образ Ришелье, положившего жизнь во благо своей страны, должен будет вдохновлять людей».

По традиции, портрет кардинала разместили с обеих сторон билета. На заднем плане лицевой стороны — дворец Пале Рояль (он был построен под руководством Ришелье в 1628 году как Дворец Кардиналов. Сейчас здесь размещаются государственные органы Французской Республики — Конституционный Совет, Министерство культуры).

-2

На обороте купюры портрет кардинала помещён на фоне ворот городка Ришелье — этот городок, задуманный как идеальный город (по представлениям своего времени) был основан по решению кардинала и спроектирован выдающимся архитектором своего времени Жаком Лемерсье. Этот был человек по своему образу мыслей близок Ришелье, кардинал доверял ему строительство многих зданий (например, того же дворца Пале Рояль).

-3

Печатали купюру с портретом Ришелье до 1957 года. После деноминации, когда старые франки обменивались на новые по курсу 100:1, некоторое время на лицевой стороне старых банкнот ставили надпечатку: «Переоценка 10 новых франков»,

-4
-5

а уже в 1959 году появились полноценные банкноты в 10 новых франков. Они представляли собой всё же старые тысячефранковые билеты, но номинал обозначался как 10 новых франков.

-6
-7

Окончательно билеты в 1 000 франков были аннулированы в 1968 году. Это была последняя купюра такого номинала, выпущенная Банком Франции (существовал проект билета в 1000 франков с портретом Равеля, но он не был реализован).

см. также: