Найти тему
В небе и космосе

Кто выиграл при отказе США от российских "РД-180" и "РД-181"?

Как известно, даже секретные материалы, например в США, нет – нет, да просачиваются в прессу. Так недавно издание «The Washington Post» (WP) сообщило, что согласно секретным исследованиям, российские космические программы стали получать недофинансирование, начиная с 2020 года. Это, во-первых, скорее всего, связано с тем, что ранее, за доставку западного астронавта на МКС (с помощью российских кораблей «Союз») НАСА платило 75 – 85 миллионов долларов. Все изменилось после первого запуска корабля «Crew Dragon» (от Spase X») 30 мая 2020 года с 2-мя американскими астронавтами. Как считает издание «The Washington Post», это лишило «Роскосмос» одного из основных источников доходов. Во вторых, согласно закона, принятого конгрессом США 12.12.2017 года (в который, начиная с 2018 года, внесено несколько изменений для госзакупок МО США, касающиеся нацобороны) ограничиваются некоторые поставки. Смысл изменения в том, что вводится запрет на поставку оборудования для МО США из некоторых стран, в том числе и из России. Ограничения не будут применяться к запускам, осуществляемым до 31 декабря 2022 года. А что же Россия поставляла в штаты? Так вот, российское НПО «Энергомаш» поставляло в США ракетные двигатели «РД-180» и «РД-181» для ракет «Atlas-5» и «Antares». Однако, еще в 2018 году И. Арбузов (генеральный директор НПО «Энергомаш») заявил о большой финансовой зависимости от поставок двигателей «РД-180» и «РД-181» в США. И в третьих: ограничения в поставке радиокомпонентов привело к задержке производства российских военных и гражданских спутников. В апреле 2021 года в США были поставлены последние 6 двигателей «РД-180», а в августе Т. Бруно (гендиректор ULA) заявил, что у них достаточно российских двигателей и их закупки прекращены, т. к. все запуски на ракетах «Atlas-5» уже расписаны, а на замену «Atlas-5» уже готовится ракета «Vulcan», оснащенная американскими двигателями «BE-4». Но вышло все как в пословице: смеется тот, кто смеется последним. Как это понимать, по отношению к космической отрасли? Да очень просто: в марте этого года в США прошла конференция «Satellite-2023», где участники отметили то, что отрасль космических запусков находится в кризисе из-за недостаточного количества РН, т. к. многие компании сотрудничали с Россией (опять виноваты русские). А теперь вспомните, как Т. Бруно (гендиректор ULA) бравировал в 2021 году по поводу наших «РД-180». Однако на конференции «Satellite-2023» он заявил, что у ULA (United Launch Alliance) произошла нехватка двигателей «РД-180» (после мартовских санкций 2022 года, Россия больше не поставляет в США ни «РД-180», ни «РД-181») и виновата в этом Россия. Ага, они нам санкции, а мы им «блюдечко с золотой каемочкой» - не выйдет. Оказывается, на сегодняшний день в США рынок спроса на пусковые услуги намного превышают рынок предложений. А как же их хваленый «Vulcan» с двигателями «BE-4»? Еще в 2022 году планировалось построить более десятка двигателей «BE-4», но уже заканчивается 2023 год, а проблемы с турбонасосом «BE-4» так и не устранены. Поэтому на конференции «Satellite-2023» Т. Бруно (гендиректор ULA) сказал, что, пока, все надежды на запасы российских «РД-180». И еще, с запусками ракет «Antares» с «РД-181» ситуация еще хуже: с 2022 по 2024 год США планировало закупить еще 12 «РД-181», но тут промашка, т. к. с марта 2022 года Россия перестала поставлять американцам «РД-181». Так что у США осталась одна альтернатива: запуск спутников с помощью ракеты «Falcon 9» от компании «Space-X» И. Маска. Но надо понимать, что «Space-X» всех не вытянет. Так кто кому больше навредил? Только одна компания выиграет при отказе США от российских двигателей: это конечно «Space-X» И. Маска, ведь еще и "ЕКА" отказалась от наших "Союзов", а запускать навигационные спутники «Galileo» необходимо постоянно.

Статья вас заинтересовала?

Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.