Найти в Дзене
Эстетика бонсай

«Шагающий» бонсай Гавайев

Оглавление

Слово «шагающий» я выдернула из названия одной бонсайной композиции - «Шагающее мангровое дерево» («Walking mangrove»). Ее автор – Гораций Клей (Dr. Horace Freestone Clay, 1918-1988). Это самый известный бонсай художника. Сейчас он хранится в Репозитории бонсай штата Гавайи, который курируется сотрудниками питомника Фуку-Бонсай (Fuku-Bonsai) и поддерживается Фондом бонсай Средне-Тихоокеанского региона (Mid-Pacific Bonsai Foundation, MPBF). Фонд был создан в 1986 году, а репозиторий в настоящее время является общественной коллекцией, которая позволяет демонстрировать в открытом доступе ряд мемориальных бонсай, размещенных здесь в честь известных специалистов по выращиванию бонсай в Фуку-Бонсай или на крупных конференциях или демонстрациях бонсай. Здесь хранятся бонсай, связанные с именами Харуо «Папа» Канеширо, Сабуро Като, Синдзи Огасавара, Джона Нака, Тома Ямамото, Пиуса Ноттера. Первые бонсай были подарены семьей Садакичи Сугахара.

Сабуро Като (третий слева) и созданный им из фикусов «Лес мира» (Peace Forest). Фото 1990 г.   Источник: http://www.fukubonsai.com/5a3a.html
Сабуро Като (третий слева) и созданный им из фикусов «Лес мира» (Peace Forest). Фото 1990 г. Источник: http://www.fukubonsai.com/5a3a.html
«Будучи старейшим англоязычным сообществом бонсай в США , Гавайи в настоящее время обучают свое пятое поколение в среде, где общение с бонсай приносит такое же удовлетворение, как и хобби-искусство. Некоторые из нас являются третьими, четвертыми или даже пятыми управляющими старыми бонсай, и мы ведем учет каждого из них, чтобы почтить память тех, кто создал эту красоту. Подаренные мемориальные бонсай в Репозиторий бонсай штата Гавайи поддерживаются на основе видения или плана основного первоначального тренера, и когда этот план неизвестен и требуется стилизация, мы следуем Кредо Хранителей в рестайлинге и доработке. Нам, как зрелому сообществу бонсай, есть чем поделиться!»

Клей, формируя «шагающий» бонсай, долго искал подходящий горшок. Ученый, биолог, он много путешествовал по миру, около 40 раз был в Японии, нужный горшок не находился. Однажды его попросили спроектировать и заказать в Японии горшки для одной из старейших гавайских коллекций бонсай, приобретенных семьей Гизе (Giese). Имея неограниченный бюджет, Гораций Клей связался с японским мастером Сейдзаном Катаока (Seizan Kataoka). После выполнения заказа, Катаока создал горшок и для задумки Клея. Это был очень длинный горшок для бонсай размером 43 дюйма в длину, 11 1/2 дюйма в ширину и 3 1/2 дюйма в высоту. Идея Клея состояла в том, чтобы растение занимало только 50% площади горшка, чтобы дерево могло «шагать».

«Шагающее мангровое дерево». Автор Dr. Horace Freestone Clay. 
Источник: http://www.fukubonsai.com/5a9.html
«Шагающее мангровое дерево». Автор Dr. Horace Freestone Clay. Источник: http://www.fukubonsai.com/5a9.html

В репозитории также представлена великолепная керамика, созданная японскими мастерами, и коллекция деревянных укиёэ. 12 гравюр бонсай были привезены самим Клеем из разных поездок. Некоторые из них относятся к периоду изоляции Японии (до 1853 года) и, соответственно, отражают бонсай того периода. Клей имел возможность изучать и культуру пэньцзин. Еще в 1960-х годах, когда большая часть мира еще не знала о пэньцзин, доктор Клей заявлял, что примерно 150 лет назад японский бонсай и китайский пенцзин были очень похожи, а современный японский бонсай относительно молод и все еще быстро развивается.

Биолога по образованию Клея в бонсай отличало еще и то, что он придавал своим деревьям уникальные формы, основанные на садоводческих особенностях конкретного растения.

«Он познакомил нас с международными стандартами садоводства и научил ценить особую роль, которую играют Гавайи как изолированная лаборатория растений в центральной части Тихого океана с неограниченной микросредой»
Деталь картины Тосю Сегецу (Toshu Shogetsu) из коллекции Клея изображает культуру и искусство знатных женщин Японии. 
Источник: http://www.fukubonsai.com/5a9.html
Деталь картины Тосю Сегецу (Toshu Shogetsu) из коллекции Клея изображает культуру и искусство знатных женщин Японии. Источник: http://www.fukubonsai.com/5a9.html

А вот теперь, вслед за биографией Клея можно «прошагать» весь путь бонсай на Гавайях.

Когда у Горация Клея в 1986 году обнаружили рак, он сыграл важную роль в создании MPBF и внес символическую сумму, чтобы гарантировать, что его коллекция из двенадцати бонсай укиёэ (гравюр на дереве) останется в общественном достоянии.

Открытие фонда было альтернативой неудачной попытки Клея создать общественную коллекцию бонсай в столичном Гонолулу. Тогда было решено создать международный центр и хранилище выдающихся бонсай на основе питомника Фуку-Бонсай. Связь фонда с питомником Фуку-Бонсай тоже объяснима. В 1973 году Гораций был директором-основателем питомника. Дружба с Дэвидом Фукумото (David Fukumoto) началась в середине 1960-х годов, когда Горация Клея как биолога и увлеченного японской культурой человека пригласили поучаствовать в одном из мероприятий, посвященных бонсай.

Гораций был бесценным источником информации для сообщества бонсай Гавайев, стоял у истоков создания и занимал пост президента Гавайской ассоциации бонсай в течение первых десяти лет, начиная с 1970 года.

Дэвид Фукумото.
Источник: http://www.fukubonsai.com/1c1b2.html
Дэвид Фукумото. Источник: http://www.fukubonsai.com/1c1b2.html

Клей привозил на Гавайи самые разные растения. Однажды Клей и Фукумото создали товарищество с ограниченной ответственностью под названием HORVID, чтобы успешно импортировать, размножать и вводить в торговлю коммерческие количества имбиря «Розовая принцесса», срезанные цветы которого сейчас составляют значительную долю гавайского экспорта.

Со временем пришли идея и возможности создать питомник бонсай на «большом острове».

Книги,созданные при участии Горация Клея.
Книги,созданные при участии Горация Клея.

Гораций Фристоун Клей был одним из самых выдающихся садоводов Сан Диего. Любовь к этой деятельности ему привил отец. Гораций в молодости работал в некоторых крупных частных садах и имел перед глазами примеры выдающихся садовников. Но путь его в ботанику был непрост. Он учился в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, но по материальным причинам не смог закончить образование.

Гораций Клей. 1950 год.  
Источник: https://scholarspace.manoa.hawaii.edu/server/api/core/bitstreams/a6c68e97-3e3a-4a67-84a8-d111bff36a60/content
Гораций Клей. 1950 год. Источник: https://scholarspace.manoa.hawaii.edu/server/api/core/bitstreams/a6c68e97-3e3a-4a67-84a8-d111bff36a60/content

Позже, когда Соединенные Штаты вступили во Вторую Мировую войну, Клей поступил на военную службу и был произведен в офицеры в 1943 году. Как ветеран он имел право на получение пособий на послевоенное образование и продолжил учебу. Он получил степень бакалавра в 1950 году на Гавайях, степень магистра в 1952 году в Масачуссетском университете. Степень доктора философии ему была присвоена в 1958 году в Чикаго.

Гораций Клей – преподаватель университета, автор статей и книг, участник самых разнообразных сообществ, ведущий радиоэфира о растениях «Green & Growing» и «человек, который в наибольшей степени расширил концепцию бонсай как международного художественного растения». Погрузившись однажды в бонсай, Клей «прошагал» вместе с друзьями и коллегами всю лестницу, по которой двигалась эта культура в регионе Гавайев, часто становясь идейным флагманом и организатором этого «похода».

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале:

«Эстетика бонсай» ВКонтакте