«Мне нравится дендрарий Доуза (Dawes Arboretum, США), я был там несколько раз. Коллекция бонсай явно страдает от отсутствия квалифицированного мастера по бонсай, который занимается уходом за деревьями, но они поддерживают их здоровье и поливают»
«Жаль, что коллекция постепенно теряет форму. Там есть хороший, хорошо выдержанный материал»
«Признаюсь, я избалован, так как легко могу посетить коллекции Чикаго и Милуоки»
«Общество бонсай Колумбуса действительно должно профинансировать восстановление этой коллекции. Может быть, когда у них есть художник, такой как Бьорн или Мэтт Рил, Колин Льюис или Оуэн Райх (Bjorn, Matt Reel, Colin Lewis, Owen Reich), не важно, кто, вплоть до клуба, на следующий день после собрания клуба попросит художника поработать день в Dawes Arboretum, поскольку клуб уже оплатил проезд на собрание, это будет всего лишь дополнительная дневная плата, скажем, $400, за то, чтобы художник поработал с несколькими деревьями. За 3 года вся коллекция Dawes может преобразиться»
Приведя серию цитат этого продвинутого любителя бонсай, облагородив текст несколькими фотографиями общего вида дендрария и нескольких деревьев бонсай, расположенных в гостевой зоне этого большого хозяйства, добавив несколько фактов из жизни этого удивительного места, можно остановить повествование, сделав вывод о том, что коллекция бонсай питомника не вполне хороша и требует серьезного вмешательства.
Но, посмотрев на ситуацию с другой стороны, разобравшись в истории дендрария и его коллекции бонсай, можно принять это частное мнение как пожелание небольшого организационного изменения в работе дендрария для достижения еще лучших результатов.
Dawes Arboretum создан в 1929 году. В центре огромной территории фермы, купленной семьей Доуз, стоял кирпичный дом, вокруг которого Берман и Берти (Beman, Bertie) Доуз стали сажать деревья, привезенные из разных уголков мира, и способные выжить в штате Огайо. Слегка холмистая территория фермы приспосабливалась к тому, чтобы создавать условия не просто для отдельно посаженных деревьев разных видов, а копировать природные уголки, условия в которых были бы приближены к жизни того или иного вида деревьев.
Так, одной из первых еще в 1917 году была посажена роща из 50 сахарных кленов, а позже возникло «кипарисовое болото» - высаженные в парке лысые кипарисы создают сейчас достаточно большой участок уникального леса. Большинство участков дендрария демонстрируют фрагменты естественных лесов штата Огайо. Современные туристы с восторгом отзываются о японском саде, есть участок с топиариями, зона кормления птиц.
В дендрарии еще много уникальных рукотворных природных зон. Например, здесь находится большой геоглиф - надпись из посаженных растений. Название дендрария просматривается со специально построенной вышки, но еще лучше – с самолета и, вероятно, из космоса.
Коллекция бонсай как часть культуры работы с деревьями возникла в парке тоже достаточно давно. Можно прочитать, что некоторые деревья начали воспитываться как бонсай, например, в 1959 году. Много бонсай начали свой «путь» в 1970-е годы. В основном это были уличные деревья. Например, в 2008 году коллекция включала немного больше 60 деревьев, одному из которых было 101 год. В 2014 году коллекция насчитывала уже около 100 деревьев.
Вероятно, коллекция принадлежала семье Доуз, поэтому, несмотря на то, что в разное время на территории дендрария проводили встречи и занятия различные клубы бонсай, не была связана с клубным движением. Она была логичной частью дендрария, одной из его коллекций или демонстрационных зон. Уход за деревьями осуществляла сама семья или сотрудники дендрария, ухаживающие и за всем остальным хозяйством. Однако связанный с поставщиками деревьев и материалов для бонсай, дендрарий организационно обеспечивал клубные занятия и мероприятия в период выставок.
Посещение территории дендрария долгое время было бесплатным.
Многие мероприятия, в том числе мастер-классы во время выставок бонсай приносили прибыль и организаторам мероприятий и владельцам дендрария. Но несколько последних лет дендрарий начал брать плату и за посещение своей территории. 5-10 долларов с детей и, соответственно, взрослых.
Первая внутренняя выставка бонсай в дендрарии состоялась в 1980 году. Позднее выставки стали ежегодными, они носили статус региональных, иногда различные клубы совместно демонстрировали до 70 деревьев рядом с существующей коллекцией дендрария. Это были одни из самых посещаемых мероприятий дендрария. В эти дни здесь бывало 2000-3000 человек.
Выставки носят не только музейный характер – во время них можно приобрести бонсай или материалы для его создания, получить консультации, участвовать в мастер-классах и других мероприятиях.
Выставки последних лет все больше стали напоминать фестивали японской культуры, где представлены атрибуты других национальных культурных традиций, звучит японская музыка, демонстрируются боевые искусства. В организации мероприятий участвует Институт японских исследований при Университете штата Огайо.
Как минимум несколько последних лет на базе дендрария проходят текущие мероприятия и ежегодные выставки Общества бонсай Колумбуса (Columbus Bonsai Society). Именно к организаторам этого сообщества были обращены цитаты, приведенные в начале статьи. Общество, как и его предшественники, проводит здесь занятия, действительно приглашая известных специалистов бонсай. Несмотря на то, что по каким-то причинам, возможно, зависящим от руководства дендрария, SBC не приняло на себя ответственность за коллекцию, общество участвует в жизни дендрария, являясь организатором или участником мероприятий, привлекающих внимание и финансовые средства к дендрарию.
Так, например, помимо регулярных выставок бонсай и занятий Columbus Bonsai Society на базе дендрария, 1 сентября 2017 года члены CBS выступили организатором мероприятия «Наблюдения за осенней луной», а 29 апреля 2013 года приняли участие в фестивале «День дерева».
Кажется, что дендрарию не хватает только одного – знаменитых деревьев, которые привлекали бы в это место не случайных любителей побродить на природе, а специалистов и знатоков этой культуры со всего мира. Автор цитаты пронзительно прав - приглашая в дендрарий знаменитых бонсаистов, можно было бы «проконсультировать» у них некоторые деревья, а также позволить мастерам работать с коллекциями. Деревья же, связанные с именами людей, прилагающим к ним усилия (творческие или физические), только увеличивают свою музейную ценность.
Так делают многие, ставшие знаменитыми музеи, например, музей в Чикаго, о котором говорилось в цитате. Еще более подходящим примером является коллекция итальянского Музея бонсай питомника Franchi Bonsai. Но, судя по всему, приходит время и коллекции Dawes Arboretum стать знаменитой.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Самое интересное – впереди.