Найти в Дзене

Это многомерное искусство

Оглавление

В последнее время, несмотря на заботы и житейские трудности, у меня было несколько сильных впечатлений, связанных с миром сцены. Это спектакль труппы Английского национального балета и волшебное представление в Тбилисском театре кукол Резо Габриадзе. Казалось бы, что общего между искусством балета и театром кукол? Но всё же есть много любопытных закономерностей.

«Замок красоты»

Это слова из стихотворения Иосифа Бродского «Классический балет есть замок красоты». В произведении балет воспринимается как памятник давно ушедшей эпохе, по которой поэт испытывает ностальгию. В контексте конкретного стихотворения это звучит интересно и очень талантливо, но в реальном мире классический балет не только памятник культуры, но и живое явление, продолжающее влиять на современное искусство. В разные годы меня потрясало творчество Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой и
Мариса Лиепы.

В юном возрасте я часто смотрел балет по телевизору. Это были великолепные спектакли. Но я чувствовал, что даже в среде интеллигенции (правда, технической) к классическому балету сдержанно-уважительное отношение. А среди большинства ровесников было принято даже высмеивать балет и классическую музыку. Разумеется, это не было секретом и для тех, кто по долгу службы должен был заниматься воспитанием эстетического вкуса молодого поколения.

И вот в 1967 году был снят замечательный фильм «Я вас любил». В нем рассказывается о влюбленности школьника Коли Голикова в девушку из хореографического училища. Режиссер Илья Фрэз создал тонкий лирический фильм. В его сюжет органически вплетены сцены классического и современного балета. Недавно я посмотрел этот фильм еще раз и убедился, что он нисколько не устарел. Думаю, что благодаря этому кинофильму многие молодые люди открыли для себя искусство балета и впервые вошли в «Замок красоты».

Откуда Джордж Баланчин и Антон Долин

Спектакль Английского национального балета мне посчастливилось увидеть в современном здании в Лондоне. Он состоял из трех частей: сначала хореографические сцены на музыку Петра Чайковского, затем – балет Игоря Стравинского «Весна священная», а во втором отделении – хореографические сцены на музыку Рихарда Штрауса. Сцены на музыку Чайковского произвели на меня огромное впечатление. Изысканность и легкость танцовщиков была поразительной, и сама собой вспомнилась строка Пушкина: «Она, как пух из уст Эола».

Эта музыка точно совпадала с хореографией Джорджа Баланчина, которого многие считают величайшим хореографом мира прошлых и нынешних времен. Кстати, его настоящее имя Георгий Баланчивадзе. Будущий хореограф родился в Санкт-Петербурге в 1904 году. В 1913-м был зачислен в императорское театральное училище. Позднее он окончил и Петроградскую консерваторию. А в 1924 году оказался в Париже, где познакомился с Сергеем Дягилевым. Именно Дягилев посоветовал танцовщику взять псевдоним. Так появился Джордж Баланчин.

Но вернемся к спектаклю. После музыки Чайковского мы погрузились в мир Игоря Стравинского. Балет «Весна священная» – одно из моих любимых произведений. Я никогда не забуду далекий солнечный день, когда услышал его впервые. В этом творении композитор попытался воссоздать древний мир языческой Руси. Интересно, что либретто к первой постановке балета написал Николай Рерих. Он же придумал и некоторые костюмы, а также написал декорации. У меня музыка «Весны священной» вызывает в сознании яркие, солнечные образы. Но в данном случае на сцене мы увидели нечто иное. Свободные, раскованные движения танцоров передавали страстность и трагизм происходящего.

Во втором отделении спектакля мы посмотрели хореографическую композицию на музыку Рихарда Штрауса. Критики часто пишут о традиционном характере творчества знаменитого немецкого композитора. Мне кажется, что это верно лишь отчасти. Развивая традиции, Штраус сделал немало художественных открытий. Его симфонические поэмы – новое слово в музыкальном искусстве. Большой интерес представляют и балеты Рихарда Штрауса. Стоит отметить, что с композитором работал выдающийся балетмейстер Михаил Фокин.

Интересно, что Английский национальный балет был создан в 1950 году Алисией Марковой и Антоном Долиным. Это сценические имена двух английских танцоров – Лилиан Элис Маркс и Сидни Фрэнсиса Патрика Чиппендалла Хили-Кэя. Оба артиста начинали свою творческую карьеру в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.

Волшебный театр Резо Габриадзе

В центре Тбилиси в районе, который называется Старым городом, стоит небольшое здание. Его можно принять за старинный особняк, но построено оно сравнительно недавно, в 1981 году. Создано с большим вкусом и органически сочетается с находящейся неподалеку древней базиликой. Это театр кукол Резо Габриадзе или, говоря официально, «Тбилисский государственный театр марионеток».

-2

Сознание людей устроено так, что многим кажется, будто всё великое было в далеком прошлом. Это не так. Когда думаешь о творческой судьбе Резо Габриадзе, то невольно вспоминаются художники эпохи Возрождения. Разумеется, я говорю не о буквальном сравнении с кем-то из титанов Ренессанса, а о духе творчества.

К сожалению, в последнее время появилось достаточно утилитарное отношение к искусству. Если художник – рисуй картины, писатель – пиши, поэт – сочиняй стихи… Творчество Резо не вписывается ни в какие схемы. По его сценариям снято более 30 фильмов, среди них «Не горюй», «Мимино», «Кин-дза-дза». Это настоящие шедевры, ставшие событием в кинематографе. Резо Габриадзе был режиссером, драматургом, художником, скульптором и автором замечательных книг. В 1981 году он создал и долгие годы руководил изумительным театром кукол. Сам писал пьесы и сам создавал куклы для своих волшебных спектаклей.

И вот однажды вечером мы вошли в небольшой зал его театра. Спектакль назывался «Рамона». Это история любви.

Действие происходит в конце сороковых годов XX века, а главные герои (тут начинаются чудеса) – два старых паровоза. Я представляю, какую иронию это может вызвать у некоторых читателей. Но, когда смотришь на сцену, то невольно забываешь обо всех условностях и сразу погружаешься в удивительный и сказочный мир, который, тем не менее, куда реальнее того, что нас порой окружает.

Возлюбленный Рамоны вынужден уехать в Сибирь, а она остается на маленькой станции, и тут в город неожиданно приезжает цирк. Действие становится поразительно увлекательным. Реальные люди, которые еще недавно жили среди нас, и герои цирка, которые обитают в разных временах и кочуют из столетия в столетие, оживили сцену небольшого театра, и она вобрала мир, огромный, таинственный, но, к сожалению, ушедший. Настоящее искусство всегда обращается к каждому зрителю отдельно, к его внутреннему восприятию и душе. Я это почувствовал и вошел в мир, созданный Резо Габриадзе.

И еще одно воспоминание – это цирк, вдруг приехавший в город, огромный шатер, огни и темнота. Спектакль «Рамона» поразительно многомерен. Это воспоминание о юности, история любви и в какой-то степени философская притча. Театр кукол – очень древнее искусство. Он существовал уже в античные времена. Образы кукол возникают во многих видах искусства. Все помнят балет Чайковского «Щелкунчик». Волшебный и прихотливый мир, соединяющий реальность и фантазию, возникает в пьесе Александра Блока «Балаганчик». Настоящим откровением стал балет Игоря Стравинского «Петрушка». Театр Резо Габриадзе сочетает в себе древнюю традицию и смелое новаторство. К сожалению, великого художника не стало в 2021 году.

Но, глядя на сцену, где происходило удивительное зрелище, я невольно чувствовал во всём, что меня окружало, незримое присутствие мастера.

Напомним, уже в седьмой раз светское Черноречье готовится к самому романтичному событию года.

Анатолий МОВШЕВИЧ