Представьте себе два идеологически непримиримых лагеря. Одни утверждают, что земля — это центр вселенной, вторые, что это всего лишь песчинка в огромном океане звезд. И спорят они не для того, чтобы доказать свою правоту, а потому что, используя свою личную позицию каждый оправдывает свои поступки. Их идеология питает и оправдывает любые их мысли и поступки.
Например, первый лагерь говорит:
«Земля центр вселенной, а это значит у людей великая миссия в этом мире. Вот поэтому мы учим этих островитян слову божьему, чтобы они знали, как вести себя в нашем огромном мире».
А второй лагерь:
«Островитяне сами вправе выбирать как им жить и кому молиться, ведь они неплохо жили до нашего приезда на их землю. Так как мы являемся всего лишь песчинкой во вселенной, то не вправе навязывать свои мысли, а вдруг где-то там есть кто-то сильнее нас, и они тоже прилетят к нам на планету и начнут навязывать своё «слово божье». Вам же не понравится, когда вас силой заставляют во что-то поверить?»
На что первый идеологический лагерь отвечает:
«Они, их дети и может быть правнуки могут сопротивляться. Но правнуки уже будут жить по нашим правилам и вместе с нами строить новый мир и жить по законам нашего Бога. Так будет лучше для всех. Иногда требуется сила, чтобы получить в будущем результат».
Второй идеологический лагерь отвечает:
«Если всё решать силой, то когда-нибудь и на вас найдется более сильный, который поступит с вами точно также. И всё повториться вновь».
Первый лагерь:
«Мы будем готовы к этому, вот поэтому нам нужно работать дальше и как можно большему количеству рассказывать нашу истину».
Прошло 10 000 лет и теперь на планете уже не 2, а 200 идеологических лагерей. И у каждого своя истина. И каждый в чём-то прав. Но если в далёком прошлом не смогли договориться 2 идеологических лагеря, то как могут уладить все разногласия двести?
Вот и молодой поэт Фёдор Тютчев, наблюдая события 1828-1829 годов, а это русско-турецкая война, начавшаяся только ради укрепления сферы влияния той или иной державы, пишет на первый взгляд странное стихотворение Silentium!
Но это только на первый взгляд. Потому что Тютчев прекрасно знал историю и разбирался в политике. Всё-таки будущий дипломат. Сама по себе «мысль изреченная» не имеет веса. Вес ей придаёт то, кто её сказал и в каких интересах. И дальше мысль, как ещё говорят, начинает «обрастать мяском». И вот она уже не сказанный где-то звук или фраза, а целое идеологические движение, которое для многих уже с рождения является истинной.
Silentium!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь —
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи…
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум —
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи —
Внимай их пенью — и молчи!..
1830 г.