В недавней книге «MCU: Господство студии Марвел» была раскрыта некоторая закулисная информация о производстве фильмов под крылом Disney, часть из которой касается проектов по «Звёздным войнам». В частности, оказалось, что 11 декабря 2020 года, когда было анонсировано множество контента по кинофраншизе, не все проекты имели под собой реальную основу для того, чтобы быть анонсированными в принципе.
Собственно, на данный момент, спустя три года, мы можем в этом убедиться: сериалы «Лэндо», «Рейнджеры Новой Республики», «Истории дроидов», фильм «Разбойная эскадрилья», а также картина от Тайки Вайтити до сих пор не то, что не увидели свет, но даже не ушли в препродакшн. При этом официальным статусом не обладает ни один из данных проектов (чуть ниже я аргументирую важность этого тезиса).
Более того, вышеперечисленные проекты стоят особняком от прочего контента, также анонсированного 11 декабря 2020 года. Смотрите сами:
- «Оби-Ван Кеноби» фактически был анонсирован повторно, ибо годом и несколькими месяцами ранее о сериале публично заявили Кэтлин Кеннеди и Юэн Макгрегор. К моменту повторного анонса сериал уже обзавёлся командой, кастом и концепт-артами;
- «Асока» уже имела шоураннера Дэйва Филони и главную героиню в лице Розарио Доунсон, а сам персонаж несколькими неделями ранее дебютировал во втором сезоне «Мандалорца»;
- «Андор», как и сериал про Кеноби, был анонсирован повторно, и к этому моменту уже был частично отснят;
- «Бракованная партия» была полностью отснята (в части первого сезона, разумеется);
- «Послушник» имел непосредственного шоураннера – Лесли Хэдланд;
- «Видения» были представлены публике через четыре с небольшим месяца после анонса, следовательно, к моменту анонса были либо на стадии продакшна, либо постпродакшна.
Как видите, все анонсированные в декабре 2020 года проекты можно условно разделить на 2 категории: находящиеся в производстве и не находящиеся в производстве. Логично, что именно вторые так и не вышли. А это значит, что Lucasfilm фактически анонсировала воздух.
Но зачем?
Точных инсайдерских ответов я не дам, но постараюсь порассуждать. Мы живём в век, когда информация является крайне монетизируемым и востребованным товаром на рынке. При чём в данном случае речь не идёт о правдивой или неправдивой информации, а исключительно о хорошо усваиваемой или (более умным словом) конъюнктурной.
Конъюнктура, если по-простому, - это текущее положение дел. Тот, кто понимает конъюнктуру, может грамотно управлять своими ресурсами и зарабатывать на этом.
Приведу абстрактный пример с опорой на заданную тему. Анонс «Лэндо» с Доналдом Гловером в главной роли ничего не стоит, это лишь инфоповод, за который никто не несёт ответственности. Т.е. если «Лэндо» никогда не выйдет, никто из причастных к его анонсу не пострадает (пострадают только зрители, но кого это волнует?).
Но вместе с тем данный анонс несёт в себе коммерческий потенциал: кто-то, возможно, решит пересмотреть (или посмотреть впервые) «Соло», где персонаж в исполнении Гловера впервые появился, и купит для этого подписку на Disney+. В результате студия получит результат в n долларов при вложениях в 0 долларов.
Выгодно? Выгодно.
Прочие «воздушные» анонсы призваны поддержать хайп и создать иллюзию, что «Звёздные войны» на плаву, и всё идёт по плану (повторюсь, здесь неважно, каково реальное положение дел, важна лишь конъюнктура). Контента в любом случае предостаточно (по несколько проектов в год), так что «воздушные» анонсы лишь подкрепляют сознание зрителя в том, что франшиза живее всех живых, а впереди – много интересного, поэтому есть резон купить подписку на Disney+ прямо сейчас.
Строго говоря, здесь я бы не стал обвинять Lucasfilm во лжи по нескольким причинам.
Во-первых, если студия и обманывает покупателя, то только на половину, потому что половина из анонсированных проектов стабильно выходит.
Во-вторых, Lucasfilm не является самостоятельной студией, а целиком и полностью (вместе с её президентом Кэтлин Кеннеди) зависит от материнской компании Disney, в которой свои правила.
Disney – это коммерческая структура по продаже аудиовизуального удовольствия, которая существует в реалиях современного рынка, где, с одной стороны, управляет им, создавая тренды, а с другой стороны, зависит от него. Это означает, что финансовое состояние компании будет зависеть от того, сколько удовольствия (читай – просмотров) она сможет продать. Любым способом. «Воздушные» анонсы для этого вполне годятся.
По этой же чисто коммерческой причине, как я считаю, мы получили сериалы «Оби-Ван Кеноби» и «Асока» такими, какие они есть, а именно – растянутыми и местами сильно бедными на декорации. При чём, в данном случае одно определяет другое.
Бюджет сериалов не позволил показать битву Кеноби и Вейдера в футуристических завораживающих декорациях, а другую Галактику, где заточён гранд адмирал Траун, – чем-то, отличным от монгольских степей (если что, я не был в Монголии, но как-то так я себе их представляю). При этом количество серий обоих сериалов (6 для «Оби-Вана Кеноби» и 8 для «Асоки») заставляет западных зрителей платить, как минимум, за 2 месяца подписки на Disney+, если они хотят смотреть серии по мере их выхода. В результате мы имеем провисающее действие, бессмысленные диалоги и дозу аудиовизуального снотворного.
А в случае «Оби-Вана Кеноби» на коммерческий потенциал влияет также хайп вокруг заглавного персонажа. Это позволяет урезать затраты на производство без рисков для потенциальных просмотров, ибо сам по себе инфоповод, связанный с премьерой этого сериала, является монетизируемым продуктом (собственно, сериал изначально планировался как трилогия фильмов с гораздо большими затратами, что видно даже по концепт-артам). В качестве доказательства: премьера «Оби-Вана Кеноби» поставила рекорд по просмотрам на Disney+, хотя в премьерной серии не было ничего такого, о чём можно было бы сказать: «Вау!».
Особенно печально, что оба сериала имеют в своей основе довольно живые и интересные идеи, но их исполнение сильно бьёт по качеству и общему восприятию проектов.
Лично я считаю, что переломный момент наступил тогда, когда в прокате провалился «Соло», что заставило студию пересмотреть бюджеты для своих проектов и одновременно пойти на всяческие ухищрения, чтобы при минимуме вложений получать максимум прибыли.
Откровенно говоря, такого при Джордже Лукасе не было. Создатель франшизы, начиная с сиквела своего первого фильма, каждый раз рисковал, вкладывая в производство собственные деньги, и каждый раз выходил победителем. Дело в том, что Лукас из того поколения, когда молодые и дерзкие режиссёры бросали вызов устоявшейся голливудской системе (однако, правда, со временем ставшие её частью).
Нынешний владелец франшизы не всегда (подчеркну – именно не всегда) заинтересован в подобных вызовах и сопутствующих коммерческих рисках. Точнее, инвесторы заинтересованы в смелых и дерзких вызовах тогда, когда они сулят прибыль. Здесь немаловажный фактор играет то обстоятельство, что для Лукаса франшиза была личной, тогда как для студии Disney она является популярным брендом.
В этой связи я абсолютно не разделяю гонения в сторону Кэтлин Кеннеди или Дэйва Филони, потому что в рамках устоявшейся парадигмы они являются наёмными работниками, в задачи которых входит выстроить творческий процесс так, чтобы он мог гарантировать прибыль.
За то, что мы увидели такие рискованные проекты, как «Изгой-один» или «Андор», как раз стоит благодарить президента Lucasfilm (при всех прочих неурядицах внутри студии).
Вернёмся к официальным статусам нереализованных проектов. Обратите внимание, что с момента их анонса мы, в основном, получаем инсайдерскую и неофициальную (в лучшем случае – полуофициальную) информацию от различных лиц. Т.е., несмотря на очевидно мёртвый фактический статус этих сериалов и фильмов, их никто официально не отменяет.
Но почему?
Полагаю, всё дело, опять же, в конъюнктуре. Студийным инвесторам выгодно сохранение статуса-кво для подобных проектов, потому что пока они не будут отменены, можно сколь угодно спекулировать на тему их разработки, поддерживая информационные поводы, стимулирующие зрительский интерес (который, в конечно счёте, необходим для получения прибыли).
Разберём пример всё с тем же «Лэндо». Некоторое время назад появилась информация, что над сценарием сериала поработают братья Доналд и Стивен Гловеры, а несколько позже в рамках одного подкаста Стивен Гловер добавил, что у них есть идея превратить сериал в полнометражный фильм.
Собственно, всё. Это нельзя назвать официальным заявлением чисто по формальным признакам; это просто мысли вслух одного из возможных (!) причастных к проекту.
Однако один блогер раздул данный инфоповод до фейкового видео, большая часть которого состоит из вымышленной информации, не соответствующей действительности. Данный блогер также понимает конъюнктуру – людям нужна информация, неважно правдивая или лживая, главное, чтобы она отвечала запросам аудитории. Аудитория, в свою очередь, получает удовлетворение информационного голода. А то, что «Лэндо» вообще не факт, что будет снят, а если и будет, то не так, как об этом нафантазировал блогер, вообще неважно. Мы живём в мире постправды.
Что же делать?
Во-первых, принять тот факт, что «Звёздные войны» в силу того, что являются крупной и неповоротливой коммерческой медиафраншизой, в одних случаях задают тренды, в других – следуют им. Например, создают уникальный проект «Мандалорец», а затем не могут не следовать формуле приключений воина и дитя даже после того, как приключения воина и дитя формально завершились. Понимание этого обстоятельства существенно облегчит жизнь для «срывателей покровов», я гарантирую это.
Во-вторых, в целях утоления информационного голода пользоваться только надёжными источниками информации. Например, неофициальными инсайдерскими порталами makingstarwars.net или bespinbulletin.com. Или официальным каналом Star Wars на YouTube, где публикуются все видеоматериалы по франшизе. Я лично вообще живу по принципу: «нет трейлера – нет фильма/сериала».
В-третьих, обходить стороной «желтушных» блогеров и прочие недостоверные источники информации, тем самым не следовать конъюнктуре и не давать себя обманывать.
В-четвёртых, игнорировать три предыдущих пункта, расслабиться и не воспринимать вымышленную вселенную как что-то серьёзное и обязательное, пойти погулять со своей второй половинкой и послушать любимую музыку, а на выходных пересмотреть какой-нибудь хороший фильм (например, «Империя наносит ответный удар»). Звучит как идеальный план, не правда ли?..