Найти тему
Болтовня буквоеда

Кто такой Рэй Брэдбери: сказочник или пророк?

«Я не пытаюсь предсказать будущее. Я пытаюсь его предотвратить». (с) Рэй Брэдбери.

Здравствуйте. Рад представить вашему вниманию небольшую статью о творчестве американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери, автора таких известных произведений как «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Что-то страшное грядёт», а также нескольких сотен рассказов.

Брэдбери оставил после себя обширное творческое наследие, значительную часть которого принято относить к фантастике. Но так ли всё просто? Можно ли называть Рэя Брэдбери писателем-фантастом? Относятся ли его книги к жанру научной фантастики? На эти непростые вопросы отвечает давний подписчик моей группы Егор Савельев.

Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
Рэй Брэдбери (род. 1920, ум. 2012).
Рэй Брэдбери (род. 1920, ум. 2012).

***

Вся фантастика условно делится на две большие группы: на «твёрдую» и «мягкую». «Твёрдая» фантастика отличается глубокой проработкой технической стороны и ставит научные феномены в центр сюжета. В свою очередь, для «мягкой» фантастики будущее и технологии являются лишь антуражем, что помогает ответить на моральные и философские вопросы, волнующие конкретного автора.

Важность этого деления довольно спорна. Для науки есть специализированные научные труды, а для души — художественная литература. Однако для фантастики деление на «твёрдую» и «мягкую» — это жанрообразующий фактор, от которого никуда не деться. На мой взгляд, именно «твёрдая» научная фантастика может быть названа настоящей фантастикой. Она отважно ступает на границу технического прогресса и привносит в голову читателя новую информацию. Всё остальное — выдумка разного качества и разной степени достоверности.

Подводная лодка «Наутилус» с отважным капитаном Немо на борту.
Подводная лодка «Наутилус» с отважным капитаном Немо на борту.

Для того, чтобы вам было проще различать «твёрдую» и «мягкую» фантастику, я приведу в пример два разных произведения: фантастический роман «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна и сериал «Звёздные войны» Джорджа Лукаса. Эти произведения — одни из самых известных в фантастике (я хотел сначала вспомнить творчество Теда Чана, только его знают далеко не все). Но чем эти произведения отличаются друг от друга?

У Жюля Верна подводная лодка, её устройство и особенности работы критично важны для сюжета: если не будет лодки, то не будет и истории. А вот у Джорджа Лукаса всё иначе: заменив космические корабли на обычные, роботов на людей, планеты на страны, мы (сюрприз!) не заметим никакой принципиальной разницы. Космос здесь нужен только для экзотики (зато как он смотрится!), и будет ошибочно причислять к «твёрдой» фантастике всё происходящее в фильмах Лукаса.

«Звёздные войны» — научная фантастика или фэнтези?
«Звёздные войны» — научная фантастика или фэнтези?

***

Теперь вернёмся к Рэю Брэдбери. Возьмите его любое произведение и начните читать с любой страницы. Что сразу же бросается в глаза? Верно: технических описаний почти нет, но вот человеческих переживаний на страницах его книг вполне достаточно.

К примеру, откроем «Марсианские хроники». Казалось бы, перед нами чистая фантастика; но местами вполне чётко видны отсылки на историю геноцида коренных американских народов, американское освоение Дикого Запада, влияние на человека новых условий, рассуждения о человеческом обществе и множество других тем.

Но вот непосредственно фантастических тем в книге нет, есть только темы вполне реалистичные и имеющие мало отношения к фундаментальной науке. Иными словами, замените марсиан на индейцев, разумных пауков на людей с другим цветом кожи, трагичного космонавта на капитана дальнего плавания, — и вы получите наш привычный мир.

«Были они смуглые и золотоглазые…»
«Были они смуглые и золотоглазые…»

В этом весь Брэдбери. Он — сказочник (конечно, в хорошем смысле слова). Фантастическое допущение используется у него только как способ ярче передать нужную тему, но никогда не становится стержнем сюжета. Даже книга «451 градус по Фаренгейту», описывает, по сути, последние семьдесят лет технологического прогресса нашей цивилизации. Огромные телевизоры во всю стену? Но они появились в середине двадцатого века (правда, не такие большие), как и появилось стремление к чрезмерной роскоши. Эти явления захватили сначала Соединённые Штаты Америки, потом и весь мир.

А сожжение «неугодной» литературы? Но в нацистской Германии тоже сжигали книги, это исторический факт, а значит, «фантастичностью» тут и не пахнет. Может быть, ядерные бомбы и огромные стратегические бомбардировщики? Но и это всё уже обычные, повседневные вещи, чьим современником был и Рэй Брэдбери. Вопрос о том, ужасал его подобный прогресс или нет, я оставлю за рамками статьи.

Ядерный взрыв на атолле Бикини (1946 г.).
Ядерный взрыв на атолле Бикини (1946 г.).

Словом, ничего совсем нового Брэдбери не изобретал, но зато сумел создать удивительной красоты метафоры: налогоплательщик, мечтающий полететь в космос на государственной ракете (но ему не суждено даже посидеть в её кресле), или родители, которые превратились в кубы и цилиндры из-за того, что их ребёнок родился пирамидкой...

Странно? Интересно? Метафорично? Да, да и да. Думаю, дальше объяснять бессмысленно, вы же и так всё поняли: Рэй Брэдбери — плохой фантаст, но удивительный писатель. И этим всё сказано. Спасибо за ваше внимание.

«Настоящий учёный — романтик. Только романтики верят в то, что возможно всё». (с) Рэй Брэдбери.

***

Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:

***

Использованные картинки (в порядке появления):

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Книги
3507 интересуются