Александр Кабанель - один из самых выдающихся французских мастеров живописи XIX века.
Кабанель был сыном плотника, родился осенью 1823 года и вырос в маленьком городке Монпелье на южном побережье Франции. Не по годам развитый и амбициозный, он начал свое художественное образование в возрасте десяти лет в местной художественной школе, где, по-видимому, так быстро увлекся рисованием, что его попросили вести занятия самому. Несколько лет спустя, в 1839 году, он выиграл спонсируемый городом художественный конкурс и был отправлен в Париж для обучения в студии влиятельного академического художника Франсуа-Эдуарда Пико.
За несколько лет до этого Пико выиграл стипендию Prix de Rome, что сделало его фаворитом французской Академии изящных искусств. В студии студентов обучали рисованию фигур и композиционным приемам, необходимым для создания масштабных исторических картин, которые Академия считала самым важным жанром искусства, они соревновались друг с другом в ежемесячных конкурсах, победители которых получали серебряные медали. Кабанель преуспел в этой среде с высокими ставками, быстро впитав темы и стили академического искусства.
Его сокурсники уже видели в нем восходящую звезду, а сам Пико видел, что гениальность Александра превращает его настоящее в прекрасное будущее.
Через год Кабанель был принят в Школу изящных искусств, а в 1843, 1844 и 1845 годах принимал участие в конкурсах Prix de Rome. Что давала художнику победа в этом конкурсе?
Призом было изменение жизни. Пять лет художественного обучения во дворце Медичи в Риме, где Академия оплачивает счета, мгновенные связи с самыми влиятельными художниками и меценатами в мире, почти гарантия пожизненного финансового успеха и, вероятно, в конечном итоге должность в совете художников Академии, помогающая определять и обеспечивать художественное самовыражение следующего поколения художников для всего мира.
Кабанель выиграл этот престижный конкурс с третьего раза в 1845 году. В тот год в конкурсе приняли участие сто шестнадцать художников, чуть более двадцати прошли первый тур. Кабанель прошел. Во второй тур прошли только десять артистов. Кабанель прошел. Темой последней исторической картины стал суд над Иисусом перед Понтием Пилатом в римской претории. 12-часовой набросок Кабанеля позволил ему принять участие в финальном испытании, и он удалился в уединение, чтобы завершить финальную работу, которая появилась 72 дня спустя, в сентябре, всего за два дня до своего 22-летия.
Второе место. Хотя предыдущие попытки научили Кабанеля играть в конкурсе по правилам Академии — палитра земных тонов с добавлением красного, безупречных телесных тонов, намеков на крупногабаритную архитектуру - его персонажи были слишком энергичными, слишком выразительными. Его сокурсник по классу Пико Леон Бенувилль занял первое место со своим более симметричным, почти византийским Христом и классической треугольной композицией. Но мнения судей разделились, и когда в музыкальной категории не было присуждено ни одного приза, для Кабанеля была придумана новая награда: “Второй первый Гран-при”. Александр начал собираться в Рим. В определенные сроки во время их пребывания в Риме ученики должны были представлять свои произведения искусства в Париж для рассмотрения. Первой работой Кабанеля был "Орест", представленный на рецензию в 1846 году, на котором был изображен обнаженный грек-матереубийца, к которому из тени пристают фурии.
Это мрачная, задумчивая работа, ее главный герой отвернут от зрителя. Академии это было не по душе, слишком экспрессивно.
В следующем году Кабанель занял почти вызывающую позицию, представив чрезвычайно драматичную картину "Падший ангел".
Кабанель жил и работал во времена культурного сдвига в обществе, движением к разуму, знаниям, гуманизму и науке. Религиозные темы все еще были популярны в искусстве в это время, но вкус изменился, и "Падший ангел" Кабанеля прекрасный пример. Во-первых, это изображение не из библейской истории, а изображает Вельзевула, более известного как Люцифер, в том виде, в каком он запечатлен в "Потерянном раю" Мильтона. Кабанель вложил всю свою подготовку и мастерство в то, чтобы изобразить множество выражений на прекрасном лице ангела.
Это стало шоком для салона. Ни один другой студент не представил, э-э, сатану? Слишком выразительно, слишком романтично, просто слишком сильно.
“...Это моя награда за все те усилия, которые я приложил, чтобы не представить обычную работу...” - написал Кабанель в письме своему другу и покровителю Альфреду Бруйасу.
Последняя работа Кабанеля из Рима, несомненно, была его самой амбициозной. Вдохновленный посещением дворца Питти в Неаполе, где он увидел "Видение Иезекииля" Рафаэля, Кабанель нарисовал умирающего Моисея с распростертыми руками и Элохима с обнаженной грудью, подсвеченного сзади.
В письме к своему брату Кабанель писал:
“Я возложил на себя большую, очень трудную, грандиозную задачу, поскольку я стремлюсь представить образ Вечного Владыки неба и земли — представлять Бога — и рядом с Ним одно из Его самых возвышенных созданий, обожествленное в некотором смысле...”
Кабанель сделал все возможное. Текстиль драгоценных тонов, ангелы с крыльями бабочек, драматический свет заката, даже у Моисея лучи света вырываются из головы - все это в драматической композиции, которая по диагонали делит пополам монументальное полотно.
Проект настолько заинтересовал Кабанеля, что он дважды нарисовал изображение - оригинал и уменьшил его в два раза, чтобы добавить больше места вокруг центральных фигур. Стремление к перфекционизму, которое делает молодого художника еще более привлекательным. Несмотря на его упорство, вернувшись во Францию, "Смерть Моисея" ("Большая картина") заняла второе место на Салоне 1852 года, но наконец, общественное мнение начало склоняться в пользу Кабанеля.
В 1857 году Александр Кабанель, чьи способности уже созрели для более возвышенных тем, отправил в галерею на Елисейских полях картины: на одной изображающую Микеланджело в его мастерской, которую посетил папа Юлий II;
на другой Отелло рассказывает о своих битвах;
на третьей - Бонифация и Аглаю. Идеал религиозной красоты Кабанеля ясен и воплощен в этой Аглае, которая являет собой милое воплощение благочестивой меланхолии.
Поскольку Александр придерживался веры в существование бессмертной красоты, он нарисовал Бонифация и Аглаю в свете, который не является мистическим, но кажется таинственным. Вы можете легко заметить, что эти фигуры соотносимы с их жестами и выражением лица благодаря высокоточному наблюдению художника. Как пишет Дюма в “Иллюстрированных биографиях современных художников”:
"Кабанель, кажется, окунул свою тонкую кисть в то самое масло символической лампы, идеальным пламенем которой Психея освещает его работу".
В конце 1861 года Кабанель посвятит себя двум великим композициям - "Нимфе, унесенной сатиром" и "Флорентийскому поэту".
Нимфа демонстрирует драматическое действие с теплым сиянием тонов. Яркие цвета придают картине нежность, что сделало ее замечательной работой. Нимфа, зажатая в объятиях Сатира, изо всех сил пытается вырваться из его мощных объятий. И твердая рука Сатира на талии нимфы, ее нога, согнутая над его волосатой козлиной ступней, и выражения их лиц по-настоящему энергичны, окрашены блестящим контрастом. Борьба выглядит отчаянной, и композиция изображает необычайное напряжение в атмосфере, как будто крики жертвы эхом разносятся по лесу.
Во флорентийском поэте Александр изобразил поэта, сидящего на каменной скамье и бормочущего любовные сонеты сквозь поднятую руку с растопыренными пальцами. Двое влюбленных внимательно слушают вдохновенного певца, а двое других юношей следуют мягкому голосу поэта. Каждое лицо излучает безмятежное наслаждение и весенний прилив жизни, а эмоции и настроения выглядят свежими на каждом из них. Он изобразил фигуры с восхитительным шармом, что сделало эту картину одной из самых успешных на выставке 1861 года.
В 1863 году, когда Александр Кабанель, день ото дня усиливая свой имидж, становился все более уверенным в своем искусстве, он решил в том году превзойти самого себя. Он хотел, чтобы его поклонники поразились его лучшей композицией года. Кабанель решил написать Рождение Венеры.
Художник изобразил подлинную сенсацию, мягко укачивая опалово-голубые волны там, где просыпается Венера. Ее белоснежное тело, покоящееся на волнах, с опущенными в воду руками и блестящими длинными волосами, излучает нежное сияние. Александр изобразил Венеру таким образом, как будто она томно приоткрыла глаза, чтобы добровольно отсрочить час своего триумфа. Далее, он продемонстрировал маленький рой амуров, порхающих вокруг нее, осыпающих ее поцелуями и слетающихся на нее, чтобы пробудить ее от долгого сна. Кабанель придал изящество композиции благодаря идеально вылепленной фигуре, гармонично сочетающейся с ее позой. Каждая линия и отдельная деталь изящны. В 1863 году он был награжден орденом Почетного легиона и столь желанным званием члена института. Кроме того, Александр Кабанель также стал профессором живописи в Академии изящных искусств.
Кабанель любил экспериментировать с различными психологическими этюдами на своих полотнах, и в этом он преуспел.
Великолепна картина "Потерянный рай". Художник показал полотно, на котором Адам и Ева расположились под древом познания, оплакивая свой первый грех. Золотоволосая мать с трепетом припадает к руке Адама, а сам Творец пребывает в божественном гневе, спускаясь на крыльях, как ангелы, чтобы судить виновную пару.
В некотором смысле легко отмахнуться от работ академических художников — они были догматичными, формальными, предписывающими и ориентированными на изолированную аристократию. Но нужно отдать должное Кабанелю, даже в последнее десятилетие своей жизни он исследовал новые стили и поднял свое мастерство на новые высоты, исследуя малоизвестные исторические сценарии через недавно ставшую популярной призму ориентализма, исследуя апокрифическую историю Сарры и Товита в молитве, рассказ римского историка Ливия о Лукреции и Сексте Тарквинии, жестокой и запутанной трагедии Федры, преследуемой воспоминаниями о пасынке, которого она замышляла убить, и впечатляющей и мрачной Клеопатре, испытывающей яды на приговоренных к смерти узниках, где царица-самоубийца стоически определяет, какие яды убивают наиболее безболезненно.
Александр Кабанель умер от приступа астмы 22 января 1889 года. На момент смерти художнику было 65 лет.
На заре 20-го века Академия была свергнута, поскольку авангардные движения стерли давний неоклассицизм французских школ в пользу множества новых течений — импрессионизма, фовизма и др. Но нам есть чему поучиться у самоотверженности и борьбы молодого художника за успех в рамках своего времени, а после достижения собственного успеха в развитии навыков и перспективы у тех, кто стремился научиться создавать великое искусство.
Источники:
https://www.arthistoryproject.com/
https://simplykalaa.com/
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.