Найти тему

Традиции красоты в живописи Александра Кабанеля

Александр Кабанель - один из самых выдающихся французских мастеров живописи XIX века.

Александр Кабанель. Автопортрет (в возрасте 29 лет)
Александр Кабанель. Автопортрет (в возрасте 29 лет)

Кабанель был сыном плотника, родился осенью 1823 года и вырос в маленьком городке Монпелье на южном побережье Франции. Не по годам развитый и амбициозный, он начал свое художественное образование в возрасте десяти лет в местной художественной школе, где, по-видимому, так быстро увлекся рисованием, что его попросили вести занятия самому. Несколько лет спустя, в 1839 году, он выиграл спонсируемый городом художественный конкурс и был отправлен в Париж для обучения в студии влиятельного академического художника Франсуа-Эдуарда Пико.

Александр Кабанель "Самсон и Далила"
Александр Кабанель "Самсон и Далила"

За несколько лет до этого Пико выиграл стипендию Prix de Rome, что сделало его фаворитом французской Академии изящных искусств. В студии студентов обучали рисованию фигур и композиционным приемам, необходимым для создания масштабных исторических картин, которые Академия считала самым важным жанром искусства, они соревновались друг с другом в ежемесячных конкурсах, победители которых получали серебряные медали. Кабанель преуспел в этой среде с высокими ставками, быстро впитав темы и стили академического искусства.

Его сокурсники уже видели в нем восходящую звезду, а сам Пико видел, что гениальность Александра превращает его настоящее в прекрасное будущее.

Александр Кабанель: "Пандора". Кабанель, профессор живописи в Школе изящных искусств в Париже, специализировался на портретах представителей "Высшего общества". Здесь он изображает шведскую сопрано Кристин Нильссон в роли Пандоры, женщины из греческой мифологии, которая открыла запретный ящик, освободив все беды, от которых страдает человечество.
Александр Кабанель: "Пандора". Кабанель, профессор живописи в Школе изящных искусств в Париже, специализировался на портретах представителей "Высшего общества". Здесь он изображает шведскую сопрано Кристин Нильссон в роли Пандоры, женщины из греческой мифологии, которая открыла запретный ящик, освободив все беды, от которых страдает человечество.

Александр Кабанель Албайде, 1848
Александр Кабанель Албайде, 1848

Через год Кабанель был принят в Школу изящных искусств, а в 1843, 1844 и 1845 годах принимал участие в конкурсах Prix de Rome. Что давала художнику победа в этом конкурсе?

Призом было изменение жизни. Пять лет художественного обучения во дворце Медичи в Риме, где Академия оплачивает счета, мгновенные связи с самыми влиятельными художниками и меценатами в мире, почти гарантия пожизненного финансового успеха и, вероятно, в конечном итоге должность в совете художников Академии, помогающая определять и обеспечивать художественное самовыражение следующего поколения художников для всего мира.

Александр Кабанель "Эхо", 1874
Александр Кабанель "Эхо", 1874

Кабанель выиграл этот престижный конкурс с третьего раза в 1845 году. В тот год в конкурсе приняли участие сто шестнадцать художников, чуть более двадцати прошли первый тур. Кабанель прошел. Во второй тур прошли только десять артистов. Кабанель прошел. Темой последней исторической картины стал суд над Иисусом перед Понтием Пилатом в римской претории. 12-часовой набросок Кабанеля позволил ему принять участие в финальном испытании, и он удалился в уединение, чтобы завершить финальную работу, которая появилась 72 дня спустя, в сентябре, всего за два дня до своего 22-летия.

Александр Кабанель"Осмеяние Христа" (или "Христос перед судьями"), 1845, холст, масло, 146 х 113,5 см Высшая Национальная школа изящных искусств (Франция).
Александр Кабанель"Осмеяние Христа" (или "Христос перед судьями"), 1845, холст, масло, 146 х 113,5 см Высшая Национальная школа изящных искусств (Франция).

Второе место. Хотя предыдущие попытки научили Кабанеля играть в конкурсе по правилам Академии — палитра земных тонов с добавлением красного, безупречных телесных тонов, намеков на крупногабаритную архитектуру - его персонажи были слишком энергичными, слишком выразительными. Его сокурсник по классу Пико Леон Бенувилль занял первое место со своим более симметричным, почти византийским Христом и классической треугольной композицией. Но мнения судей разделились, и когда в музыкальной категории не было присуждено ни одного приза, для Кабанеля была придумана новая награда: “Второй первый Гран-при”. Александр начал собираться в Рим. В определенные сроки во время их пребывания в Риме ученики должны были представлять свои произведения искусства в Париж для рассмотрения. Первой работой Кабанеля был "Орест", представленный на рецензию в 1846 году, на котором был изображен обнаженный грек-матереубийца, к которому из тени пристают фурии.

"Орест" Александра Кабанеля, 1846. Музей Отеля Файе, Безье.                                                         На картине изображен один из трех сыновей Агамемнона, Орест, сидящий в наклонном положении назад.Белая туника, привязанная к запястью Ореста, заставляет думать, что он только что разделся, но в то же время правая рука молодого человека, сильно согнутая и сжатая, предполагает, что он только что был разбужен кем-то. Он повернул голову и посмотрел в темноту, где таится его беспокойство и тревога.Его лицо обращено к правому углу комнаты, где видны фигуры женщин. Первая, наиболее открытая зрителю, лежит с зажатыми глазами и морщинистым лбом, обе руки на ушах, чтобы не слышать непрекращающийся шум. Одна из них, прислонившись к стене, несомненно источник страха Ореста - два широко раскрытых глаза, освещенные собственным светом.Эти женские фигуры - Эринни (Фурии в  римской мифологии), согласно греческой мифологии, олицетворение мести. Они пришли преследовать Ореста, поскольку он запятнал себя убийством своей матери Клитемнестры, чтобы отомстить за отца Агамемнона, убитого женщиной. Подтверждением этой теории является меч, символ убийства, брошенный на мраморном полу рядом с Орестом.
"Орест" Александра Кабанеля, 1846. Музей Отеля Файе, Безье. На картине изображен один из трех сыновей Агамемнона, Орест, сидящий в наклонном положении назад.Белая туника, привязанная к запястью Ореста, заставляет думать, что он только что разделся, но в то же время правая рука молодого человека, сильно согнутая и сжатая, предполагает, что он только что был разбужен кем-то. Он повернул голову и посмотрел в темноту, где таится его беспокойство и тревога.Его лицо обращено к правому углу комнаты, где видны фигуры женщин. Первая, наиболее открытая зрителю, лежит с зажатыми глазами и морщинистым лбом, обе руки на ушах, чтобы не слышать непрекращающийся шум. Одна из них, прислонившись к стене, несомненно источник страха Ореста - два широко раскрытых глаза, освещенные собственным светом.Эти женские фигуры - Эринни (Фурии в римской мифологии), согласно греческой мифологии, олицетворение мести. Они пришли преследовать Ореста, поскольку он запятнал себя убийством своей матери Клитемнестры, чтобы отомстить за отца Агамемнона, убитого женщиной. Подтверждением этой теории является меч, символ убийства, брошенный на мраморном полу рядом с Орестом.

Это мрачная, задумчивая работа, ее главный герой отвернут от зрителя. Академии это было не по душе, слишком экспрессивно.

В следующем году Кабанель занял почти вызывающую позицию, представив чрезвычайно драматичную картину "Падший ангел".

Александр Кабанель"Падший ангел", 1847 г. 121 x 190, масло на холсте Коллекция музея Фабра. Кабанель, написав до 1846 года несколько картин на христианскую религиозную тему, чтобы соответствовать "предпочтениям" того периода, явно не чувствовал себя реализованным и решил полностью изменить тему. "Падший ангел", написанный в 1847 году, когда Кабанелю, сразу же подвергшемуся критике за изображенную обнаженную фигуру, было всего 24 года. На картине изображен ангел, только что упавший с небес после того, как он был изгнан Богом и поэтому считается Люцифером. Ангел представляет красоту, черты и совершенство в мускулатуре, типичной для классического греческого искусства, на самом деле Люцифера единственным "положительным аспектом", о котором часто говорят литераторы, была именно красота (пророк Иезекииль назвал его «совершенным только в красоте»). Правая рука сильно согнута и закрывает нижнюю часть лица ангела, как в отчаянном жесте защиты от гнева Божьего или, возможно, угрозы. Крылья, упавшие на Землю, являются наименее освещенной частью сцены: окутанные тенью, теперь им не хватает сил летать. Все конечности и туловище в напряжении, с явно сжатыми мышцами, будто Люцифер немедленно собирается бросить какое-то проклятие, чтобы отомстить небесам за свое падение.
Александр Кабанель"Падший ангел", 1847 г. 121 x 190, масло на холсте Коллекция музея Фабра. Кабанель, написав до 1846 года несколько картин на христианскую религиозную тему, чтобы соответствовать "предпочтениям" того периода, явно не чувствовал себя реализованным и решил полностью изменить тему. "Падший ангел", написанный в 1847 году, когда Кабанелю, сразу же подвергшемуся критике за изображенную обнаженную фигуру, было всего 24 года. На картине изображен ангел, только что упавший с небес после того, как он был изгнан Богом и поэтому считается Люцифером. Ангел представляет красоту, черты и совершенство в мускулатуре, типичной для классического греческого искусства, на самом деле Люцифера единственным "положительным аспектом", о котором часто говорят литераторы, была именно красота (пророк Иезекииль назвал его «совершенным только в красоте»). Правая рука сильно согнута и закрывает нижнюю часть лица ангела, как в отчаянном жесте защиты от гнева Божьего или, возможно, угрозы. Крылья, упавшие на Землю, являются наименее освещенной частью сцены: окутанные тенью, теперь им не хватает сил летать. Все конечности и туловище в напряжении, с явно сжатыми мышцами, будто Люцифер немедленно собирается бросить какое-то проклятие, чтобы отомстить небесам за свое падение.

Кабанель жил и работал во времена культурного сдвига в обществе, движением к разуму, знаниям, гуманизму и науке. Религиозные темы все еще были популярны в искусстве в это время, но вкус изменился, и "Падший ангел" Кабанеля прекрасный пример. Во-первых, это изображение не из библейской истории, а изображает Вельзевула, более известного как Люцифер, в том виде, в каком он запечатлен в "Потерянном раю" Мильтона. Кабанель вложил всю свою подготовку и мастерство в то, чтобы изобразить множество выражений на прекрасном лице ангела.

Фрагмент картины "Падший ангел" Александра Кабанеля
Фрагмент картины "Падший ангел" Александра Кабанеля

Это стало шоком для салона. Ни один другой студент не представил, э-э, сатану? Слишком выразительно, слишком романтично, просто слишком сильно.

“...Это моя награда за все те усилия, которые я приложил, чтобы не представить обычную работу...” - написал Кабанель в письме своему другу и покровителю Альфреду Бруйасу.

Последняя работа Кабанеля из Рима, несомненно, была его самой амбициозной. Вдохновленный посещением дворца Питти в Неаполе, где он увидел "Видение Иезекииля" Рафаэля, Кабанель нарисовал умирающего Моисея с распростертыми руками и Элохима с обнаженной грудью, подсвеченного сзади.

Александр Кабанель "Смерть Моисея", 1850 холст, масло, 140x204 см Коллекция музея Фабра
Александр Кабанель "Смерть Моисея", 1850 холст, масло, 140x204 см Коллекция музея Фабра

В письме к своему брату Кабанель писал:

“Я возложил на себя большую, очень трудную, грандиозную задачу, поскольку я стремлюсь представить образ Вечного Владыки неба и земли — представлять Бога — и рядом с Ним одно из Его самых возвышенных созданий, обожествленное в некотором смысле...”

Кабанель сделал все возможное. Текстиль драгоценных тонов, ангелы с крыльями бабочек, драматический свет заката, даже у Моисея лучи света вырываются из головы - все это в драматической композиции, которая по диагонали делит пополам монументальное полотно.

Проект настолько заинтересовал Кабанеля, что он дважды нарисовал изображение - оригинал и уменьшил его в два раза, чтобы добавить больше места вокруг центральных фигур. Стремление к перфекционизму, которое делает молодого художника еще более привлекательным. Несмотря на его упорство, вернувшись во Францию, "Смерть Моисея" ("Большая картина") заняла второе место на Салоне 1852 года, но наконец, общественное мнение начало склоняться в пользу Кабанеля.

Александр Кабанель: Графиня де Келлер (маркиза де Сен-Ив д'Альвейдр), 1873
Александр Кабанель: Графиня де Келлер (маркиза де Сен-Ив д'Альвейдр), 1873

В 1857 году Александр Кабанель, чьи способности уже созрели для более возвышенных тем, отправил в галерею на Елисейских полях картины: на одной изображающую Микеланджело в его мастерской, которую посетил папа Юлий II;

на другой Отелло рассказывает о своих битвах;

на третьей - Бонифация и Аглаю. Идеал религиозной красоты Кабанеля ясен и воплощен в этой Аглае, которая являет собой милое воплощение благочестивой меланхолии.

Александр Кабанель: Аглая и Бонифаций, 1857
Александр Кабанель: Аглая и Бонифаций, 1857

Поскольку Александр придерживался веры в существование бессмертной красоты, он нарисовал Бонифация и Аглаю в свете, который не является мистическим, но кажется таинственным. Вы можете легко заметить, что эти фигуры соотносимы с их жестами и выражением лица благодаря высокоточному наблюдению художника. Как пишет Дюма в “Иллюстрированных биографиях современных художников”:

"Кабанель, кажется, окунул свою тонкую кисть в то самое масло символической лампы, идеальным пламенем которой Психея освещает его работу".

В конце 1861 года Кабанель посвятит себя двум великим композициям - "Нимфе, унесенной сатиром" и "Флорентийскому поэту".

Александр Кабанель: "Нимфа, унесенная сатиром", 1861
Александр Кабанель: "Нимфа, унесенная сатиром", 1861

Нимфа демонстрирует драматическое действие с теплым сиянием тонов. Яркие цвета придают картине нежность, что сделало ее замечательной работой. Нимфа, зажатая в объятиях Сатира, изо всех сил пытается вырваться из его мощных объятий. И твердая рука Сатира на талии нимфы, ее нога, согнутая над его волосатой козлиной ступней, и выражения их лиц по-настоящему энергичны, окрашены блестящим контрастом. Борьба выглядит отчаянной, и композиция изображает необычайное напряжение в атмосфере, как будто крики жертвы эхом разносятся по лесу.

Александр Кабанель: "Флорентийский поэт", 1861
Александр Кабанель: "Флорентийский поэт", 1861

Во флорентийском поэте Александр изобразил поэта, сидящего на каменной скамье и бормочущего любовные сонеты сквозь поднятую руку с растопыренными пальцами. Двое влюбленных внимательно слушают вдохновенного певца, а двое других юношей следуют мягкому голосу поэта. Каждое лицо излучает безмятежное наслаждение и весенний прилив жизни, а эмоции и настроения выглядят свежими на каждом из них. Он изобразил фигуры с восхитительным шармом, что сделало эту картину одной из самых успешных на выставке 1861 года.

В 1863 году, когда Александр Кабанель, день ото дня усиливая свой имидж, становился все более уверенным в своем искусстве, он решил в том году превзойти самого себя. Он хотел, чтобы его поклонники поразились его лучшей композицией года. Кабанель решил написать Рождение Венеры.

Александр Кабанель "Рождение Венеры", 1863. Масло, холст, 130х225 см. Музей д'Орсе, Париж
Александр Кабанель "Рождение Венеры", 1863. Масло, холст, 130х225 см. Музей д'Орсе, Париж

Художник изобразил подлинную сенсацию, мягко укачивая опалово-голубые волны там, где просыпается Венера. Ее белоснежное тело, покоящееся на волнах, с опущенными в воду руками и блестящими длинными волосами, излучает нежное сияние. Александр изобразил Венеру таким образом, как будто она томно приоткрыла глаза, чтобы добровольно отсрочить час своего триумфа. Далее, он продемонстрировал маленький рой амуров, порхающих вокруг нее, осыпающих ее поцелуями и слетающихся на нее, чтобы пробудить ее от долгого сна. Кабанель придал изящество композиции благодаря идеально вылепленной фигуре, гармонично сочетающейся с ее позой. Каждая линия и отдельная деталь изящны. В 1863 году он был награжден орденом Почетного легиона и столь желанным званием члена института. Кроме того, Александр Кабанель также стал профессором живописи в Академии изящных искусств.

Кабанель любил экспериментировать с различными психологическими этюдами на своих полотнах, и в этом он преуспел.

Александр Кабанель "Изгнание Адама и Евы из райского сада (Потерянный рай)", 1867 масло на холсте, 121,9х94 см Коллекция музея д'Орсе  
Александр Кабанель "Изгнание Адама и Евы из райского сада (Потерянный рай)", 1867 масло на холсте, 121,9х94 см Коллекция музея д'Орсе  

Великолепна картина "Потерянный рай". Художник показал полотно, на котором Адам и Ева расположились под древом познания, оплакивая свой первый грех. Золотоволосая мать с трепетом припадает к руке Адама, а сам Творец пребывает в божественном гневе, спускаясь на крыльях, как ангелы, чтобы судить виновную пару.

Александр Кабанель. Этюд к картине "Потерянный рай", Адам, 1863-1867
Александр Кабанель. Этюд к картине "Потерянный рай", Адам, 1863-1867

В некотором смысле легко отмахнуться от работ академических художников — они были догматичными, формальными, предписывающими и ориентированными на изолированную аристократию. Но нужно отдать должное Кабанелю, даже в последнее десятилетие своей жизни он исследовал новые стили и поднял свое мастерство на новые высоты, исследуя малоизвестные исторические сценарии через недавно ставшую популярной призму ориентализма, исследуя апокрифическую историю Сарры и Товита в молитве, рассказ римского историка Ливия о Лукреции и Сексте Тарквинии, жестокой и запутанной трагедии Федры, преследуемой воспоминаниями о пасынке, которого она замышляла убить, и впечатляющей и мрачной Клеопатре, испытывающей яды на приговоренных к смерти узниках, где царица-самоубийца стоически определяет, какие яды убивают наиболее безболезненно.

Александр Кабанель: "Федра", 1880
Александр Кабанель: "Федра", 1880

Александр Кабанель: "Клеопатра испытывает яды на осужденных заключенных", 1887
Александр Кабанель: "Клеопатра испытывает яды на осужденных заключенных", 1887

Александр Кабанель умер от приступа астмы 22 января 1889 года. На момент смерти художнику было 65 лет.

Александр Кабанель. Портрет Оливии Пейтон Мюррей Каттинг, 1887
Александр Кабанель. Портрет Оливии Пейтон Мюррей Каттинг, 1887

На заре 20-го века Академия была свергнута, поскольку авангардные движения стерли давний неоклассицизм французских школ в пользу множества новых течений — импрессионизма, фовизма и др. Но нам есть чему поучиться у самоотверженности и борьбы молодого художника за успех в рамках своего времени, а после достижения собственного успеха в развитии навыков и перспективы у тех, кто стремился научиться создавать великое искусство.

Источники:

https://www.arthistoryproject.com/

https://simplykalaa.com/

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.