Найти тему

Приватная жизнь в Османской империи

Турция – страна интересная и во многом непохожа на западную Европу. Если сейчас глобализм ее затронул, то еще столетие назад разница была заметнее. Сегодняшний пост будет посвящен приватной жизни жителей Османской империи, борьбе за нравственность и против дурных болезней. Тема широкая, поэтому будет просто несколько штрихов.

Ситуация и с частной жизнью базировалась на трех китах: что гласили законы шариата и религии, светские законы, подписанные султаном, а еще то, как обстояло дело на практике. Турок-мусульманин мог иметь 4 жены, неограниченное число наложниц, которые были не мусульманками по рождению (принятие новой веры на положение женщины не особо влияло). Походы к любовникам/любовницам были уголовно наказуемы. Женщинам грозили более страшные кары, на измены мужчин смотрели лояльнее. Карали в зависимости от обстоятельств. Пойманного с поличным могли посадить минимум на несколько дней в тюрьму.

Казалось бы, в условиях консервативного общества пикантная литература должна быть запрещена. В Османской империи к ней относились даже лояльнее, чем в Европе. Появился даже жанр – бахнаме. Он подразумевал книги по медицине и практические советы. До наших дней со времен средневековья дошли минимум 50 бахнаме. Часть была переводами арабских и персидских книг. Самая известная - труд персидского математика и астронома 13 века Насира аль-Дина аль-Туси «Императорская бахнаме», в турецком варианте — «Перевод императорской книги по медицине». Были весьма популярны сказки с задорными сюжетами.

Однополые отношения были весьма распространены хотя бы потому, что в патриархальном обществе мужчины и женщины были изолированы друг от друга. Религиозные правила это запрещали, особенно мужчинам, но на практике к этому относились лояльно. Первый официальный закон, карающий мужчин, был принят между 1539 и 1451 годами. При этом в Турции активно работали и жрицы любви, и жрецы. Последние часто в банях.

Проституция оказалась в серой зоне. И женщин, и мужчин, занимавшихся подобной деятельностью, было много, а боролись с ними не очень активно. Первый инцидент, где в документах упоминается это явление, произошел в 1565 году. В районе под названием Султангир местные жители собрались вместе и пошли к местному кади (судье) и пожаловались примерно на пять женщин, смущавших своим поведением и досаждавших соседям. Имена четырех даже сохранились: Фати, Нарин, критянка Нефисе, Кам. Известно, что Фати занималась этим, чтобы свести концы с концами, пока ее муж отсутствовал. Дома женщин были проданы, женщин из города выпроводили. Фати даже оказалась в тюрьме. После освобождения она вернулась к прежнему образу жизни. При этом При этом четкого запрета на проституцию не было, но были законы, посвященные общей нравственности и каравшие прелюбодеев. Через пару лет после данного инцидента султан Селим II издал указ, призывающий к расследованию проституции и безнравственности в городе и всех связанных с этим наказаниях; проститутки приговаривались к тюремному заключению. Но местные законы запрещали вламываться в частные дома без официального постановления. Из-за этого провести облавы было затруднительно. Стражей правопорядка подкупали. Очередная попытка урегулировать этот вопрос началась в начале 18 века. В то время довольно много лиц сомнительного поведения работали в тавернах. На этот раз в Стамбуле были расплодились банды, занимающиеся торговлей женщинами с Балкан, а также вербовкой женщин из ряда мест, таких как Измир и Триест. Иностранкам заниматься проституцией разрешили, а женщинам-мусульманкам нет. Делать это можно было только в определенных районах. Мужчин в этом бизнесе было довольно много. Речь шла в том числе баньщиках, официантах в тавернах. В 19 веке в стране начался рост заболеваемости сифилисом, и борьба с сифилисом была увязана и с этим вопросом. То, что не смогли победить, решили легализовать. В Стамбуле первые публичные дома стали открыто работать после Крымской войны. Соответствующие законы были приняты в 1879 и 1884 году, после очередной вспышки эпидемии. Правила работы жриц любви были примерно такие же, как в Европе. Женщины обязаны были проходить медобследования. В осмотре принимали участие врач, офицер и муниципальный служащий. Резкий рост и проституции, и заболеваемости произошел после проигрыша Турции в Первой мировой войне.

Сифилис в Османской империи поначалу был не таким массовым явлением, как в Европе. Его завозили из военных походов, но вспышек эпидемий удавалось избегать. Первая крупная вспышка произошла в начале 19 века и совпадала по времени с Наполеоновскими войнами. Эпидемии фиксировались в 1806-1812, 1828-1829, 1853-1856 и 1877-1878 годы. Специализированных больниц было мало. Неблагополучными с точки зрения заболеваемости считались Стамбул, Измир и провинция Кастамону. Изменить ситуацию смог Дюринг-паша, он же именитый немецкий врач Эрнст фон Дюринг. В 1889 году он стал профессором сифилидологии в Императорской Османской медицинской школе в Стамбуле , которую в 1898 году, когда он покинул Военно-медицинскую академию Гюльхане . В 1898 году в знак благодарности ему было присвоено почетное звание Паши. Немецкий врач сумел наладить борьбу с этой напастью, организовал обучение врачей и открытие специализированных учреждений. Рост заболеваемости пошел на спад. После Первой мировой войны он вновь подскочил.

#история #османскаяимперия #сифилис