Когда мы с Серхио не так давно гуляли по музею Сумайя – статью об этой прогулке я все никак не соберусь написать – больше всего меня поразила только одна картина, не отличавшаяся ни широтой мазка, ни богатством палитры. Нет, это вообще был графичный, сделанный углем и карандашом, набросок угловатой человеческой фигуры – но именно около него я простояла дольше всего и именно к нему вернулась, когда мы собирались уходить. Все потому, что в изображенной на нем женщине я узнала Анну Ахматову.
Если вы зашли на канал впервые, то представлюсь:
Меня зовут Мария, и я живу в Мехико с мужем-мексиканцем Серхио. На этом канале я рассказываю о Мексике и мексиканцах, а также делюсь впечатлениями и историями из жизни.
Я не просто так была поражена этой картиной – дело в том, что именно этот портрет я уже видела в журнале STORY, который очень любила читать в течение нескольких лет, до смерти главного редактора, потом журнал стал уже не тот. Именно там, в статье об итальянском художнике Амедео Модильяни я впервые увидела это графичное изображение, в котором очень трудно было узнать российскую поэтессу. Оттуда же я узнала не только о знакомстве Модильяни и Ахматовой, но и об их недолгом ярком романе, вдохновившем художника на создание нескольких портретов поэтессы, написанных в разных техниках.
Анна Ахматова и Амедео Модильяни познакомились в Париже в 1910 году – художник в то время жил во французской столице, а поэтесса проводила там медовый месяц с Николаем Гумилевым. Через год Анна вернулась в Париж, но уже без супруга, и у них с Модильяни завязался короткий роман, единственным вещественным доказательством которого остались картины авторства Амедео.
И именно поэтому необычный портрет Ахматовой, да еще и авторства Модильяни, я запомнила настолько хорошо, что, когда увидела перед собой его подобие, а точнее, набросок к нему, сразу же узнала. Единственное, чем отличался этот набросок – на нем был изображен кот (или кошка), которого на «главном» портрете не было.
Так что, когда я стала искать название картины, я уже знала, что увижу – это действительно оказался портрет Анны Ахматовой, имевший второе название «Обнаженная с котом». Но вот встретить его в Мексике я никак не ожидала, несмотря на наличие других мировых шедевров в коллекции музея.
Оказалось, что именно этот портрет (или набросок к портрету) хранился в личной коллекции друга Модильяни – Поля Александра. Поскольку художник скоропостижно скончался в возрасте 35 лет от туберкулеза, порядка в его работах и набросках, конечно, не было. Долгое время – до конца нулевых – никто даже не знал имени женщины, изображенной на портрете, ведь «основную» версию Модильяни подарил самой Ахматовой, и она хранилась в СССР. Поэтому картине было присвоено название «Обнаженная с котом».
Знаменитую российскую поэтессу узнали два искусствоведа – одна из них, Ирина Остроумова, очевидно, была русской – при посещении музея Сумайя в Мехико. Тогда картина была переименована из «Обнаженной с котом» (это название, впрочем, оставили в качестве второго) в «Портрет Анны Ахматовой». Как именно портрет попал в музей, неизвестно, но, скорее всего, был куплен на аукционе.
Как указывают исследователи творчества Модильяни, всего существует шестнадцать полноценных картин и набросков авторства итальянского художника, на которых Аматова позирует в качестве модели. Однако, в настоящее время известна судьба лишь пяти из них – большая часть хранится в Санкт-Петербурге, а один – в музее Сумайя в Мехико.
Вот такая необычная судьба у этой картины, связывающая Россию, Италию, Францию и Мексику в одну причудливую цепочку.
Что еще можно почитать на моем канале:
Как юная мексиканская девушка написала мировой хит двадцатого века