Найти тему

Грех, порок, ошибка: сходства и различия

Грех как источник зла

Часто человек задумывается о причинах существования в мире зла. Однако редко приходит осознание того, что причиной зла являются грехи. Значение данного слова, согласно словарю русского языка XI-XVII вв., таково: «вина, ошибка, погрешность». Сюда же можно отнести такие слова, как страсть, порок, беззаконие, падение, преступление, искушение. В совокупности они образуют одно лексико-семантическое поле.

Источник: pravlife.org
Источник: pravlife.org

В связи с этим весьма интересным представляется рассмотреть, в каком контексте эти понятия используются в Священном Писании и богослужебных текстах, чтобы понимать, как преодолевать грехи, не давая распространяться злу.

Помилуй мя, Боже!

Читая утреннее правило, молясь в храме, изучая Псалтирь, мы видим 50-й псалом, в котором просим Господа: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50:3).

Особое внимание в контексте рассматриваемой темы заслуживает слово беззаконие, которое имеет значение «нарушение закона, преступление, несправедливость, лукавство, грех, нечестие». Безусловно, в тексте псалма оно употребляется в значении греха, от которого мы просим Бога нас очистить.

В свою очередь, страсть тоже дает несколько лексико-семантических вариантов: 1) страдание мучение; 2) бедствие, несчастье, испытание; 3) болезнь, страдания; 4) сильное, не управляемое разумом чувство; 5) склонность, пристрастие; 6) страх, испуг.

Так, например, в послании апостола Павла к колоссянам встречается следующий стих: Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол. 3:5). Рассматриваемое понятие, приведенное среди грехов, обозначает склонность, пристрастие к чему-либо, то есть то, что является грехом.

А в житии святых Бориса и Глеба это же слово будет употребляться в значении страдания, испытания – «Помышляеть же мучение и страсть святаго мученика Никиты» (Сказание о Борисе и Глебе (вторая половина XI века).

Порок, падение или ошибка

Случается, человек говорит или считает, что у него нет грехов. Тем самым он подменяет понятия и называет свои грехи ошибками. В самом начале, говоря о значении слова грех, было отмечено, что одно из значений действительно «ошибка», но в действительности, совершая грех, человек осуществляет падение, а при многократном повторении грех становится пороком.

Порок обозначает «недостаток, повреждение, упрек, обвинение». Однако в святоотеческой литературе и богослужебных текстах чаще всего данное слово употребляется во множественном числе и многозначное.

Так, например, в Добротолюбии встречаем такую мысль: «Подобает бо нам безмолвникам разумно и трезвенно добродетели и пороки разсуждати и разлучати, какой добродетели прилежати в присутствии братий и отцев, и какия творити сущым наедине». Здесь рассматриваемая лексема имеет значение «повреждение».

Ср.: «Изгони гнев, зависть, памятозлобие, нечистоту, леность, сими
и большими пороки недугует душа моя» (Минея, 19 августа).

Можно констатировать, что слово порок указывает на повреждение, которое наносит грех душе человека.

В свою очередь, если обратиться к смыслу слова падение, можно обнаружить следующий ряд значений: «1) падение какого-либо предмета; 2) крушение, поражение; 3) гибель, смерть; 4) нравственное падение, прегрешение; 5) нападение».

Но в богослужебных текстах чаще имеется в виду греховное падение.

Так, например, в службе Казанской иконе Божией Матери встречаются такие слова: «Преблагословенная Богородица Владычица, Богоизбранная Отроковица, неприязни падение, христианом же крепкое утверждение» (Минея, 22 октября).

В том же значении изучаемая лексема употребляется и в духовной литературе: «Многомолвение много падение имать, молчанию же тверда вещь» (Пчела XI-XIII вв.).

Грехопадение Адама и Евы

Рассмотрев предыдущие примеры, мы подходим к осознанию того, что грех – не просто ошибка, причины его намного сложнее. Здесь нельзя не вспомнить о грехопадении первых людей – Адама и Евы, преступивших заповедь Божию и вкусивших от древа познания добра и зла.

В контексте этих событий стоит обратить внимание на такие слова, как преступление, искушение.

Преступление, которое довольно часто ассоциируется в современном мире с нарушением закона, имеет следующие значения: 1) нарушение закона; 2) проступок, грех, прегрешение.

Однако в богослужебном употреблении оно относит нас
к грехопадению Адама и Евы. Например, в Минее находим такой текст: «Исцеляя Евино древнее преступление, в Тя, Всенепорочную и Всесвятую, вселися, всего мя человека вообразив падшаго, Пребожественный» (Минея, 22 сентября).

Источник: fikiwiki.com
Источник: fikiwiki.com

Из этих слов следует: Своим Рождеством от Богородицы Иисус Христос исцелил грех прародителей.

В значении греха преступление выступает и в следующем примере: «О велика сила греховнаго жала! О, колико зла творит преступление» (Нестор-Искандер. Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году).

А значит, традиционно данное слово выступало синонимом греха.

Если обратиться к существительному искушение, можно обнаружить следующие значения 1) искушение; 2) проверка, испытание; 3) знание, умение.

Среди них особо выделяется семантика «испытание, проверка», которая соотносится с грехопадением. Протоиерей Вадим Леонов замечает, что «искушение змия – это испытание степени совершенства Адама и Евы».

Примечательно, что в литературном наследии Древней Руси сохраняется понимание искушения как испытания: «И во Иове глаголет: Не искушение ли человеку настоящее житие, не в скорбех ли пребываху святии Авраам, Иов и Товиа и Давид?» (Сказание вкратце о бывшем пожаре града Ярославля (1658-1675).

В молитве Господней «Отче наш» мы просим Бога: И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк. 11:4). Здесь под искушением понимается непосредственное искушение от лукавого, от которого мы и просим Бога нас избавить.

Таким образом, нам необходимо понимать, что причина существования в мире зла коренится в грехе. Рассмотренные понятия приводят к четкому осознанию: грех – это не просто ошибка, а результат противления Божественным заповедям.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение

Текст подготовил иерей Артемий Бугров.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»

Страница проекта в VK

Наш канал в Telegram