Хронология противостояния СССР и США в XX веке очень драматична и наполнена героическими и жутковатыми эпизодами. Хоть во времена всеобщей разрядки много эпизодов и стало достоянием гласности, я не сомневаюсь в том, что еще больше до сих пор скрыты под грифами секретности разного уровня.
Наша сегодняшняя история, наверное, самая громкая из того что просочилось на свет. Она настолько масштабная по уровню задействованных сил и средств.
Речь конечно идет о службе, гибели и подъеме подводной лодки К-129.
История беспрецедентна по уровню секретности, что я ловлю себя на мысли что мне самому очень трудно впасть в конспирологию и мифологизацию.
Постараюсь не грешить против истины.
Проект 629
Первыми советскими лодками, вооруженными баллистическими ракетами, стали субмарины проекта АВ611. Переоборудованные из торпедных лодок проекта 611, они обладали довольно посредственными характеристиками и не в полной мере устраивали моряков.
Соответственно, дальнейшим развитием концепции заложенными в проекте АВ611 стали подводные дизель-электрические лодки проекта 629.
Первое задание на проектирование было выдано в мае 1954 года ЦКБ-16, где во главу угла был поставлен критерий унификации проекта с другими проектами подводных лодок Советского Союза (пр 611 и пр 641). Однако, наличие баллистических ракет внесло значительные коррективы в работу проектной группы. Фактически в рамках технического задания работы зашли в тупик, о чем было доложено заказчику. Результатом стало то, что в начале 1956 года было выдано новое техническое задание на разработку ракетоносца.
По своему дизайну, это были все те же классические двухкорпусные дизельные лодки с обводами, характерными для большинства первых послевоенных подводных лодок. Переход конструкторов на так называемые «альбакоровские» сигарообразные обводы еще не состоялся. Учитывая большие габариты вертикальных ракетных шахт, это давало кораблям характерный внешний вид: широкую развитую надстройку, и выступающий в нижней части корпуса «живот».
Водоизмещение, тонн: 2300 надводное / 2800 подводное.
Размерения, метров (д/ш/о): 98,9*8,2*8
Автономность, суток: 70
Скорость (надводная/подводная), узлов: 14/12
Глубина погружения, метров: 300
Экипаж, чел: 98
Основным вооружением подводного корабля были 3 баллистические ракеты комплекса Д-3 (Р-13), которые могли забрасывать 1600 килограмм полезной нагрузки на расстояние 600 км от точки старта. Интересный факт, что, если на современных кораблях баллистическая ракета стартует прямо из шахты, на тот момент это было невозможно. Ракета поднималась из шахты на цепном приводе вместе со стартовым столом и возвышалась над надстройкой в полную высоту.
Эта конструкция предусматривала только надводный запуск ракеты и значительные ограничения по параметрам стрельбы. 12 градусов по килевой качке и 15 узлов по скорости. При этом предстартовая подготовка ракеты в подводном положении занимала более двух часов. В целом, при сохранении благоприятных условий запуска, полный залп тремя ракетами лодки этой серии совершали за 12-14 минут.
Подобный состав вооружения имели и первые атомные ракетоносцы Советского Союза, построенные по проекту 658.
Некоторое время назад, я кстати делал модель лодки К-19 (658 пр) от Звезды. Кому интересно, как проходил этот проект, может ознакомиться по ссылкам.
Проект 629 был не прорывным. Несмотря на то, что размещение баллистических ракет на корабле в принципе было делом новым, все же конструкция подводной лодки основывалась на понятных и отработанных решениях. Нужно отдавать себе отчет, что основная задача проекта 629 была в кратчайшие сроки добиться для СССР военно-морского паритета с США по ракетным подводным лодкам. В этом смысле, решение строить посредственные по характеристикам, но массовые лодки было абсолютно верным. Переход холодной войны в горячую фазу был более чем вероятен, поэтому задача нанесения ядерного удара по военно-морским базам США была одной из приоритетных. Помимо очевидного военного эффекта при таком ударе, подводные лодки с ядерными боеголовками на борту на этапе эскалации охлаждали звездно-полосатые горячие головы и присаживали на насесты наиболее агрессивных ястребов.
В целом так и получилось. Поиск подводной лодки со столь разрушительным оружием на борту в открытом океане, даже сейчас сопряжен с трудностями. В те годы задача осложнялась многократно. Да, американцы создали очень хорошую глобальную систему ПЛО, но они прекрасно понимали свои ограничения. А в случае с ракетоносцами ситуация всегда стояла ребром. Либо ты держишь под контролем и уничтожаешь все носители ядерных ракет, либо все это не имеет смысла. Достаточно уцелеть хоть одному ракетоносцу, и он нанесет неприемлемый ущерб. Поэтому, немаловероятно, что именно тем самым посредственным шестьсот двадцать девятым мы обязаны тем, что США так и не решилась на военные авантюры против СССР.
Строительство лодок было развернуто на двух заводах в Северодвинске и Комсомольске на Амуре. Всего было построено 23 корабля этого проекта.
За время службы подводные лодки неоднократно модернизировались. Качество ракетного вооружения постоянно росло. Хоть появлялись более прогрессивные проекты АПЛ, эта серия несла службу вплоть до 80х годов. Конечно уже не в первой линии, но 629 проект активно использовался флотом, как испытательные стенды для новых ракетных комплексов и в качестве подводных лодок-ретрансляторов.
Из всей серии, была потеряна только один корабль. Злополучная К-129, которая нам как раз и интересна.
К-129
Подводная лодка К-129 (изначально называлась Б-103) была построена в Комсомольске-на-Амуре. Сдана флоту 31 декабря 1959 года и включена в состав 40й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием на бухту Улисс.
В последующие четыре года не найдено особых отметок о боевой службе этого корабля. Это дает определенные основания полагать, что служба К-129 не омрачалась какими-то инцидентами или зловещими коллизиями. В этом смысле, корабль является противоположностью «черной легенды» Советского флота, АПЛ К-19, с которой с самого начала начались проблемы.
В период с 1964 по 1967 годы модернизирована по проекту 629А, что предусматривало перевооружение на новый ракетный комплекс Р-21 с дальностью действия 1400 км, что существенно расширяло возможности корабля, позволяя наносить удар по прибрежным объектам, не входя в зону активной противолодочной обороны.
Обновленный и модернизированный корабль активно продолжил боевую службу. Причин для волнения у командования не было. Лодка хорошо отстрелялась ракетами на испытаниях, и в конце 1967 года под командованием капитана I ранга Кобзаря В.И. выполнила боевую службу, за которую командир подводной лодки был награжден орденом Красной Звезды.
А дальше начинается цепочка роковых событий.
Опытный экипаж, который работал на корабле в период испытаний и в ходе боевой службы был отправлен в отпуска. Однако, в январе 1968 года, в связи с неготовностью к выходу на боевую службу экипажей сразу двух подводных лодок, экипаж К-129 вызвали с отдыха и приказали начать подготовку к новому походу. Никто не принял во внимание что, что люди могут быть истощены интенсивной программой испытаний и сдачи корабля после модернизации и последующим двухмесячным выходом на боевую службу. Кроме того, часть моряков не успевала вернуться в назначенный срок и была заменена специалистами с других кораблей.
При этом я не стану здесь обвинителем для командования Тихоокеанского флота, скорее всего здесь имеет место выбор самого лучшего варианта из худших. Советских ракетоносцев в море хронически не хватало, для обеспечения приемлемого уровня безопасности. Отсутствие на позиции даже одного корабля, серьезно снижало для Советского Союза возможности для ответного ядерного удара по Соединенным Штатам.
Первый звонок прозвонил в начале февраля 1968 г, когда во время контрольного выхода в море, экипаж К-129 был признан неготовым к автономной боевой службе. Проверку проводил командир однотипной субмарины, капитан II ранга Куренков В.В. Я бы с интересом почитал документы по этому выходу, поскольку он в высокой степени позволяет установить предпосылки приближающейся трагедии. Но этих документов в доступе нет. Поэтому остается только догадываться что написано в заключении. Что бы там ни было, это не удовлетворило командование. Тогда же, в феврале, был совершен еще один контрольный выход под руководством начальника штаба Камчатской Военной Флотилии, которой был признан успешным. Сразу же следом, буквально через несколько дней, лодка вышла еще на один контрольный выход в море уже под руководством командира соединения (29-й дивизии подводных лодок).
Я ничего не могу утверждать, поскольку не обладаю полнотой информации, но очень похоже, что К-129 с ее экипажем, просто выгоняли в море несмотря ни на что. Очень характерный почерк, когда идет давление по инстанциям с самого верха, и все, кто находится ниже начинают делать все что бы выполнить приказ любой ценой. В данном случае, судя по всему ценой оказалась отправка неготового экипажа в автономное плавание.
24 февраля 1968 года, подводная лодка К-129 под командованием капитана I ранга Кобзаря В.И. вышла в море, с задачей скрытно патрулировать в определенных квадратах Тихого океана.
Беда не заставила себя ждать. 7 марта 1968 года, корабль погиб со всем экипажем.
Причины гибели подводной лодки не установлены. В открытом доступе есть четыре версии:
- · Авария ракетного оружия. Жидкостные ракеты и в более поздние периоды нашей истории были довольно капризным оружием. Недаром, в последствии осуществился переход на твердотопливные ракеты. Жидкое топливо и окислитель, в условиях подводной лодки становились крайне непредсказуемым фактором.
- · Поступление воды в систему работы дизелей под водой (аналог шнорхеля). По похожей причине в 1961 году погибла подводная лодка С-80
- · Столкновение с надводным кораблем. Советская подводная лодка действовала на коммуникациях 7 флота США, который интенсивно перемещался в океане, в ходе обеспечения вторжения в Вьетнам.
- · Столкновение с американской подводной лодкой. Особую пикантность этой версии добавляет прибытие в порт Йокосука USS Swordfish с повреждениями.
Все эти причины имеют право на жизнь, и подводные лодки гибли по каждой из причин. Однако, это уже следствие. Подводная лодка — это очень живучая техника. Одна ошибка, как правило не может привести к гибели корабля. Потеря в океане, это всегда целая серия ошибок, или несчастливого стечения обстоятельств, или враждебного умысла. Что было причиной, теперь не узнать. К-129 упала на дно на глубине 5000 метров в 600 милях северо-западнее от о Мидуэй.
Поиски Halibut
После завершения советской спасательной операции, которая не дала внятных результатов и была свернута в июне 1968 года, Советский Союз не заявил лодку погибшей, что лишало ее статуса воинского захоронения, и развязывало руки для поисков и присваивания остатков корабля, так как юридически К-129 становилась бесхозным имуществом.
Для начала на поиски остова корабля была направлена USS Halibut. Специальная подводная лодка для глубоководных операций. Надо сказать, что система американских донных станций SOSUS достаточно точно определила место гибели советского корабля. По тем временам это было настоящее чудо техники, которое сильно осложнило жизнь подводникам СССР. Хотя, если принять версию о столкновении с американским кораблем или подводной лодкой, то возможно, что SOSUS тут и не причем.
USS Halibut потратил несколько недель на поиски с помощью своего глубоководного модуля Fish. Американцы проявили высокую настойчивость. Поиски увенчались успехом. Во время этой экспедиции было сделано более 40 тысяч фотографий К-129. Материалы показали, что надстройка подводной лодки сильно разрушена. Две ракетных шахты из трех сильно повреждены, а сразу за рубкой в корпусе есть трехметровый пролом. Что, кстати может быть, как следствием воздействия давления воды при уходе на закритическую глубину, так и следствием таранного удара. Следствием удара при падении на глубину 5 000 метров так же может быть и то, что корпус подводной лодки разломлен на несколько крупных фрагментов.
В любом случае, точное место, где была найдена советская субмарина до сих пор охраняется грифами США.
Проект Azorian
Трудно понять, как американские разведчики пришли к мнению что нужно поднимать К-129. По тем временам, да и по нынешним, подъем объекта с глубины 5 километров выглядит чем-то запредельным. У меня только одно мнение, что это было единственной возможностью оценить уровень военно-морской составляющей ядерной триады СССР. Кроме того, я встречал версию, что американцы не понимали какую подводную лодку они будут поднимать, в их понимании это могла быть атомная субмарина 658 проекта. Не буду впадать в рассуждения о справедливости этого утверждения. Факт в том, что американцы хотели сорвать куш, превышающий степень сложности реализации проекта.
Наверное, такое могло случиться только при Никсоне. Разведчикам позволили реализовать проект по подъему остова лодки К-129, стоимостью в 800 млн долларов, успех которой оценивался в 10%. По тем временам сумма немыслимая. Для понимания, строительство атомного авианосца «Энтерпрайз» оценивается примерно в 1 миллиард долларов. Для этой цели ЦРУ даже провело успешные переговоры с эксцентричным Говардом Хьюзом (да да, это тот самый Авиатор, которого блестяще сыграл Леонардо Дикаприо).
В 1971 году в Пенсельвании, было заложено специализированное судно империи Говарда Хьюза - Glomar Explorer, которое официально классифицировалось как буровая платформа. В реальности, это судно был предназначен только для одного, подъема частей К-129.
Это судно впечатляет даже сейчас, при водоизмещении 50 000 тонн, Glomar Explorer обладал передовой системой навигации и развитыми подруливающими устройствами, позволяющими позиционироваться на океанской глади в нужных координатах и положении. Центральную часть судна занимал так называемый «лунный бассейн», отсек-док для транспортировки остатков подводной лодки. Они должны были быть подняты на борт через открывающиеся створки в днище судна.
Сам подъем осуществлялся мощными захватами «Клементина», способными удерживать и поднимать груз в несколько сотен тонн. Интересный факт, в том, что спуск и подъем «Клементины» осуществлялся не с помощью тросов, как это может показаться на первый взгляд, а с помощью абсолютно жестких труб длиной 18,2 метра с конической нарезкой, которые по мере погружения захвата вворачиваются друг в друга. Именно для этой цели в центральной части судна установлена характерная вышка.
Летом 1974 года Glomar Explorer прибыл на место гибели К-129 и приступил к работам. Детали по сей день засекречены. Из опубликованного в 2010 году доклада ЦРУ, мы знаем, что вокруг места работ постоянно крутились советские корабли, и американцы всерьез опасались, что их возьмут на абордаж. Это тоже один из странных моментов всей этой истории. Есть версия что Советский Союз знал об операции «Дженнифер» (часть проекта «Азориан», которая связана непосредственно с подъемом субмарины). Якобы советскому военно-морскому атташе подбросили в квартиру пакет или письмо с деталями операции. Кто и с какой целью, не ясно. Как и не ясно был ли этот пакет.
Между тем, хоть советские корабли на месте работ Glomar Explorer и проявляли активность, абордажа не последовало, и по данным все того же отчета ЦРУ какую-то часть советской подводной лодки американцы подняли, спустя месяц работ. Какую именно, и насколько она смогла быть полезна нашим партнерам, вопрос открытый. Американцы рапортуют о триумфе, и мы вынуждены верить, что эта операция завершилась успехом. Других подтверждений, кроме этого доклада ЦРУ у нас нет. Учитывая, что доказательств успеха операции как таковых нет мы можем предположить, абсолютно разные версии.
Есть версии, что поднимаемая секция разломилась в процессе подъема. Есть версия, что американцам удалось поднять секцию длиной 12 метров. Существуют предположения, что поднятые обломки фонили и пришлось от них избавиться. Даже где-то читал про то, что боекомплект лодки сдетонировал.
Не буду делать выводы. Но вот на что обращу внимание. Пятнадцать лет еще шло противостояние в океане, и советский подводный флот семимильными шагами совершенствовался. Технологически и количественно выигрывая у своего оппонента. А какие выгоды извлекли США? Честно говоря, в видимом спектре особых выгод не видно. А что в спектре невидимом? Все что угодно. Мы прекрасно знаем теперь их нравы и повадки, а 800 млн на дороге не валяются…
О моделях
Кстати, К-129 увековечена компанией Ark Model в смоляном наборе с шикарным боксартом. Учитывая репутацию производителя и стоимость набора покупать его откровенно страшновато. Будем ждать пластика.
Интересно, будет ли в пластике Glomar Explorer?
Всем творчества! Всем креатива!