Звезда Игоря Корнелюка как автора-исполнителя зажглась после выхода в 1988 году очередного «Музыкального ринга». В той битве молодой выпускник Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова противостоял Виктору Резникову и отряду его друзей: Ларисе Долиной, Анне Вески, группе «Марафон» и бит-квартету «Секрет. На фоне опытного и аккуратного коллеги Корнелюк выглядел неуклюжим юношей со странной причёской, который, впрочем, сумел очаровать зрителей интеллигентной непосредственностью и заводными мотивами.
После того эфира песни «Мальчик с девочкой дружил» (которая «выстрелила» ещё в 1985-м в исполнении Альберта Асадуллина), «Пора домой», «Мало ли» и «Билет на балет» стали всесоюзными хитами, а за Игорем закрепился образ поющего кудрявого весельчака. Позже в одном интервью он «оправдался» за собственную энергичность:
«Я человек темпераментный, и когда я стою на сцене, меня буквально распирает. И с годами я подпрыгиваю всё выше и выше. Имидж мне никто не создавал, я выходил на сцену и пел, как чувствовал».
На рубеже веков, начав работать с Владимиром Бортко, Корнелюк меняет амплуа: из «чокнутого профессора, прыгающего по сцене» постепенно превращается в серьёзного кинокомпозитора.
«Когда Бортко предложил мне написать музыку для “Бандитского Петербурга”, его все отговаривали: "Вы что, это же “Билет на балет”, а тут нужна серьёзная музыка. Режиссёр отстоял меня», — вспоминает артист.
Он и раньше писал музыку к фильмам и сериалам, но большого отклика в народе она не находила. Прорыв случился после выхода второй части «Бандитского Петербурга», которая открывалась песней «Город, которого нет».
Игорь два месяца искал подходящую мелодию. За подтекстовкой он обратился к давней подруге — Регине Лисиц. Поначалу стихи про «очаг, как вечный знак забытых истин» казались композитору слишком философскими для криминального сериала, поэтому поэтесса представила ещё один вариант текста — менее отягощённый глубокомысленными образами. Корнелюку и Бортко он понравился больше, однако во время записи им показалось, что новые стихи — про любовь и дружбу — не сочетаются с отснятыми материалами и даже звучат комично. В итоге вернулись к первому варианту и не прогадали.
В 2003-м взявшись за экранизацию «Идиота» Бортко снова пригласил Корнелюка, которому, по его собственному признанию, помогал писать музыку сам Достоевский. Писатель приходил к Игорю Евгеньевичу во снах, чтобы оценить его старания.
«Только в самом конце он сказал мне: “Ну что, очкарик, я вижу, ты справился”. Поэтому, когда на следующий день я понёс музыку Бортко, я уже не волновался, ведь Фёдор Михайлович одобрил», — делится композитор.
Прошло меньше года, и Бортко взялся за другую монументальную работу — сериал «Мастер и Маргарита». Он снова пошёл к Корнелюку, но тот хотел отказаться от предложения, потому что боялся зловещей мистики, окружающей произведение. По словам композитора, прозорливый режиссёр всё понял:
«В какой-то момент Володя сам обо всём догадался и приехал ко мне уговаривать. Мы разговаривали несколько часов, и под конец я поймал себя на том, что мы уже обсуждаем детали работы. А дальше всё пошло легко».
Самой известной частью саундтрека можно назвать тему Воланда. Текст с латинскими заклинаниями и новозаветными фразами записал вокальный квартет Singing Family.
В 2007 году Бортко, приступивший к съёмкам «Тараса Бульбы», поставил перед композитором неразрешимую, по его словам, задачу:
«Это оказалось непосильной задачей — написать героическую музыку честно, чтобы тебе поверили. Первый вариант я написал, стал ставить на кадр — не годится, так же получилось со вторым, третьим, четвертым и т.д. И тут наступил самый страшный момент: ты понимаешь, что не можешь, не справляешься. И есть всего два варианта: либо биться дальше, либо сдаться».
Корнелюк не сдался. В основу главной музыкальной темы — «Псалом» — композитор положил подлинный Псалом VI века, а на запись пригласил хор Валаамского монастыря. Над полным саундтреком Игорь Евгеньевич работал почти год.
Фото: соцсети