В Турции помимо классических, "фольклорных" загадок существовали и авторские, литературные. Это тарихи, люгазы и муамма.
Люгазы и муамма - поэтические загадки, в которых чаще всего загадывалось имя, предмет или явление. Сами турки еще не сошлись в едином мнении по этому вопросу, но в среднем по больнице разница заключается в том, что в муамме, как правило, был зашифрован один из эпитетов Аллаха (чаще всего это эпитет “всемилостивый”) или имя человека, а в люгазе могло быть зашифровано любое слово, например, какая-то вещь, место, животное.
Известным автором различных муамма в Османской Империи был поэт Эмри, или Эмруллах Челеби из Эдирне. Писали муамма и знаменитые поэты, такие как Ахмеди, Лямии, Бакы, Физули, Наби, Сюнбюльзаде Вехби.
Тарихи - это загадки-хронограммы, в которых загадывалось число. Чаще всего это была определенная важная историческая дата, это могла быть дата важного сражения или дата закладки мечети или здания, дата смерти какого-то человека. Тарихи писались в диванах известных поэтов, на могильных камнях, на зданиях.
В основе среднестатического тариха лежит эбджед – порядок арабских букв, служащих для обозначения чисел – единиц, десятков, сотен и т. д. В системе эбджед каждой цифре соответствует определенная буква алфавита. По-видимому, корнями система эбджед уходит в иврит и арамейские языки.
Такая система использовалась как в арабских математических трактатах, так и в магических ритуалах, в астрологии, при гадании и т.д.
В Османской Империи пользовались арабицей - арабским алфавитом. Все поэтические произведения писались на арабице, официальная документация велась арабицей и т.д. Соответственно, авторские загадки-хронограммы были записаны так же.
Турецкие исследователи разделяют тарихи на несколько типов в зависимости от способа их разгадывания.
- Разгадываемые по произношению
- Разгадываемые за счет подсчета чисел
- Разгадываемые с учетом использования символов
- Завороченные, в которых автор хочет продемонстрировать свое мастерство
Сам тарих представляет собой 2 поэтические строчки, объединенные рифмой, в первой строчке обычно задаются условия тариха, во второй - сама фраза, которую надо перекодировать в число.
Давайте рассмотрим разные примеры.
Тарихи с суммой чисел
В тарихах подобного типа загадываемое число получается, когда читатель складывает все числовые значения. Сумма чисел - это дата, которую автор тариха зашифровал. В примере ниже нужно сложить все числа, которые получаются из фразы "Bu kasr-ı pȃk Sultȃn Ahmed’e yȃ Rab saʻȋd olsun". Для этого нам нужно обратиться к таблице в начале статьи и свериться, какая буква какое число означает. Конечно, средневековым османским поэтам этого не требовалось, они и так знали эти значения. В сумме получается 1139, это год возведения дворца султана Ахмеда III (1726 год по григорианскому календарю).
В следующем тарихе уже нужно брать не всю вторую строчку, а только словосочетание "beldetün tayyibe".
Тарихи с вычитанием
Ну да, были и такие. Здесь для отгадки нужно вычесть второе число.
Тарихи, где надо брать только буквы с точками
В арабском алфавите есть много букв с точками (так называемых noktalı harfler). В подобных тарихах нужно считать только буквы с точками, точек может быть несколько или одна. В тарихе ниже слово "cevheri" как раз указывает на то, какие буквы мы будем считать.
Тарихи, где надо считать только буквы без точек
Ниже представлен тарих, где нужно считать только буквы без точек. Здесь нам на это указывает фраза "komadı nokta". "Безточечные" символы выделены синим. Есть и тарихи, где сумма символов с точками и символов без точек будет одинаковой, но это уже высший уровень мастерства.
Интересно, что некоторые тарихи писались как совместное творчество, вот, например, совместный тарих султана Ахмеда и его визиря, в котором прямо упоминается соавторство: "Didi Hȃn Ahmed ile bile İbrȃhȋm tȃrȋhin // Suvardı ȃlemi dest-i Muhammedle cevȃdu’llȃh". Он посвящен строительству некого фонтана.
В тарихах могли цитироваться хадисы, аяты Корана и пословицы. Чаще всего зашифровывался год по исламскому календарю, в позднее время в некоторых тарихах стали обращаться к григорианскому.
Конечно, такое изощренное упражнение для ума оставалось уделом высокообразованных культурных людей и общественных деятелей своего времени, общему пласту населения подобные развлечения были недоступны.
Что вы думаете о тарихах? Есть ли в культуре вашей страны подобная традиция?
Источники
Sarıkaya, Bekir. Türk edebiyatında tarih düşürme, Kesit Akademi Dergisi, 2020
Bahadır, Güneş. Bir muamma ve lugaz metni hakkında, Uluslararası Türkçe Edebiyat Kültür Eğitim Dergisi, 2015.