Валерий Выборжанин
Среди огромных пространств Прикаспийской низменности горделиво выделяется одна единственная гора - Большое Богдо. Своеобычное сие место, населяемое дикими животными и птицами издревле привлекало к себе людей. Не оставляли вниманием заповедную гору, особенно величественную в чудесном тюльпанном палантине в середине весны, художники, каждый год собиравшиеся у её склонов.
Как-то присоединился к ним очень бедный художник из самых далёких северных мест. Приехал на знаменитый пленэр, да только не оказалось у него ни красок, ни кистей, ни самого простого этюдника.
Отошёл художник от своих собратьев по ремеслу, чтобы не смущать их и себя, и оказался у поющих скал. Встал пред ними, очарованный, закрыл глаза и вдохнул напоенный полынью воздух, пытаясь поймать едва уловимый запах тюльпанов.
Увидели это боги горы Большое Богдо, разозлились, прошипели сквозь норы поющих своих скал:
“Как посмел ты явиться к нам, ничтожный! Как смеешь зваться художником!? Испокон веку нам поклоняются и поэты, и живописцы. Лишь ты один не взял ничего, чтобы почтить нашу красоту и величие!”
Слегка оробел художник от услышанного, но ответил:
“О, боги Богдо! Каюсь - не достоин я писать вашу обитель, не тот я, кто способен донести вашу красоту и очаровние” - рёк он, вскинув руки к вершине горы. - “Да и беден я: на последние деньги добрался до этого места. На последние деньги купил как можно больше красок, да пожалел трат на рюкзак. Вот и вывалились они из прохудившегося старого моего рюкзака. Ничего у меня нет, только пленэрный шейный платок, вот он мог бы сгодиться вместо холста.”
Задумались тогда боги, собрали на вершине совет, какого ещё не было с тех самых времён, когда Богдо было островом и обитали на нём паротозухи и ихтиозавры.
Прошло изрядно времени и художник было подумал:
“Забыли меня, конечно”.
Но снова прошипели скалы:
“Нет, художник, это мы были неправы. Ты достойнее других писать нашу красоту. Вот тебе кембрийские и девонские глины, заменят они тебе и умбру и охру. И вот тебе соль Баскунчака - и белая, и серая, и розовая. И полынь тебе послужит вместо кисти. Твори!”
“Но у меня нет этюдника, как у других!”- ответил приезжий мастер.
“О, это мы сейчас исправим! Главное - твоё искусство искренне и красота его в твоих руках и с твоим зрением будет правдива. Пиши теми материалами и с той душой, что есть у тебя. А палитры такой, что мы тебе даруем, не найдётся и у самых знаменитых твоих собратьев.”, - ответили боги.
Налетел вдруг то ли с горы, то ли с озера сильный солёный ветер, снёс у других художников этюдники с начатыми картинами. Кто-то расстроился и бросил свою живопись, а кто-то, как наш бедный мастер, взял себя в руки и принялся работать вновь под пение жаворонков, вдыхая полынный запах и едва уловимый аромат алых тюльпанов.
***
Нижний Баскунчак, 17.04. 2022 г.
Илл. Валерия Выборжанина "Вид на г.Большое Богдо со стороны озера Баскунчак"
Легенда о художнике горы Богдо
16 ноября 202316 ноя 2023
4
2 мин