"Хроники Харона. Энциклопедия смерти" — Смерть - самое естественное, что есть в этом мире, и одновременно - величайшая тайна, постичь которую человечество пытается с начала своего существования. Этим заняты ученые, философы и теологи, от них не отстают писатели и художники. Нет человека, который не думал бы о смерти. И все же этот феномен остается непостижимым.
У природы есть много способов отправить человека в мир иной - старость, болезни, стихийные бедствия. Люди всегда пытались бороться с "убийственными склонностями" природы, но одновременно изобретали свои - войну, преступность, смертную казнь, терроризм, геноцид. Додумались и до самоубийства.
Все вышеперечисленное нашло отражение на страницах книги философа и литератора Александра Лаврина «Хроники Харона» - первой части масштабного проекта "Энциклопедия смерти". Если коротко, эта книга (и две последующие) - "всё, что вы хотели знать о смерти, но боялись спросить".
Она всегда рядом. Она никуда не денется. К ней всегда успеешь… Она может быть жестокой, внезапной, нежной, пугающей. Но она всё равно БУДЕТ, как бы мы ни отодвигали мысли о ней в самые потаённые уголки мозга.
Кто она? Всё просто. Это смерть. Примите, как есть.
Лет десять назад мне попала в руки книга "Хроники Харона. Энциклопедия смерти". Её автор — Александр Павлович Лаврин, впервые данный текст увидел свет в 1999 году под другим названием: "1001 смерть", а затем вышло другое издание, уже переименованное. Скажу сразу: воспринимается книга непросто, местами — до той самой смертной тоски, о которой поётся в грустных песнях. Не потому, что скучно до смерти, совсем нет… А потому, что лишний раз осознаёшь всю неизбежность бескрайней и неизведанной пустыни, куда уходят близкие и дорогие люди. И никогда не возвращаются. Не рекомендую читать впечатлительным людям, я долго приходила в себя после всего прочитанного. Есть реально жутковатые главы, касающиеся историй подлинных убийц или способов самоубийства, смертных казней или ритуальных жертвоприношений. Подняты и переосмыслены версии ухода из жизни многих знаменитых личностей и сильных мира сего — от общепринятых до конспирологических и малоизвестных.
Но не это является главным. Шаг за шагом автор анализирует то, как изменялись представления о смерти в религиях, фольклоре, философии, медицине, судмедэкспертизе и психологии, перекликаясь с развитием человечества. Всё так тесно взаимосвязано — в том числе с ежедневными аспектами нашей жизни. Я не представляю, сколько надо было перелопатить информации в процессе работы над "Хрониками", потому что её объём колоссален. А ещё автор каким-то чудом смог оставить в своей потрясающей воображение энциклопедии место для юмора. Как это получилось?.. Что ж, придётся дочитать почти до конца, чтобы дойти и до смеха тоже. И жить дальше.