Зоя села писать письмо Маше и задумалась. Она была рада за нее и за Диму, за то, что люди нашли свое счастье, как и она когда-то... Как и она когда-то думала, что теперь только счастье будет в ее жизни. Даже в те времена, когда появлялись те, кто хотел отнять у нее Петра, она была уверена, что все будет хорошо, что Петр все равно будет с ней. Она и сейчас в этом уверена. О всяком случае до тех пор, пока он восстановится полностью. Ночью ей иногда кажется, что это тот самый Петр, который был готов любить ее всегда, в любом месте, в любое время. Но днем это совсем другой человек. Понятно, что у него есть повод и сердиться, и злиться, но он не понимает, что нужно радоваться, ведь доктор говорил, что от такого инсульта не все поднимаются. Даже молодые. А он почти совсем поправился, только правая нога еще слабая, но нужно же стараться, тренировать ее, чего Петр не хочет делать совсем.
Зоя написала, что сейчас они приехать не смогут, потому что болеет Петр, что он недавно оправился от инсульта, а их она приглашает летом, когда в огороде и в саду будет полно фруктов и овощей, вода в речке и в пруду будет теплой, а солнце жарким. «Приезжайте, погрейтесь, у нас, правда, не так, как было в Степном, но тоже очень тепло. Ваши дети побегают по травке, попьют настоящего парного молока», - писала Зоя.
Она очень хотела бы поехать в Ленинград, посмотреть этот город, о котором она столько слышала, но никогда не была. Она предложила Петру поехать туда, когда начнутся школьные каникулы, чтоб можно было повезти детей:
- Может, съездим, Петя? Пусть дети посмотрят, да и мы с тобой не видели Ленинграда. В музеи походим, мосты посмотрим.
Петр молчал, но было видно, что молчание дается ему нелегко. Наконец он ответил:
-Походим! Особенно я – с костылем! Едьте, куда хотите! – закончил он в сердцах и ушел в другую комнату.
Зоя тяжело вздохнула: разговаривать с Петром становилось все труднее. А вдруг Маша помогла бы Петру с лечением? Ведь в городе, да еще в таком, можно, наверное, что-то получше найти, чтоб побыстрее он поправился. Она все еще любила его. А может, она любила еще того Петра?..
В субботу приехал Николай, привез мандарины, конфеты, бутылку шампанского. Зоя уже думала над тем, что приготовит к новогоднему столу. Конечно, как обычно, холодец. Свинью, правда, колоть решили к Рождеству, но можно купить на холодец мяса. Тем более, что каждую неделю в сельском ларьке со свинофермы продают и мясо, и фарш. Утку в духовке зажарит, а то и две – семья-то немаленькая! Ну и из погреба можно достать кое-чего: помидоры, огурцы, капуста, даже арбузы моченые есть – свекровь научила, как их делать. В общем, не хуже, чем у людей будет. Перестирать нужно все еще – шторы, гардины, покрывала. Чтоб в Новый год с чистыми входить.
Николай сразу предупредил, что Новый год встретит дома, а потом сразу уйдет. Петр сразу спросил:
- Куда это ты собрался?
- Куда надо, - ответил Николай, не глядя.
- Что значит – куда надо? – взвился Петр. – Ты чего это отцу отвечаешь?
Николай недоуменно посмотрел на него. Он совсем не собирался грубить отцу – само получилось.
- С ребятами договорились собраться после двенадцати, - проговорил он. – Не дома ж сидеть! Музыку послушаем, потанцуем.
- Это ж где вы собрались музыку слушать? Клуб-то закрыт будет.
- Так мы собираемся у Вовки Романца, его родители уехали к дочке, а он один дома. Вот у него и соберемся. Мы просто музыку послушать.
- А девки будут? – с усмешкой спросил Пётр.
Николай отвернулся, делая вид, что смотрит на часы.
- Не знаю, - ответил он. – Я не спрашивал.
- Знаю я, как это бывает – не спрашивал, не видел, а потом...
- Ну что потом, Петя? – вмешалась Зоя.
Ей, конечно, хотелось напомнить ему тот самый Новый год, когда он, уже женатый человек, пошел к ребятам, не зная, что там будут девчата. Но она сдержалась, даже остановила его, чтоб не продолжал дальше. Петр, конечно, понял ее, замолчал. Он посмотрел на сына: хорош вырос, пониже, чем Витёк, но зато покрепче, светлый чуб выбивался из-под шапки, серые глаза смотрели прямо и твердо. Хорош! Что-то вроде зависти шевельнулось в душе Петра. Сейчас он вошел как раз в тот возраст, когда все в первый раз, все по-взрослому... Эх, где его семнадцать лет?
- Чего ты пристал к нему? – Зоя смотрела на мужа с укоризной.- Что ж ему, с нами сидеть, что ли? Сам-то ты много сидел с матерью?
- Ну ладно, чего ты завелась? – уже более добродушно отозвался Петр. – Нельзя сыну слова сказать, что ли?
... А Наталья никак не могла определиться – где ей быть в Новый год. Коллектив магазина почти все собрались в ресторан – заказали столики. Но все женщины будут с мужьями, мужчины – с женами. Только она да ученица Аллочка без кавалеров. Правда, у Аллочки есть парень, но неизвестно, будет ли он свободен – он военный, могут поставить в наряд. И только Наталья одна. Конечно, ее это не очень волновало: найти кавалера ей никогда не составляло большого труда. Но она думала и о том, как на следующий день появится здесь, у матери, у дочек.
В это день она вышла из магазина пораньше – хотела пройти по базару, который перед Новым годом работал почти до вечера, чтобы купить к столу мандарины, яблоки. Она уже почти дошла до рынка, как ее окликнули:
- Принцесса! Куда так спешишь?
Она остановилась. К ней подходил Олег. На нем была шапка из черной нутрии, полупальто нараспашку. Он улыбался, глядя на нее. Наталья смотрела строго, не говоря ему ни слова.
- С наступающим, принцесса!
- И тебя, - откликнулась Наталья.
- Где Новый год встречать будешь?
- А тебе-то что?
- Да так, пригласить хотел.
- А что, не нашел никого? Или не хочет никто?
- Да лучше тебя не нашел.
Олег подошел совсем близко. От него пахло хорошим одеколоном, сигаретами, в общем, тем, что отличает ловеласа от других мужчин. Наталья незаметно для него жадно вдохнула этот запах.
- А хорошо искал? – с иронией спросила она.
Олег провел пальцем от ее подбородка по шее к шарфику, глядя ей в глаза:
- Не-а! Не искал вовсе! Потому что таких нету больше!
Наталья чувствовала, что тает под его взглядом. Внезапно перед ее глазами всплыла картина, которая не давала ей покоя: перекошенное пьяное лицо Олега, выкрикивающее:
- Ты – никто! Ты будешь спать со мной просто так! Потому что ты - ...ь!
Наталья даже вздрогнула от воспоминаний.
- А не пошел бы ты! – сказала она, отталкивая его руку. – Мне есть с кем встретить Новый год.
- Даже так? – удивился Олег. – Наверное, в ресторан с ним придешь? Приходи, мы обязательно вас встретим! Посмотрим, кого это ты нашла.
Наталья молча отвернулась от него и пошла прочь.