Этот великий мастер фотографии выделяется из большого числа очень хороших фотографов 20 века своим непостижимым стремлением приблизить мир модной фотографии к искусству художественных снимков.
Трудно оценить масштаб вклада внесённого этим фотографом в развитие фотографии мира моды. Многим до сих пор трудно понять – в чём же заключён секрет притягательности его бессмертного искусства, ведь на первый взгляд всё так просто?
Важные этапы его биографии
Он появился на свет в 1923 году в Нью-Йорке. Его отец, имевший в собственности универсальный магазин на самой респектабельной улице Города большого яблока, желал, чтобы отпрыск стал со временем его достойной сменой на этом посту. Но Ричард уже в школе так был увлечён поэзией, что и слышать не хотел о торговле, коммерции. Он писал самые настоящие стихи, благодаря которым имел репутацию талантливого поэта в школе.
Желание воплощать свои поэтические идеи на фотоплёнке к нему пришло в период, когда он, будучи студентом одного из самых элитарных вузов страны – Колумбийского университета, – искал способы максимального раскрытия потенциальных возможностей своего внутреннего гения. Поняв, что создание фотографий это то, что он искал, молодой человек оставляет учёбу и с головой погружается в любимое дело.
На службе в армии, устроившись помощником фотографа, он приобретает навыки фотографирования, которые по-настоящему расширяет после армии в знаменитой школе дизайна Алексея Бродовича.
Его первые опубликованные снимки ошеломили всех новым взглядом на модели, стало ясно – это не стандартный «ремесленник», как большинство его коллег в то время, а самый настоящий творец, на снимках которого жизнь заиграла волшебными красками, превращая рядовую модную фотографию в произведение искусства.
Он до почтенного возраста был бессменным сотрудником Vogue, побив рекорды по количеству персональных выставок и выпущенных объёмных альбомов и книг с фотографиями разных лет.
Он умел всё
Благодаря своему невероятному энтузиазму, кипучей энергии и любви к творчеству, он очень быстро стал самой заметной фигурой в мире фотографов, безуспешно стремившихся повторить его впечатляющие достижения.
По его словам, он не мог прожить ни дня без любимого дела. Его энергии хватало не только на создание модного и рекламного фото, но и на портреты, потрясавшие своей глубиной и выразительностью – вероятно для такого эффекта мастер предпочитал выбирать простой, светлый фон почти на всех своих портретах.
Вскоре в его творчестве произошло такое невиданное доселе смешение эстетики повседневных снимков с подиумными, что эта невероятная художественность с элементами гротеска стала главной стилистической особенностью его искусства.
Мэтр снимал как очень известных людей из мира искусства, кино, политики, так и самых простых – рабочих, безработных, используя всегда одни те же принципы фотографирования, позволявшие создавать шедевры.
Что особо впечатляет
Поразительное ощущение создаётся при взгляде почти на любое его фото: оно не «отпускает» – хочется не просто рассматривать снимок, но поневоле пытаешься постичь причину притягательности персонажей этих работ.
Поражает парадоксальная (обманчивая) простота этих чёрно-белых кадров, подтверждающих ещё раз истинность фразы, что всё гениальное очень просто.
Сочетание безграничной любви к фотоискусству вкупе с большим даром психолога наблюдателя (знатока человеческих душ) и интуитивным умением внести в работу поэтические, благородные нотки и есть скорей всего тот самый «таинственный секрет» создания таких шедевров. Однако повторить такое практически невозможно – это должно быть естественным как дыхание, только тогда будут затронуты самые сердечные чувства зрителей.
Великого мастера не стало в 2004 году, причиной кончины стало внутримозговое кровоизлияние, случившееся с ним во время очередной съёмки – даже в мир иной он отошёл с любимой камерой в руках.
Сегодня ни у кого нет сомнений, что именно гениального фотографа Аведона можно назвать по праву главным законодателем мод в мире фотоискусства середины 20 века.