Найти тему
Валерий Ростов

Music Rarities 191. Немецкая психоделическая краут-джаз-рок-группа Kollektiv и австрийская прогрессивная симфо-рок-группа Kyrie Eleison.

группа Kollektiv
группа Kollektiv

Kollektiv (Германия)

История этого интересного немецкого коллектива под названием Kollektiv, извиняюсь за такой каламбур, началась еще в далеком 1964 году, когда была образована студенческая бит-группа сначала под названием The Generals в состав которой вошли два брата близнеца басист Jurgen Karpenkiel (играл в Phantoms, а впоследствии в известной Guru Guru), барабанщик Walemar Karpenkiel (сотрудничал с Katamaran, Supersession), а также гитарист и игрок на цитре Jurgen Havix (участвовал в Musikalische Gruppenimprovisation). Поначалу они играли обычные поп и бит-песни, но вскоре им наскучила такая простая музыка, их стала увлекать более разнообразная психоделия, прогрессивный рок таких исполнителей как Blodwyn Pig, Frank Zappa и King Crimson, а также многих известных джазовых исполнителей.

группа Kollektiv
группа Kollektiv

В какое-то время в середине 1960-х годов их пути разошлись, и они начали набирать опыта в разных коллективах разных направлений. Так Jurgen Karpenkiel перешел в 1967 году в The Phantoms (позже меняла название на Rambo Zambo Bluesband, Bluesology) играющую экспериментальную музыку и в которой играл в будущем клавишник, гитарист и вокалист Kraftwerk. Но в 1968 году группа The Generals воссоединилась в полном составе, при этом они решили внести в свое творчество разнообразие, в виде духовой секции. В результате таких поисков в коллектив был приглашен флейтист и саксофонист Klaus Dapper из Bluesology в которой тоже в свое время принимал участие один из братьев басист Jurgen Karpenkiel. А уже в 1970 году квартет был переименован в Kollektiv.

Созданная группа, купив себе автобус колесила по Германии, не отказываясь выступать как на крупных площадках, разнообразных фестивалях, так и в совсем небольших музыкальных клубах. Причем их любимым занятием в своем творчестве это создание разнообразных музыкальных спецэффектов и экспериментов, для чего они использовали необычные экзотические инструменты, часто самодельные устройства типа всевозможных громоотводов или вращающихся металлических дисков, а Jurgen Havix придумал на свою цитру специальный электропривод. В своих концертах они часто выступали на разогреве у знаменитых исполнителей, но больше всего Kollektiv сдружились с интересной психоделической прог-рок-группой Sweet Smoke из США. Набравшись опыта в экспериментах с музыкой, а также создав свой оригинальный музыкальный материал, отказавшись от вокальных партий, коллектив стал понимать, что они созрели для создания полноценного альбома. В результате чего был заключен контракт с гамбургским лейблом Brain Records (образован в 1972 году в Гамбурге, Германия), а уже в марте 1973 года Kollektiv выпустили свой первый одноименный альбом.

альбом "Kollektiv" 1973 год.
альбом "Kollektiv" 1973 год.
альбом "Kollektiv" 1973 год.
альбом "Kollektiv" 1973 год.
альбом "Kollektiv" 1973 год.
альбом "Kollektiv" 1973 год.

Треклист

1. Rambo Zambo (11:49)
2. Baldrian (7:05)
3. Forsterlied (1:49)
4. Gageg - Andante (5:05)
5. Gageg - Allegro (3:35)
6. Gageg - Pressluft (11:02)

Total Time 40:25

Бонус-треки 2007 remaster:

5. Intro (2:22)
6. Pull Moll (7:16)
7. Pap-Jack (13:18)
8. Rozz-Pop (5:34)

Состав группы

Jurgen Havix - guitar, zither
Klaus Dapper - flute, saxophone
Jurgen Karpenkiel - bass
Walemar Karpenkiel - drums

С участием
Volkmar Hahn - violin (5)
Axel Zinowski - guitar (6-8)
Christoph - electric piano (6-8)
Georg Funke - bass (6-8)

Релиз впоследствии был переиздан дважды в Германии на французском лейбле Long Hair Music в 2007 году на CD и в 2020 году на виниле. Звукоинженером и продюсером этого интересного альбома был Conny Plank, являющийся одним из самых известных не только в Германии, но и в мировом становлении джаза, прогрессивной музыки, электронной, но главное конечно в формировании и развитии краут-рока. Кроме этого он был еще и прекрасным музыкантом, играющим на гитаре, а также различных клавишных, но в первую очередь синтезаторе и обладал неплохими вокальными способностями. Для создания и воспроизведения своих задумок в некоторые музыкальные произведения были приглашены дополнительные музыканты, такие как скрипач Volkmar Hahn, гитарист Axel Zinowski, басист Georg Funke, а также Christoph играющий на электрическом пианино.

группа Kollektiv
группа Kollektiv

В итоге получился релиз, который был высоко оценен как критиками, прессой, так и фанатами прогрессивного рока, так в аннотации к винилу было очень точно сказано: “Получивший признание как поклонников прогрессивного рока, так и краутрока, а также критиков, альбом продемонстрировал другой, более инновационный стиль исполнения современной немецкой рок-музыки и был удостоен номинации на немецкую премию Schallplattenpreis. Они создали ни с чем не сравнимое, безошибочное звучание с отголосками Organization и раннего Kraftwerk просторное, но мелодичное, возвышенное, но в то же время зажигательное, инновационное: прогрессивное в лучшем смысле этого слова, последовательное в реализации замыслов, осваивающее новые музыкальные территории, не отрицая своих корней”. Мне кажется лучше и не сказать, ведь и точно в музыке Kollektiv есть что-то от их немецких коллег Organization, которые впоследствии плавно преобразовались в Kraftwerk и поначалу на первом этапе в творчестве не отходили от музыки своей предыдущей группы, да и некоторые критики называют Organization более относящуюся к крауту чем Kraftwerk.

группа Kollektiv
группа Kollektiv

А если брать одноименный альбом Kollektiv, то он возможно еще в музыкальном плане схож с New! и Can, но с более аранжированными и разнообразными произведениями в стиле краута с большой долей джаз-рока и фьюжн. Все треки здесь довольно разные как по сюжету, так и по содержанию, и каждый слушатель может услышать в музыке что-то свое, здесь есть немного от King Crimson, ранних работ Pink Floyd с блюзовыми гитарными риффами David Gilmour, иногда переходящих в более сложные импровизации в духе Jimi Hendrix, других более известных немецких краут-джаз-рок-групп Xhol Caravan, Embryo и конечно более поздние группы с более джазовым уклоном Munju, Morpheus, Cry Freedom, Mosaik. Но не только в музыке Kollektiv выделяется гитарные пассажи, все музыканты великолепно исполняют свои партии, здесь и завораживая необычная ритм-секция и конечно прекрасно влился в команду Klaus Dapper с его мастерской, чарующей игрой на флейте и заводном, часто дисторшированном саксофоне создающим необычайную атмосферу джаза. Имея напряженный концертный график, группа умудрилась сделать демо-запись и отправить ее в студию SWF Radio в Баден-Бадене и уже через три месяца поле выпуска дебютника 7 июня 1973 года Kollektiv выпускают свою 58-ми минутную сессию, которая так и назвали “SWF-Sessions Volume 5”.

альбом “SWF-Sessions Volume 5” 1973 год.
альбом “SWF-Sessions Volume 5” 1973 год.
альбом “SWF-Sessions Volume 5” 1973 год.
альбом “SWF-Sessions Volume 5” 1973 год.

Треклист

1. Tamboura (8:16)
2. Subo (8:20)
3. Mollzitter (14:19)
4. Baldrian (6:29)
5. Gageg (20:09)

Total Time 57:33

Состав группы

Jürgen Havix - guitar, zither
Klaus Dapper - saxophones, flute
Jürgen Karpenkiel - bass
Waldemar Karpenkiel - drums

Позже релиз был издан на французском лейбле Long Hair Music в 2001 году на CD в Германии, а также на виниле в 2018 году во Франции. В эту пластинку вошли две композиции с дебютника в совершенно другой более расширенной обработке и три совершенно новые композиции полных необычайных экспериментов и импровизации, что наблюдалось с самого начала творчества Kollektiv. Что еще интересно, так это то, что у студии тоже был напряженный график и группе был выделен всего один день для записи включая установку и настройку аппаратуры, поэтому приходилось записываться практически живьем без всяких исправлений и наложений звука. В этой сессии Kollektiv еще больше расширили свой диапазон и эксперименты, тем самым стали немного походить на ранние работы The Mothers of Invention с Frank Zappa. И опять же в 1973 году группа записывает концертный альбом “Live 1973” с неплохим звуком, который впоследствии в 2005 году выпущен лейблом Long Hair Music.

альбом “Live 1973”  1973 год.
альбом “Live 1973” 1973 год.
альбом “Live 1973”  1973 год.
альбом “Live 1973” 1973 год.

Треклист

1. Rapunzel (8:06)
2. Subo (9:07)
3. Rambo Zambo (24:20)
4. Förster-Lied (1:53)
5. Gageg (excerpt) (12:44)

Total Time 56:10

Состав группы

Klaus Dapper - flute & saxophone
Jürgen Havix - guitar & zither
Jürgen (Jogi) Karpenkiel - bass
Walemar (Waldo) Karpenkiel - drums

В музыкальном плане альбом продолжал все те же традиции группы, что и в предыдущих двух альбомах, но, пожалуй, здесь музыканты иногда через-чур увлекались импровизацией. Почти все композиции уже были в предыдущих альбомах за исключением первой 8-ми минутной более джазовой “Rapunzel”, которая здесь появилась впервые. Несмотря на хорошую музыку, создаваемую группой в 1975 из группы уходят гитарист и игрок на цитре Jurgen Havix, а также один из братьев басист Jurgen Karpenkiel ушедший в известную Guru Guru, в которой он участвовал до 1979 года. Пришедшие на их замену гитарист Jochen Schrumpf и басист Detlef Wiederhort, не спасли положение и группа, больше ничего не создав в 1978 году была расформирована. А в 1987 году Kollektiv был реформирован в немного усеченном формате с гитаристом Jochen Schrumpf, клавишником Thomas Bettermann, флейтистом и саксофонистом Klaus Dapper, барабанщиком Walemar Karpenkiel, а также был приглашен шведский басист Jonas Hellborg, который как раз перед переходом успел поиграть три года в Mahavishnu Orchestra. На следующий 1988 год группа выпускает свой очередной альбом “Kollektiv feat. Jonas Hellborg” на немецком лейбле ITM Records.

альбом “Kollektiv feat. Jonas Hellborg” 1988 год.
альбом “Kollektiv feat. Jonas Hellborg” 1988 год.
альбом “Kollektiv feat. Jonas Hellborg” 1988 год.
альбом “Kollektiv feat. Jonas Hellborg” 1988 год.

Треклист

1. Bold (2:50)
2. Kong for a Day (5:06)
3. As Times Go By (6:39)
4. Electric Lady (3:40)
5. Following You (4:39)
6. Go East (5:37)
7. 15 Steps to Heaven (4:22)
8. Lady B (Good) (6:35)
9. Count the Blues (2:18)
10. Following Me (4:39)

Total Time 46:25

Состав группы

Jochen Schrumpf - guitars
Thomas Bettermann - keyboards, piano (6,10)
Klaus Dapper - soprano (4,6), tenor (2,7) & baritone (3,9) saxophones, flute (8,10)
Jonas Hellborg - bass
Waldo Karpenkiel - drums

Релиз был одновременно выпущен на виниле и CD, который представлял заводной краут-джаз-рок, но более ориентированный на фьюжн чем предыдущие альбомы Kollektiv, в чем особо заметно влияние нового шведского басиста. Который оказался очень хорошим специалистом своего инструмента. После выхода этого альбома группа окончательно распадается.

Kyrie Eleison (Австрия)

группа Kyrie Eleison
группа Kyrie Eleison

Прогрессивная симфо-рок-группа Kyrie Eleison была образована в Вене в 1974 году вначале в виде трио музыкантов знакомых еще со школы: клавишника-универсала, бэк-вокалиста и композитора Gerald Krampl, гитариста и вокалиста Felix Rausch, а также барабанщика Karl Novotny. Чуть позже для полноценной ритм-секции к группе примкнул басист Gerhard Frank и вокалист Wolfgang Wessely. В таком составе группа гастролировала по просторам Австрии, часто выступая на разогреве у известных групп, таких как Colosseum, Van Der Graaf Generator, Amon Duul и Eela Craig. В своем творчестве они сразу выбрали направление прогрессивного хард-рока с примесью симфонического рока, обилием клавишных и меллотрона, с классическими фортепианными пассажами. Их гастрольные выступления часто походили на своеобразные в духе Genesis симфонические рок-пьесы. Kyrie Eleison в течении двух лет с 1974 по 1975 годы записали на мастер-ленты свои произведения, которые так и не были нигде опубликованы. В дальнейшем произошли значительные изменения состава, так из группы ушли вокалист Wolfgang Wessely, гитарист и вокалист Felix Rausch, басист Gerhard Frank, а на их место пришли вокалист и прекрасный перкуссионист Michael Schubert, универсальный гитарист и бэк-вокалист Manfred Drapela, а также басист и неплохой гитарист Norbert Morin. Новый состав еще более усложнил свои музыкальные произведения, они стали более последовательные. И только в 1976 году группе удается записать и выпустить свой дебютный альбом “The Fountain Beyond the Sunrise” на неизвестном венском лейбле Merlin Records.

альбом “The Fountain Beyond the Sunrise” 1976 год.
альбом “The Fountain Beyond the Sunrise” 1976 год.
альбом “The Fountain Beyond the Sunrise” 1976 год.
альбом “The Fountain Beyond the Sunrise” 1976 год.
пластинка альбома “The Fountain Beyond the Sunrise” 1976 года.
пластинка альбома “The Fountain Beyond the Sunrise” 1976 года.

Треклист

1. Out of Dimension (10:10)
2. The Fountain Beyond the Sunrise (14:20)
- a) Reign
- b) Voices
- c) The Last Reign
- d) Autumn Song
3. Forgotten Words (8:44)
4. Lenny (16:42)

Total Time 49:56

Бонус-трек on 1991 CD release:

5. Mounting the Eternal Spiral (11:12)

Состав группы

Michael Schubert - vocals, percussion
Manfred Drapela - electric, acoustic & 12-string guitars, backing vocals
Gerald Krampl - organ, piano, synth, Mellotron, backing vocals, composer
Norbert Morin - bass, bass pedals, acoustic guitar
Karl Novotny - drums, percussion, backing vocals
Приняли участие

Gerhard Eder - guitar (5)
Otto Singer - drums (5)

В дальнейшем релиз переиздавался два раза в Австрии на CD в 1991 году венским лейблом Indigo Music и в 2021 году тоже венским лейблом Sandrose Records. Для записи этого винила на одну композицию были приглашены гитарист Gerhard Eder и барабанщик Otto Singer. “The Fountain Beyond the Sunrise” был высоко оценен критиками и публикой, получил отличные отзывы в прессе, ему прочили международное признание. Конечно разочаровывает не совсем достойное качество студийного материала, особенно грубоватые басовые партии, которые сильно громко звучат, наверно из-за слабого лейбла и продюсирования, тем более учитывая год издания, ведь в 1976 году студии уже творили чудеса.

группа Kyrie Eleison
группа Kyrie Eleison

Но само содержимое, сами музыкальные произведения вызывают восхищение. Многие услышат при прослушивании звуки раннего Genesis c его симфо-проговыми шедеврами и даже вокальные партии нового вокалиста Michael Schubert звучат временами очень схоже с Peter Gabriel. В итоге получилась своеобразная жемчужина симфонического прогрессива, с очень сильной музыкальностью, прекрасной тематической составляющей, обилием клавишных и меллотрона. Иногда в произведениях можно наблюдать актуальные и тематические грани, чем очень часто грешили Van Der Graaf Generator. Несмотря на удачный релиз, из-за постоянных проблем с составом и невозможностью выпустить еще один диск, в 1979 году Kyrie Eleison распались. Только в 1994 году венский лейбл Indigo Music был выпущен еще один альбом “The Blind Windows Suite”.

альбом “The Blind Windows Suite” 1994 (1974-1975) год
альбом “The Blind Windows Suite” 1994 (1974-1975) год

Треклист

1. Ouverture (4:17)
2. Autumn Evening (3:07)
3. Thoughts on a Gloomy Day (4:13)
4. Man Is a Wanderer (7:46)
5. A Friend (10:07)
6. June (7:07)
7. Daydream (3:53)
8. Get Me Out (Parts I & II) (13:47)
9. Climbing (7:21)
10. Winter Train (10:23)

Total Time 72:01

Состав группы

Wolfgang Wessely - vocals
Gerald Krampl - keyboards
Felix Rausch - guitars, vocals
Gerhard Frank - bass
Karl Novotny - drums

Релиз был выпущен в виде CD и представлял собой неопубликованные ранние записи Kyrie Eleison за период 1974 по 1975 годы. Конечно по качеству эти записи еще больше уступают “The Fountain Beyond the Sunrise”, ведь они действительно сделаны из ранних необработанных записей на репетиционном любительском уровне. Да и первоначальный состав значительно уступает будущему, вокалист Wolfgang Wessely явно слабее Michael Schubert, с намного меньшим вокальным диапазоном, да и басовые и гитарные импровизации не на высшем уровне, да и заметно отсутствие опыта. Несмотря на это есть здесь и положительные моменты, так уже заметен композиторский талант Gerald Krampl и его шикарное профессиональное мастерство игры на клавесине, синтезаторе и органе. В итоге получился довольно неплохой ранний альбом группы с симфоническим хард-прог-роком. Ну а в 2002 году на израильском лейбле Mio Records вышла компиляция “The Complete Recordings 1974-1978”.

компиляция “The Complete Recordings 1974-1978” 2002 год.
компиляция “The Complete Recordings 1974-1978” 2002 год.
компиляция “The Complete Recordings 1974-1978” 2002 год.
компиляция “The Complete Recordings 1974-1978” 2002 год.
компиляция “The Complete Recordings 1974-1978” 2002 год.
компиляция “The Complete Recordings 1974-1978” 2002 год.

Треклист

CD 1: The blind windows suite (74:52)
1. Ouverture (4:09)
2. Autumn evening (3:04)
3. Thoughts on a gloomy day (4:10)
4. Man is a wanderer (7:44)
5. A friend (10:07)
6. June (7:12)
7. Daydream (3:59)
8. Get me out (16:25)
9. Climbing (7:30)
10. Winter train (10:32)

CD 2: Live 1975 (recorded 29/05/1975) (64:11)
1. A pane of glass (30:48)
2. Glass people (12:09)
3. Keyboards improvisation (5:45)
4. Out of dimantion (10:08)
5. Get ready Eddy (demo) (5:21)

CD 3: The fountain beyond the sunrise (60:41)
1. Out of dimension (10:07)
2. The fountain beyond the sunrise (14:04)
3. Forgotten words (8:41)
4. Lenny (16:38)
5. Mounting the eternal spiral (11:11)

Total playing time : 199:44

Состав группы

Wolfgang Wessely - vocals (1, 2)
Gerald Krampl - keyboards (1, 2, 3)
Felix Rausch - guitars, vocals (1)
Gerhard Frank - bass (1)
Karl Novotny - drums (1, 2, 3)
Manfred Drapela - guitars (2, 3)
Norbert Morin - bass (2, 3)
Michael Schubert - vocals (3)

В это издание вошли три компакт-диска тиражом всего 1000 экземпляров где отражено все творчество Kyrie Eleison за период с 1974 по 1978 годы с двумя студийными выпущенными альбомами и одним концертным в котором собраны композиции не вошедшие в предыдущие релизы. Описывать заново все эти произведения не имеет смысла, единственное что здесь собрано все творчество коллектива.