Добрый день! В этот раз меня позвали на РЕН-ТВ, чтобы рассказать о пресловутом “русском следе” в разных культовых достопримечательностях мира. Я с большим сомнением отнеслась к теме, поскольку авторы канала очень часто “придумывают” то чего не было или основываются на недостоверных источниках. Сразу скажу, мои опасения оказались не напрасны. Когда мне прислали материал для сюжета, там было от чего посмеяться, но “замешались” и некоторые факты, которые меня заинтересовали, и вот по ним я решила подготовиться.
Меня в сюжете можно увидеть по тайм-коду: 4:10, 5:16, 5:50, 6:19
Среди тем, самая интересная история про статую “Рабочий и колхозница” Веры Мухиной. Грандиозная эпическая скульптура, украшающая ВДНХ. Изначально она создавалась для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
Сначала был проведен конкурс на концепцию самого павильона, где победил проект, признанный наиболее идеологически верным, автором которого был Борис Иофан, будущий народный архитектор СССР и лауреат Сталинской премии второй степени. Согласно замыслу, павильон должна была венчать статуя, в том же концептуальном ключе. И снова был проведен конкурс, принесший победу проекту В. Мухиной. Создавая “Рабочих и колхозницу” она вдохновлялась античными скульптурами “Тираноборцы” и “Ника Самофракийской”. Сначала фигуры Мухиной задумывались раздетыми и задрапированными в шарф, но комиссия под председательством наркома В. Молотова потребовала это исправить.
Для создания скульптуры использовали хромоникелевую сталь, которую предложил профессор П. Львов, с его же подачи было решено вместо заклепок использовать контактную точечную сварку, которую он разработал для обшивки самолетов. Скульптуру делали три месяца, работая в три смены в самые морозы. В это время на Мухину был написан донос директором завода С. П. Тамбовцевым о том, что она срывает сроки.
После того как готовая работа была показана наркому К. Ворошилову и И. Сталину, ее начали разбирать, потому что в целом виде доставить в Париж было невозможно. Скульптуру разделил на 65 частей и погрузили в 28 железнодорожных вагонов. По пути во Францию она пережила немало приключений, так в Польше пришлось вручную автогеном срезать некоторые детали, потому что они не проходили в тоннель. А уже в Париже на нее чуть не рухнул , привезенный специально для сборки, мачтовый кран, потому что у него была подпилена одна из растяжек.
Однако, когда все было готово, советский павильон произвел фурор, в том числе среди таких известных людей, как писатель Ромен Роллан и художник Пабло Пикассо, которые восхищались работой.
После завершения выставки Советы получили предложение продать скульптуру, от которого отказались. Мухина не была допущена к демонтажу скульптуры, поскольку остановилась в Париже у “невозвращенки” А. Экстер. Почти все члены группы, отвечавшие за монтаж скульптуры в Париже, по возвращении на Родину подверглись репрессиям и были расстреляны. А памятник разрезали автогеном на 44 части и привезли в Москву на открытых платформах, из-за чего он был очень сильно поврежден. В итоге, его пришлось пересоздавать практически полностью.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Если у вас есть желание и возможность помочь проекту № карты Сбербанка: 2202 2002 1554 7538
Предыдущая публикация из этого цикла Дары скифов. Эфир на РЕН-ТВ
Другие статьи по культурологии можно выбрать для чтения перейдя на Карту канала
Мой опыт эксперта на РЕН-ТВ:
Как я ездила сниматься на РЕН-ТВ
Кто придумал садовых гномов? Я снова была на РЕН-ТВ
Удивительная история запахов. Я опять была на РЕН-ТВ
История лохнесского чудовища, рассказанная мною на РЕН-ТВ
Легендарный ящер из оз. Ильмень около Великого Новгорода
Вы боитесь пятницы 13-ого? (И я на РЕН-ТВ)
“Осиновые колья. Дорого”: о чем расскажут на РЕН-ТВ?
Что предсказал Парацельс о России?
О каких монастырях расскажут на РЕН-ТВ?
Что говорит Библия о сожжении людей?
Какая книга помогала сжигать женщин?
За что женщин жгли на кострах?
Каких ведьм жгут в современной Европе? (Я на РЕН-ТВ)