Найти тему
Я люблю лодки!

Как я на шкипера учился: день шестой. Как прочистить гальюн? Поход до реки Чёрной

Оглавление

По Чёрной реке текут чёрные воды. А путь к ней лежит через Севастопольскую бухту...

Продолжаю рассказ о десятидневной практике и экзаменах для получения яхтенных прав IYT. Начало этой истории здесь.

Как день начнётся, так и продолжится

На лодках нашей яхтенной школы помимо судовых журналов имелись журналы технического состояния. Делаешь в такой журнал запись и через день-два наведываются специалисты ремонтной службы и устраняют проблему. Я только одного не понял - когда они эти журналы читают?

В 9:00 на борт поднялись ремонтники с задачей заменить грота-шкот, на оплётке которого возникли повреждения. Оплётка разорвалась, и шкот застревал в стопоре (это может представлять опасность, молодцы, что заменили оперативно).

Прочистка гальюна

Как известно, в гальюне рождаются "чёрные воды", а в раковине и душевой - "серые". Чёрные воды накапливаются в фекальном танке (holding tank) и сбрасываются в открытое море или откачиваются (на этот счёт в разных странах/регионах свои требования, кое-где нельзя нельзя сбрасывать в море даже серые воды). Смыв в прокачных унитазах обеспечивается забортной водой с помощью ручного или электрического насоса.

Только ремонтники покинули судно, как я выявил новую проблему: смыв толчка не работает, вместо воды из-под ободка "волосятся" зеленые водоросли. Чем больше я качал насос, тем тяжелее двигался поршень и больше водорослей выползало. Я перепугался, что унитазные водоросли захватят сначала яхту, а затем всю планету и прекратил качать.

Атака водорослей через унитаз (реконструкция: нарисовал по памяти)
Атака водорослей через унитаз (реконструкция: нарисовал по памяти)

Проблему решил устранять самостоятельно, но экипаж пришёл на помощь: каждому хотелось приобщиться к будущей победе над склизкими зелеными оккупантами.

Международная морская поговорка: кто забил гальюн - тот его и чистит

Отсоединили от насоса трубу забора воды - она оказалась наглухо забита. Похоже, что я закачал в неё целый плавающий остров из водорослей. Взяли ножной насос от тузика (резиновой лодки), подсоединили к трубе и продули - звуки богатырского пропукивания разнеслись по округе. Круто! Но победа должна быть убедительной, и, желательно, с применением супер-оружия: перекрыли впускной кингстон, накачали в трубу воздуха (насос герметично стыкуется с трубой если помощник удерживает соединение) и резко открыли кингстон - ПЫХ! Хмм... Слабовато... Рассчитывали на БУХ-Х-Х-Х-Х.

Собрали, прокачали - работает!

Использование гальюна

Морская наука настолько хитрая и многогранная, что одна и та же тема разными капитанами/инструкторами может преподаваться по-разному. Я уже привык к этой особенности и всегда слушаю внимательно, пытаясь разобраться, чем обусловлены различия: конструкцией лодки, акваторией, негативным жизненным опытом и т.п. Пользование прокачным гальюном - тоже тема не однозначная, но типовой алгоритм выглядит так:

  • переключить кран насоса (черный "флажок" на фото выше) в положение закачки забортной воды (пиктограмма со струями воды и наполненной чашей унитаза);
  • сделайте несколько качков и немного наполните унитаз водой (если вода не набирается, значит, флажок в неправильном положении или впускной кингстон закрыт), учитывайте крен и качку, чтобы вода не расплескалась;
  • реализуйте свои потребности (ничего кроме продуктов жизнедеятельности в унитаз попасть не должно);
  • накачайте ещё воды, 5-15 качков, в зависимости от того, насколько большие дела вы сотворили, не забывая про вероятность расплескивания;
  • переключите кран в положение "сухо" (откачки нечистот из унитаза);
  • выкачайте воду, объем воды должен быть достаточным, чтобы нечистоты прошли через всю длину канализационных труб, в среднем 15-20 качков достаточно;
  • при необходимости повторите цикл "наполнение-откачка";
  • уходя, оставьте кран в положении "откачка", воды в унитазе не должно быть (расплескается).

Если откачка осуществляется в фекальный танк, то следует помнить, что его объем не безграничен. Не бойтесь, если вы накачаете слишком много воды, то танк не взорвется - излишки уйдут по дренажной трубе за борт (во время стоянки в марине это может быть проблемой).

Поход до реки Чёрной

У нас состоялся короткий выход в море с 11:00 до 13:00 - ходили под парусом (кстати, профессиональные моряки указывают время не разделяя часы и минуты двоеточиями: 1100, 1300). А главное мероприятие дня началось в 14:00 - поход через Севастопольскую бухту до реки Чёрной. Это был сюрприз, и, надо отметить, очень приятный.

Вышли из Стрелецкой бухты, проследовали мимо бухты Песочной, потом Карантинной, прошли в створе красного и зеленого латеральных знаков (ограждающих фарватер) и очутились в Севастопольской бухте.

Считается, что это самая удобная бухта Черного моря для организации в ней порта. Длина около 7.5 км, ширина до 1 км. Много крови пролито за право владения этой гаванью.

Встретили нас корабли Военно-морского флота - все красавцы удалые. Разглядываешь один, другой, но всегда взгляд возвращался к нему: №121 крейсер "Москва". Невероятное творение человеческих рук, произведение искусства, красота, воплощенная в металле.

Недруги вписали имя крейсера "Москва" в историю: он погиб на боевом задании. Но не долго им радоваться, ибо "это поражение - мать будущих побед", как сказал когда-то Петр Великий, так оно и будет.

По правой (южной) стороне бухты тянулась бесконечная шеренга специальных, вспомогательных, транспортных, десантных и прочих кораблей и судов.

В восточной части бухты есть четырехугольная зона, огороженная кардинальными знаками, её следует проходить вблизи северного или южного берега. Знаков множество, сразу и не сообразишь, как по ним идти.

Далее мы вошли в канал реки Чёрной шириной всего 50 метров. Фотографировать было некогда, так как мы шли под парусами. Зашли в затон, напоролись ещё на группу кардинальных знаков, развернулись и отправились в обратный путь.

Примерный трек нашего путешествия по каналу реки Чёрной (красная линия)
Примерный трек нашего путешествия по каналу реки Чёрной (красная линия)

Идём в родную гавань

На пути домой мы проходили канал реки Чёрной в лавировку! Уж не знаю, сколько раз был выполнен поворот оверштаг - это было восхитительно, волнительно и увлекательно! Представьте себе: лавировать на 15 метровой лодке в 50 метровой узкости!? Конечно, канал имеет большую ширину, чем обозначенный знаками фарватер, но мы старались уложиться именно в ширину фарватера и обеспечить запас на случай ошибки.

А ветер тем временем укреплялся. Выйдя из канала в бухту, мы неожиданно для себя "уронили" геную: оборвался фал (веревка, которая держит верхний угол паруса). Быстро выдернули геную из ликпаза штаг-пирса (это такой элемент механизма закрутки паруса) и привязали её к леерному ограждению. Плохо объяснил? Попробую снова: веревочка порвалась, передний парус упал, привязали его к перилкам.

До Константиновской батареи шли под мотором и гротом. А дальше уже только под гротом. Вымпельный ветер на выходе из бухты: 23 узла. Лодка купалась в облаках брызг, а мы - в облаках восторга!

А знаете, почему открыт люк над кают-компанией? А потому, что там Матрос делает экзаменационную работу. Он единственный, кто получает права матроса IYT, а не шкипера, и его программа обучения короче нашей. Все четыре часа этого замечательного похода он искал ответы на 100 тестовых вопросов и задач. Ни жара, ни качка, ничто его не останавливало.

Лодка сильно приводилась и лежала на руле, хотели взять рифы на гроте (уменьшить площадь паруса), но не тут-то было - ремонтники при замене грота-шкота что-то напутали с проводкой такелажа внутри гика и рифы перестали работать.

Вечер

Отдали в ремонт геную (на ней дырки), спрейхуд (отрываются молнии, нет собачек, поползли швы), известили ремонтную службу о всех неисправностях. Поужинали. Поздравили нашего друга Матроса с успешной сдачей экзамена. Попрощались с ним - как же тяжело расставаться с приятелем!!! И в койку. Что нам готовит день завтрашний?

Следующая статья