Найти в Дзене
кухонный конверсатор

Усадьба Любимовка и ее сторожа

Недалеко от Москвы- старинная усадьба Любимовка.

По Ярославке километров 12 от МКАД. Направо. И вот она.

Казалось бы.

Во всех отзывах читаем- территория усадьбы строго охраняется. Попасть невозможно. Даже с экскурсией.

Сколько ни жаловались любители истории. Мол, в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия» каждый имеет право на доступ к этим самым объектам- бесполезно.

Но вот читаю. «В ходе надзорного мероприятия 5 апреля 2023 года Главным управлением культурного наследия Московской области установлено, что пользователем Усадьбы «Любимовка», в нарушение требований Федерального закона и условий соглашения о доступе к усадьбе, не обеспечивается доступ к усадьбе». /https://inpushkino.ru/news/kultura/.

И, мол, «будут приняты соответствующие меры реагирования в отношения пользователя усадьбы и восстановлены права граждан».

Может «соответствующие меры» уже приняты? Всё- таки пол года прошло.

И вот мы уже перед запертыми воротами усадьбы.

Одно радует. Забор не как положено. Бетонный. Трехметровый. А из железных прутьев.

Ну что ж. Сквозь решетку посмотрим.

На всякий случай свернули вдоль ограды на Лесную улицу.

И вдруг.. Калитка! Открытая.

- Не верю!- опасливо озираясь мы зашли в калитку. Невольно вспоминая знаменитые слова хозяина усадьбы. Константина Сергеевича Станиславского.

Батя автора «системы Станиславского» приобрел усадьбу в 1869 году. Костику тогда 6 лет было. Семья была большая. 10 детей. Поэтому и построек в усадьбе было немало. Некоторые утверждают- 12.

Прямо напротив калитки- двухэтажный дом.

-2

Сбоку- застекленная терраса. С цветными стеклами.

Кругом всё чисто. Аккуратно. Фонари под старину стоят.

Где же строгие секюрити?

Вон и стулья на веранде. Как будто кто сидел тут. Только что.

-4

Немного успокаивала березовая дубина на ступеньках. Были бы здесь недавно- наверняка бы в сторону отбросили.

Продолжали пугливо озираться, пошли вокруг дома. Дома старшего брата Константина Сергеевича. Владимира.

- Как же так?- спросит читатель- Почему Костя в наследство вступил? Когда старший брат есть.

Тут опять батя виноват. Вроде чему был должен учить своих детей фабрикант? Техническим наукам. Организации производства. Чтобы дети отцовское дело продолжили.

Не таков был Сергей Владимирович. Музыке учил .Искусству. Билеты в итальянскую оперу, театр покупал. Зимой абонировал ложу в Большом театре. На всю семью. На весь сезон. Короче, художественное образование.

Короче. Когда дело дошло. Кто фамильное предприятие дальше потянет, все братья в отказ пошли. Не говоря уже о сестрах. В том числе и Володя.

- Не лежит у меня душа к заводской трубе- отнекивался будущий заслуженный артист РСФСР- Я лучше на трубе играть буду.. (старые фото с сайта pastvu.com)

В.С. Алексеев (справа) у террасы своего дома
В.С. Алексеев (справа) у террасы своего дома

Дом довольно большой. Свеже окрашенный. Резьба по карнизам и наличникам.

.И даже подвал есть.

-7

Сейчас этот дом считается главным в усадьбе.

Настоящий главный не сохранился. На берегу Клязьмы стоял. «Белая дача».

Тут и жил Константин Сергеевич. На втором этаже.

Еще в этом Чехов лето провёл. В 1902 году.

Заманил его Константин Сергеевич. Мол, отдохнете, Антон Павлович. На природе. А заодно и пьесу напишите. Для моего художественного театра.

Хитроумный план провалился. Любитель рыбалки Чехов весь "отпуск" на Клязьме провел. С удочкой.

«Я живу в Любимовке, на даче у Алексеева, и с утра до вечера ужу рыбу. Речка здесь прекрасная, глубокая, рыбы много. И я так обленился, что самому даже противно становится», – писал Чехов.

Зато когда через год Антон Павлович «Вишневый сад» написал, Константин Сергеевич всем хвастался. «Вот. Это про мою усадьбу написано. Один к одному».

А чтобы никто не сомневался, у себя вишневый сад засадил.

Рядом с домом брата- длинный то ли амбар, то ли конюшня. Единственное кирпичное здание в усадьбе.

«Костя Алексеев, по-домашнему Кокося, и его старший брат Володя многие часы проводили в верховых прогулках и на конюшне, сами кормили и чистили лошадей».

А это немаленькое двухэтажное здание почему-то называется «павильон Эрмитаж».

Тоже в полном порядке. Как бы отреставрированный.

Ну и как же в усадьбе корифея театрального искусства без театра?

Это павильон, якобы, в 1882 г. с Всероссийской промышленно-художественной выставки привезли.

Проект знаменитого архитектора Чичагова (Исторический музей).

Что в этом павильоне на выставке было неизвестно.

Чичагов на выставке работал. Ресторан Лопашова построил.

Но на ресторан не очень похоже. К тому же архитектор ресторан немалый сварганил. Одних официантов, поваров и прочей обслуги более 300 человек работало.

Хотя и на театр павильончик не очень тянет.

За чем-то средним между шалашом и беседкой

-12

виднелся еще один дом. Одноэтажный.

-13

Похоже, дом священника.

- А как же злые охранники?- вдруг вспомнит читатель.

Да. Мы тоже как-то расслабились. Хотя о присутствии стражников в недавнем прошлом разные меты постоянно намекали.

Как, например, этот диванчик. У амбара.

-14

Как говорится- не поминай лихо.

Первый сторож выскочил неожиданно. Из-за угла.

Здоровый. Упитанный. Лохматый. И лает. Громко. И недружелюбно.

- Зря я дубину со ступенек дома брата не забрал- запоздало подумал я.

Но тут из-за угла вышел коллега злобного пса. Такой же здоровый. Вразвалочку. И приветливо помахивая хвостом.

Вопросительно посмотрев на товарища, примолк и барбос номер 1.

- Ага- подумали мы- добрый и злой полицейский.

И бочком попятились к спасительной калитке.

Не дай бог, и хозяева псов появятся. На кого из своих четвероногих друзей они будут похожи- проверять не хотелось.

P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь