Далекая от идеала souls-игра, которая тем не менее имеет потенциал, а также поддержку со стороны разработчиков и сообщества фанатов
В 2014 году немецкая студия Deck13 выпустила игру Lords of the Fallen, которая запомнилась геймерам лишь тем, что оказалась одной из первых подражательниц Dark Souls. Нельзя сказать, что LotF была кошмарно плоха или исключительно вторична: скорее сносна, не более и не менее. И у подобного середнячка заведомо не было шансов “выстрелить” в том же году, в котором в продажу поступила Dark Souls 2 и была анонсирована Bloodborne. И вот тут, конечно, новой Lords of the Fallen 2023 повезло куда больше. Elden Ring вышла давно, DLC к ней все еще в работе и до сих пор без приблизительной даты релиза. А souls-сообщество, значительно выросшее в размерах благодаря ER, заметно изголодалось по крупной экшен-RPG в темном фэнтезийном сеттинге.
Свежая Lords of the Fallen — больше ребут, чем продолжение. Во-первых, у старой и новой игр разные разработчики, а во-вторых, хоть сеттинг формально один и тот же, события новинки происходят аж через 1000 лет после предшественницы, поэтому особых связей между ними нет. Можно предположить, что авторы и издатель просто выбрали для проекта относительно узнаваемое имя, полагая, что это увеличит продажи. Решение несколько спорное и в какой-то степени во вред, ведь название Lords of the Fallen ассоциируется у многих геймеров с “проходной игрой”, тогда как новая LotF получилась все же получше старой и заслуживает больше внимания.
Хотя за 10 лет вышло немало souls-like, складывается впечатление, что только в последнее время разработчики наконец-то раскрыли рецептуру шедевров FromSoftware. Если раньше студии думали, будто достаточно сделать игру с высокой сложностью и запутанной подачей сюжета, то теперь наконец-то начинают обращать внимание и на другие элементы souls. Например, на визуальную составляющую.
И вот Lords of the Fallen выглядит отлично. Дело даже не в том, что игра использует движок Unreal Engine 5. Картинка радует не столько графическими наворотами, сколько работой художников, чего традиционно мы почти никогда не видим в souls-like от сторонних разработчиков. LotF может похвастаться запоминающейся стилистикой — гиперболическим готическим дизайном, который навевает ассоциации с мрачной и пафосной эстетикой какой-нибудь Disciples 2. Упадок, роскошь, величие, печаль, гротеск — архитектура локаций Lords of the Fallen и внешний вид местных монстров создавались под влиянием разных идей, концепций и настроений, но авторы смогли достичь визуальной гармоничности и единства стиля.
Не подводит игра и в плане дизайна уровней — другой фундаментальной составляющей всех хороших “соулсов”. Локации грамотно переплетаются друг с другом, формируя бесшовный мир в духе классических Dark Souls, и что важно, каждый уровень удивляет обилием потайных проходов, скрытых коротких путей и разных загадок. Более того, авторы внедрили в Lords of the Fallen довольно инновационную для жанра механику двух параллельных измерений, которая делает процесс исследования еще интереснее.
Так, в Lords of the Fallen герой повсюду носит с собой особый магический фонарь, который позволяет ему видеть потусторонний мир Умбру. Дизайн уровней реального и умбрального измерений во многом похож, но отличий тоже хватает. В мире смертных, например, путь может блокировать решетка, которой нет в мире духов. Соответственно, можно использовать фонарь, чтобы с его помощью стереть грань между измерениями и убрать преграду.
Cкладывается впечатление, что только в последнее время разработчики наконец-то раскрыли рецептуру шедевров FromSoftware
Кроме того, после смерти игрок всегда переносится в Умбру (воскрешаться у чекпойнта придется только в случае повторной гибели теперь уже в мире духов), откуда затем можно вернуться обратно в измерение живых с помощью особых объектов, разбросанных по локации. С одной стороны, игра фактически дает геймеру вторую жизнь, а с другой, в Умбре заметно возрастает сложность, так как в придачу к рядовым противникам появляются агрессивные духи. И чем дольше игрок находится в умбральном измерении, тем больше враждебных сущностей будет порождать игра.
В целом, параллельные измерения — лучшая оригинальная идея Lords of the Fallen, которая выделяет игру на фоне конкурентов, а также впечатляет техническим исполнением (на консолях прошлого поколения такая концепция вряд ли была бы реализуема). В остальном же LotF — довольно стандартный в плане механик souls-like с типичными для жанра боевкой, квест-дизайном и подачей сюжета, однако это нисколько не упрек. Да, может, в Lords of the Fallen недостаточно инноваций, зато она битком набита контентом: большим количеством локаций, боссов, оружия и заклинаний, которых спокойно хватит, чтобы не заскучать за 45 часов прохождения.
Беда, правда, в том, что игру тянут вниз разные мелкие (и не очень) раздражители, которые, возможно, обусловлены недостаточной опытностью команды авторов или же относительно коротким сроком разработки для столь крупного проекта (ходили слухи, что данный фактор действительно сыграл свою роль). К примеру, порой бесит не особо грамотное размещение врагов на уровнях, из-за чего случаются ситуации, когда герой оказывается зажат целой толпой противников. Раздражают также недопустимо продолжительные по меркам жанра анимации персонажа (когда подбираешь предмет с земли или возвращаешь “души”), во время которых можно пропустить удар дубинкой по голове. К тому же оптимизация оставляет желать лучшего как на ПК, так и на приставках.
К счастью, разработчики патчат игру в бешеном темпе. Обновления для Lords of the Fallen выходят по несколько раз в неделю, причем довольно существенные: улучшающие баланс и исправляющие баги. А главное — создатели LotF активно мониторят реакцию игроков и принимают во внимание конструктивную критику: недавно, например, пользователи Reddit пожаловались, что авторы зря балансируют оружие под PvP-составляющую, а не PvE, с чем разработчики согласились, пообещав в дальнейшем следовать пожеланиям растущего сообщества.
Если на релизе Lords of the Fallen заслуживала где-то шести баллов из десяти, то после многочисленных правок она заметно преобразилась. В нее действительно стало лучше и интереснее играть, и я не исключаю, что такими темпами через месяц или два LotF выйдет на следующий уровень качества. А там, не исключено, она окончательно превратится в souls-like, который нельзя будет пропускать всем фанатам жанра.
Оценка: 7.5