Найти тему

Вокзал из фильмов, книг и мечт. Витебский вокзал в Санкт-Петербурге.

Оглавление

Первый и самый атмосферный вокзал России. Он охраняется государством как объект архитектурного и исторического наследия.

Раз уж мы вспомнили про первую железную дорогу России, то логично было бы посмотреть и на первый вокзал.

Одноэтажное, деревянное здание, по проекту Константина Тона, было построено в 1837 году для железной дороги, которая связывала Санкт-Петербург с Царским селом.

Световой зал. Он находится на втором этаже и именно отсюда пассажиры попадают на платформу. Благодаря застеклённой сводчатой крыше зал буквально залит светом.
Световой зал. Он находится на втором этаже и именно отсюда пассажиры попадают на платформу. Благодаря застеклённой сводчатой крыше зал буквально залит светом.

11 ноября 1837 года Император Николай I стал пассажиром первого российского поезда, который носил имя "Проворный", следовавшего в Царское село. Кстати, машинистом того поезда был инженер железнодорожных путей Франц Антон фон Герстнер. Время в пути: 35 минут. А это всего на семь минут дольше, чем сейчас!

Ресторан. Здесь бывали поэты Серебряного века, писатели, художники. Сохранился дубовый буфет, за его стойкой сидели Анна Ахматова, Александр Блок, Николай Гумилев.
Ресторан. Здесь бывали поэты Серебряного века, писатели, художники. Сохранился дубовый буфет, за его стойкой сидели Анна Ахматова, Александр Блок, Николай Гумилев.

Но простоял первый вокзал недолго - всего 12 лет. Здание снесли и начали глобальную перестройку, которая продлилась до 1852 года. Константин Тон спроектировал чудесное каменное здание, просуществовавшее до начала ХХ века. Здание поражало своими масштабами и роскошью: здесь были статуи и колонны, а в оформлении использовались стекло, бронза и мрамор. Но, даже не смотря на это, вокзал не справлялся с огромным пассажиропотоком...

Было принято решение о его перестройке и расширении. Новый вокзал возводили четыре года. И вот, 1 августа 1904 года, вокзал, в том виде, в котором мы его знаем сейчас, распахнул свои двери для пассажиров, а в 17:00 того же дня отправился первый поезд в Витебск.

Картинный зал. Он украшен панно, которые рассказывают историю Царскосельской железной дороги. На потолках - 5 литых бронзовых люстр начала XX века, на стенах – бра из кованого железа.
Картинный зал. Он украшен панно, которые рассказывают историю Царскосельской железной дороги. На потолках - 5 литых бронзовых люстр начала XX века, на стенах – бра из кованого железа.

Благодаря техническому прогрессу именно сейчас стало возможно претворить в жизнь те мечты, которые были при строительстве ещё первого здания: обилие металла, чугунные резные арки, и то что мы сейчас называем арматурой.

Главный вестибюль. Основное помещение вокзала. Парадный вестибюль для пассажиров 1 и 2 класса. Центральный маршевый пролет заканчивается площадкой, на которой установлен бюст императора Николая I.
Главный вестибюль. Основное помещение вокзала. Парадный вестибюль для пассажиров 1 и 2 класса. Центральный маршевый пролет заканчивается площадкой, на которой установлен бюст императора Николая I.

Был отстроен огромный вестибюль с 20-метровыми потолками и красивой мраморной лестницей, которая дошла до нас в первозданном виде.

Та самая напольная плитка, по которой ходил Николай II с супругой сохранилась, но рисунок остался не везде - только у стен, там где проходимость меньше.

А то, что все перроны находятся на втором этаже придает вокзалу ещё бо́льшую уникальность.

Винтовая лестница. Их на вокзале много, но мне кажется, что единственная, которую могут увидеть пассажиры - эта.
Винтовая лестница. Их на вокзале много, но мне кажется, что единственная, которую могут увидеть пассажиры - эта.

Этот вокзал смело можно включать в список тех достопримечательностей, которые просто необходимо посмотреть при посещении Санкт-Петербурга.

💙

Хороших поездок и приятных путешествий.