Полотна с балеринами Эдгара Дега известны многим. А вот известен ли вам Дега как скульптор?
Я вновь оказалась на Волхонке 15, в музее частных коллекций. За последний месяц я была в нем дважды. Зачем пошла опять?
Музей пленяет меня своей богатейшей выставочной коллекцией. Там есть то, что я не найду в другом музее никогда или не увижу более нигде.
Вот, например, " Маленькая танцовщица четырнадцати лет". И я иду к ней очень медленно. Она стоит в позиции номер четыре. Хороша она или нет, я не знаю, но в ней несомненно есть особый магнетизм и некое притяжение. Я медленно обхожу ее со всех сторон, любуюсь нарядом. Нет, она мне все же нравится своим столь юным лицом, своей хрупкостью, прической с этой завязанной белой атласной лентой, я невольно думаю о ней, отхожу в другой зал музея, но возвращаюсь сюда вновь, я хочу, чтобы и вы ее увидели...
Скорее всего, судьба модели было не очень то завидной и канула в лету, как у многих ее подруг...А вдруг? Выясняю, что ещё год после создания скульптурного образа танцовщица получала жалованье, а затем оно было урезано и чуть позже ее не оказалось в выплатных ведомостях вовсе...
Художник создавал свои скульптуры всю жизнь и даже тогда, когда уже плохо видя, он мог работать только руками. Скульптуры были из воска. Видимо, ему нравился этот мягкий материал, причем подправить такую работу можно было всегда.
Дега не выставлял свои скульптуры на выставках. Только однажды, в Париже на 6 выставке импрессионистов в 1881 году появилась «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица». На ней одежда из настоящих ткани, на ногах туфли, на голове волосы, перевязанные белой атласной лентой. Посетители выставки тогда не одобрили работу. Они не были готовы к такому восприятию прекрасного. И Дега более не рискнул выставлять свои скульптурные работы на всеобщее обозрение, хотя у него их было немало. После смерти художника, случившейся в 1917 году, найдены были всего 74 статуэтки. Наследники художника, в первую очередь, подумав о их сохранности, перенесли их в «бронзу», с каждой отлив по 22 копии. После этого еще какое-то время считалось, что восковые копии разрушены, однако в 1955 году дочь литейщика мастерской обнаружила в подвале дома отца почти все восковые скульптуры целыми. На аукционе их купил американский коллекционер Пол Меллан и раздал по известным всему миру музеям.
«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» из музея «Центр искусств. Москва» перед вами. Читаем, что написано на табличке:
Восковая модель создана около 1879-1881 года. Отлита в бронзе в 1922 году. Патинированная бронза, муслиновая юбка, сатиновый бант и пьедестал из дерева.
Как она, вам? Нравится? Пусть и не красавица.
Понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки, мне так важна обратная связь.