В прошлом столетии, в 1958 году журналисты американского издания Life решили проверить, а где же образование самое лучшее. В США или в Советском Союзе? Результаты многих повергли в шок.
Жизнь замечательных школьников
Когда СССР запустил первый искусственный спутник, в США забеспокоились. Что? Как? Почему? Страна только что вышла из затяжного пике, связанного с войной! Но прогресс доступен и ей. Она догоняет и даже пытается перегнать продвинутый запад.
Потому журналисты Life решили поставить небольшой эксперимент и пронаблюдать в течение месяца за жизнью старшеклассников. Ведь, наверняка, все дело кроется в образовании. Так Стивен Лапекас из Чикаго и Алексей Кусков из московской школы №49 стали добровольцами. На снимках, кстати, Алексей предстает, как эдакий типичный хмурый русский. Как потом вспоминал сам Кусков, фотограф специально поставил его против солнца.
При этом парням даже не сообщили об эксперименте. И Алексею, и Стивену сказали, что просто хотят понаблюдать, как они учатся и живут. Не надо ничего делать специально. К каждому школьнику приставили репортера, который сопровождал их на занятия и следил за внеклассными занятиями. Все фиксировалось на пленку.
Что в итоге?
Репортаж стал сенсацией на Западе. На снимках Алексей представал весьма серьезным молодым человеком, который увлечен учебой, а вот Стивен — глуповатым подростком, которого больше заботят развлечения.
Вот Лапекас отвечает у доски, а преподавательница при этом занята своим делом — листает глянцевый журнал. А это сосредоточенный Кусков в химической лаборатории, вокруг него — колбы и пробирки.
Алексей учит английский — Стивен, неловко улыбаясь, возвращается на свое место, оставив на доске нерешенную задачу. Алексей играет в в волейбол за юношескую сборную — Стивен занимается плаванием в бассейне, правда, видно, что держится на воде он пока не очень. Ему помогает пластиковая доска для маленьких детей.
Советский школьник с удовольствием после занятий играет в шахматы и на фортепиано — американский старшеклассник любит проводить время с подружкой в танцевальных клубах. Подобных снимков было больше, но все сопровождались неутешительным выводом журналистов: «Алексей опережает Стивена в развитии почти на два года».
Для чего был нужен этот репортаж?
Но зачем американским журналистам нужно было выставлять своего соотечественника разгильдяем и тупицей? Они ведь даже школу выбрали не самую лучшую, а Austin High в криминальном районе Чикаго. А вот школа Алексея, напротив, находилась в элитном районе Москвы.
В этом же номере было и интервью с директором Национальной гражданской комиссии по общественным школам Слоаном Уилсоном. Он заметил, что американские школьники недозагружены, часто в учебных заведениях нет лабораторий, а за изучение геометрии мать Стивена, например, платит. А вот Алексей бесплатно грызет гранит науки!
Так журналисты продемонстрировали, что в системе образования США пора что-то менять. После этого начались реформы: в Штатах изменили школьную и вузовскую программы, подняли зарплаты преподавателям, выделили стипендии лучшим ученикам и вывели образование на новый уровень. Потому проигрыш Стивена обернулся выигрышем для многих миллионов других учеников.