Коллеги, привет. Сегодня без вступлений. Продолжим разговор о процедуре подготовки и проведения конкурсов в детском саду. Прошлую статью мы завершили на этапе утверждения годового плана и вместе с ним положений о проведении конкурсов. А что дальше? Дочитайте до конца, будет интересно.
Как проходит организация и проведение конкурсов в детском саду?
Когда уже начинать переживать?
Вообще, о дате проведения конкретного конкурса педагогам напоминается не позднее, чем за месяц до наступления конкурсных мероприятий
Этого периода, в общем-то, достаточно для качественной подготовки. Тем более, что перфекционисты точно начали подготовку заранее, поскольку наверняка делали заметки в ежедневнике в ходе заседания установочного педагогического совета.
На этом этапе педагоги подробно знакомятся с содержанием положения о конкурсе (если ранее они этого не сделали, а чаще всего этим пренебрегают и ограничиваются информацией, выданной методистом на установочном педсовете), критериями и показателями оценки конкурсных материалов. При этом оргкомитетом конкурса принимаются к рассмотрению все предложения, касающиеся процедуры проведения конкурса.
Более подробное индивидуальное изучение педагогами положения происходит путем размещения его в доступном месте на стенде в методическом кабинете, а также посредством рассылки на адреса электронной почты или в чате мессенджера, который использует образовательная организация. Важную информацию я всегда закрепляла в чате, потому как педагоги проводят с телефоном в руках приличное количество времени, да и различная информация размещается в педагогических чатах практически ежедневно. Таким образом, важный документ всегда будет перед глазами.
Я хочу напомнить, что каждый конкретный конкурс в детском саду – дополнительный инструмент решения какой-либо годовой задачи
В связи с этим вопрос, рассматриваемый в ходе подготовки и проведения конкурса, обязательно должен подкрепляться дополнительной методической информацией и практическими материалами, доводящимися до сведения педагогов в той или иной методической форме (семинары-практикумы, круглые столы, тренинги и пр.). Например, реализуя направление проектирования развивающей предметно-пространственной среды, особенно актуальными и продуктивными формами являются мастер-классы, в ходе которых педагоги знакомятся с возможностями изготовления тех или иных пособий и атрибутов без особенных временных и материальных затрат.
Ну то есть, как я уже говорила в этой статье
нельзя просто так взять и провести конкурс, скинув всю подготовку на педагогов.
Обязательное условие сопровождения конкурса – размещение выставки методической литературы, касающейся данного вопроса, в методическом кабинете, что создает условия для более детального изучения материала и сокращения времени на поиск необходимой информации. Это очень важно еще с другой стороны. Признайтесь, часто посещаете методический и копаетесь в методичках и периодических изданиях? Думаю, ответ очевиден. Сейчас куда проще найти информацию в интернете. Но, к сожалению, и я писала об этом неоднократно, половину ресурсов вряд ли можно назвать достоверными источниками. А мы берем и качаем, да? Так вот я настаиваю на изучении материалов, представленных в методическом кабинете.
Периодические издания - это профильные организации, и материалы, размещаемые там, модерируются. А что в сети? Воспитатель моей старшей дочери (а мы работали на тот момент в одном коллективе), сдавая конспект, даже не удосужилась убрать рекламные блоки с титульного листа. Да что говорить, там как бы титульного и не было. Она даже не скачала, а просто распечатала страницу из интернета. Что было в рекламе, можете догадаться сами. Боюсь, если я озвучу содержание, алгоритмам дзена это не понравится. Ну то есть это было даже хлеще, чем плагиат (конспект, как вы поняли, просто был взят и выдан за свой).
Кстати о плагиате? Сталкивались с этим понятием в дошколке? Я, честно, говоря, до определенного времени даже не задумывалась. Но это уже совсем другая история, и я обязательно ее расскажу. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить. Ну а мы едем дальше.
Следующий этап работы состоит в конкретизации критериев показателями для более продуктивного анализа конкурсных материалов
Опять же, классно, если они готовы уже на момент утверждения положения о проведении конкурса. Если нет - самое время это сделать. Конечно, никто не запретит ограничиться лишь критериями, но, поверьте, показатели при критериях - это отличный инструмент. Они помогают более объективно подойти к анализу каждого критерия и не додумывать их содержание.
Данные материалы уже доводятся до членов конкурсной комиссии не позднее, чем за неделю для детального ознакомления и объективной оценки конкурсных материалов. Знакомить ли с ними конкурсантов? Да, неплохо бы. Потому как у них будет возможность при необходимости сделать завершающую корректировку своего выступления.
Помните о риске возникновения нездоровой конкуренции между коллегами в ходе участия в конкурсе?
Его тоже минимизировать реально. Достаточно пересмотреть технологию распределения призовых мест.
Мы, воспитатели, часто жалуемся на родителей, которые говорят, что роли отдают одним и тем же детям. А сами что? Добрая треть моих коллег из разных образовательных учреждений считают примерно так же, дискутируя о вопросе распределения призовых мест в конкурсах. Так вот от стандартной системы можно отойти и направиться к более продуктивной, создающей мотивацию и устраняющую возможность возникновения непонимания и конкуренции среди участников конкурса.
В чем идея? Победителями (да, он может быть не один) признаются педагоги, набравшие по итогам конкурса наибольшее количество баллов, но не менее утвержденного количества (к примеру, 85%, у меня было так). В свою очередь призерами II и III степени станут педагоги, так же набравшие необходимое количество баллов, но для II и III места соответственно. Такой подход обеспечивает возможность получения наградных материалов и положительной рецензии всеми участниками конкурса.
Но без ограничений никуда, правда? Значит, все, кто не вошли в тройку, должны получить свидетельство участника. Но ведь кто-то был почти у третьего места, а кто-то подготовился (вернее, не подготовился) так, что комиссии стыдно даже оценивать. Справедливо дать каждому участника? Я считаю, что нет. И здесь тоже нас могут выручить проценты. Определитесь, какой порог баллов нужно преодолеть для получения статуса участника. У меня это было 50%. Опять же, это мое мнение. Ваше может отличаться в меньшую или большую сторону.
И еще. Нельзя выбирать лучшее из худшего. Плохо подготовились все - значит не будет победителей и призеров. У всех высокие результаты - получайте заслуженные мечта, жалко что-ли?
Следующий этап – организованное изучение конкурсных материалов членами конкурсной комиссии и «экскурсия» для педагогов, в нее не входящих, но так же являющихся участниками конкурса
Почему нет? На моем первом месте работы остальных конкурсантов почему-то не пускали к коллегам. А ведь это тоже важно. Это обмен опытом, возможность задать интересующий вопрос и получить на него ответ. Это рост. В этой статье я не буду останавливаться на представлении конкурсных материалов конкурсантами, лишь скажу, что очень часто больше внимания конкурсантами уделяется творческому представлению, а не содержанию. У меня есть статья на этот счет, переходите по ссылке, если интересно:
После просмотра члены конкурсной комиссии заполняют оценочные карты, которые сдаются в оргкомитет. Заполнять сразу в ходе выступления конкурсанта или позже, в свободное время? Тут уж как нравится. Я по ходу выступления это не делала никогда. Ну не могу просто. Мне так неудобно. И большая часть моих коллег делала так же. Внимательно смотрят и слушают, заполняют уже за рабочим столом. Есть, конечно, и супер-люди, которые делают это на ходу. Это классно. Но я не в их числе.
Кстати, как показывает опыт, презентация конкурсных материалов, неважно, это элемент РППС или представление педагогического опыта, - дело более тяжелое, нежели их подготовка. Недостаточное развитие презентационных умений – еще один фактор риска снижения мотивации к участию в конкурсе и возникновению волнения в ходе участия в нем. Здесь неплохо бы подключить психологическуюю службу детского сада для проработки подобных моментов.
Едем дальше.
Кто подсчитывает баллы, набранные участниками конкурса в детском саду?
Представителями оргкомитета подсчитываются суммы баллов каждого конкурсанта, выводится средний балл и процентное соотношение. Таким образом, формируется рейтинг. После этого организовывается заседание членов конкурсной комиссии, на котором подводятся итоги проведения конкурса. Итоги заседания оформляются протоколом заседания членов конкурсной комиссии, данный протокол является основанием для издания заведующим ДОУ приказа о награждении педагогов. В это же время подготавливаются наградные материалы.
Церемония награждения проводится не позднее, чем через неделю после проведения основного этапа конкурса. В ходе данного этапа в первую очередь проводится анализ, в ходе которого отмечается положительный опыт, затем уже рассматриваются выявленные проблемы и возможности по их устранению. Важно делать это корректно, не называя имен. Поверьте, педагоги уже все про себя знают. Ведь они смотрели выступления коллег, сравнивали со своими. И вообще, награждение - это все же позитивное и торжественное мероприятие. Ну а если необходимо указать конкретному педагогу на его проблему, делать это необходимо тет-а-тет.
Друзья. Зачем написала эти две статьи? Ну, во первых, чтобы вы понимали как должны организовываться конкурсы в детском саду. Я уверена, это поможет вам (и вашему коллективу) освободиться от ненужной нагрузки и расти профессионально. Ну а с другой стороны вот что. Бывает в комментариях к статьям нелестно отзываются о деятельности методистов в детских садах. Чай пьют, музыку слушают и так далее. Никого не оправдываю, более чем учерена, что так и есть в некоторых организациях. Но я хочу сказать, что если с головой подойти к организации конкурсов, то это та еще волокита. И если для педагога грамота/диплом - это документ, отражающий итоги его участия в конкурсе, то для методиста документы будут другими. Давайте в конце статьи остановимся на них:
- Положение о проведении конкурса с приложениями в виде оценочных карт и состава конкурсной комиссии (а может быть и других материалов, все зависит от специфики конкурса)
- Приказ о проведении конкурса, утвержденный заведующим ДОУ
- Заполненные членами конкурсной комиссии и с их подписями оценочные карты
- Сводная таблица, в которой указываются фамилии и имена конкурсантов, баллы, выставленные каждым из членов конкурсной комиссии, средний балл, процентное соотношение и занятое место
- Протокол заседания конкурсной комиссии
- Приказ заведующего об утверждении результатов проведения конкурса и награждении по итогам конкурсных мероприятий
Вот такая нехилая папка получается. Зато все честно и прозрачно. Не заведующий и методист раздали места за вечерним чаем. Я еще рекомендую сделать ксерокопии грамот дипломов и приложить в эту же папку. Это удобно.
Друзья, не пожалейте лайка для этой статьи. А если у вас есть что сказать - отлично, пишите свои мысли в комментарии. Как проходят конкурсы у вас? Интересен любой опыт. Заранее благодарю. Всем добра.