Найти тему
Христофор+

Является ли Иван Сергеевич Груздев из фильма С. Говорухина "Место встречи изменить нельзя" положительным героем?

На первый взгляд, Иван Сергеевич Груздев представляется однозначно положительным героем. Это типичный московский интеллигент (до мозга костей), человек почтенной профессии (врач), кабинетный ученый. Груздев занимается микробиологией, имеет степень кандидата медицинских наук. По оценке сослуживцев, это человек порядочный, выдержанный, трудолюбивый, удостоенный различных государственных наград.

И. С. Груздев в исполнении С. Юрского. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя".
И. С. Груздев в исполнении С. Юрского. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя".

И в фильме, и в книге этот герой получает роль типичной жертвы неудачно сложившихся обстоятельств, злой судьбы. От Груздева (к Фоксу) уходит жена (Лариса). Груздев тяжело переживает смерть любимой женщины. На Груздева падает несправедливое обвинение в убийстве Ларисы. Груздева "давит сапогом" на допросе Жеглов. Груздев сидит в тюрьме на Петровке... При таком раскладе герой представляется невинно страдающим пушистым агнцем, которого нужно пожалеть и оправдать.

Но так ли это? Может быть, Груздев страдает за собственные грехи: гордость, влюбчивость, мечтательность, забывчивость, безответственность? За то, что так присуще московскому интеллигенту? Ведь не случайно всенародно любимый сыщик Глеб Жеглов говорит, что "наказаний без вины не бывает". Так может быть, Груздев все же страдает не безвинно?

Думаю, да... По мысли Жеглова, Груздев попадает в тюрьму из-за 3 вещей: 1) высокомерного отношение к муровцам, 2) путаницы в отношениях с женщинами; 3) халатного обращение с оружием. Вот цитата из романа:

"Надо было ему (Груздеву) думать, с кем дело имеет. И с бабами своими поосмотрительнее разворачиваться. И пистолет не разбрасывать где попало..." (Аркадий и Георгий Вайнеры. "Эра милосердия").

1. Оружие. Начнем с последнего пункта - с оружия. Иван Сергеевич Груздев не был простым смертным. Он являлся обладателем наградного бельгийского пистолета "Байярд" (или "Баярд", "Байард) калибра 6,35.

Эта модель была разработана в начале века (в 1908 г.) Бернаром Кларю для стрельбы на коротких дистанциях и предназначалась для самообороны. В СССР послевоенного времени модель "Байярд 1908" считалась редкой. Ее, например, не нашел Говорухин, и в кадр в фильме попал совсем другой пистолет - немецкий "Вальтер" (Walther Model 7).

Жеглов предъявляет Груздеву немецкий "Вальтер". Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" С. Говорухина. Изображение взято в открытых источниках.
Жеглов предъявляет Груздеву немецкий "Вальтер". Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" С. Говорухина. Изображение взято в открытых источниках.

Живя с Ларисой, Груздев помнил о существовании "Байярда" и, возможно, даже собирался упражняться в стрельбе. Почему и купил пачку фирменных патронов с остроносыми, сизыми пулями и названием фирмы на пачке.

Однако, переехав на съемную квартиру, оружие с собой не взял, ибо забыл о нем. И оно хранилось в условиях, которые НЕ обеспечивали его сохранность и открывали к нему доступ посторонних лиц (Ларисы, Фокса). Ибо Груздев держал пистолет в простой, незапертой (!) шкатулке с Ларисиными драгоценностями. А патроны - в обычном книжном шкафу.

В настоящее время Груздев точно бы "схлопотал" административное правонарушение за одно нарушение правил хранения оружия по ст. 20.8 Кодекса РФ. А в случае тяжких последствий (убийства Ларисы) реально понес бы уголовную ответственность по ст. 224 Уголовного кодекса РФ.

Однако в 1945 году, когда фронтовики привозили с войны массу неучтенного трофейного "огнестрела", никаких карающих законов в СССР за небрежное хранение оружия не было (приказ № 0649, определявший порядок и правила хранения оружия в СССР, вышел только в 1951 году).

И Груздев, да, мог оставлять "баярд" где угодно, не боясь Закона. Но, думаю, все же, он должен был думать головой. И понимать, что пистолет - не игрушка. Оставлять его на виду - то же самое, что давать ребенку играть со спичками. Поэтому герой-таки виновен в небрежном хранении оружия.

2. Путаница в отношениях с женщинами. В фильме С. Говорухина любовный треугольник - "Лариса-Груздев-Желтовская" - едва обозначен. Мы хорошо понимаем только то, что у Ивана Сергеевича когда-то раньше была жена. Затем она стала заводить любовников. А муж, не выдержав жизни такой, переехал на съемную квартиру к своей новой пассии. И это все... При таком раскладе в распаде семьи и в своей смерти виновата одна Лариса. Ведь это она стала заводить любовников. Она принимала Фокса.

Груздев и Желтовская. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" С. Говорухина.
Груздев и Желтовская. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" С. Говорухина.

Однако книга открывает новый, совершенно неожиданный ракурс. Брак Ивана Сергеевича и Ларисы не был обычным браком. Это был брак неравный, мезальянс. Ибо в этом браке Груздев - пожилой, некрасивый, но финансово независимый человек, женился на молодой деве - Ларисе.

А Лариса очень юна. На момент убийства ей всего 20 лет (30 летняя Соболевская сетует, что Лариса младше ее на 10 лет). А на момент заключения брака Лариса вообще - вчерашняя школьница без житейского опыта. Ей всего 17 лет (брак с Груздевым, по словам Нади, длился 3 года).

Иначе говоря, Груздев берет в жены девушку в 3 раза младше себя. Видимо, надеясь на ее верность до самой смерти. Он не просчитывает ситуацию наперед. Не думает головой. И оказывается,на наш взгляд, виновным в распаде собственной семьи, которую основал на песке.

Говорится же в народе: "Седина в бороду, бес в ребро"... И потому прав Жеглов, говоря, что Груздев не мог со своей женщиной разобраться. Не мог, да. Ибо сделал ошибку, женившись на молодой нимфе. Ларочка явно не походила на Анну Сниткину, А сам Груздев не "тянул" на Достоевского.

3. Высокомерное отношение к муровцам. Фраза Глеба ("Надо было ему (Груздеву - Христофор+) думать, с кем дело имеет") возникает после задержания Фокса, когда становится ясно, что Груздев невиновен в убийстве. Шарапов хочет извиниться перед врачом, но Глеб отказывается это делать, напирая на то, что Груздев сам виноват в случившемся. Вот тут-то и возникает фраза: "Надо было ему думать, с кем дело имеет...".

Жеглов, на наш взгляд, здесь под словом "кем" имеет в виду не только себя но и, вообще, весь МУР. Ведь это он, Жеглов (от лица МУР-а) подозревал Груздева в преступлении. Он, Жеглов, подвергал подследственного долгим, мучительным допросам, собирал против него улики, держал в тюрьме.

В деле Груздева Жеглов ошибся. Однако в оценке муровцев Груздев ошибся тоже. Ведь бригада Жеглова все-таки задержала подлинного убийцу Ларисы. А Груздев в это не верил, относясь к оперативникам с презрением. Панкову врач отвечал с "недобрым взглядом" и "жестом неприязни". На Жеглова повышал голос и обзывал его. А Володе Шарапову давал указания, как проводить расследование. Как будто был начальник. Оперативники делали свою работу, а Груздев решительно не хотел этого понимать. Заводился вполоборота, нервничал, вел себя, как подросток.

Таким образом, Ивана Сергеевича Груздева, думаю, отнюдь не агнец без порока. Он горд, ибо считает себя выше других. Он сластолюбив, ибо, будучи пожилым (а в фильме и седым) человеком, женится на юной девушке (это позиция Свидригайлова и его 16-летней невесты). Он человек безответственный, ибо забывает дома пистолет, из которого убивают его жену. И потому оказывается косвенно причастным к ее смерти... Или нет?

Что думаете о Груздеве вы, дорогие читатели? Какого рода он герой: положительный или отрицательный? Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки (они способствуют продвижению контента) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также другие статьи:

5 отличий экранного Глеба Жеглова от литературного прототипа из романа братьев Вайнеров "Эра милосердия"

5 отличий экранного Володи Шарапова от литературного прототипа в книге Вайнеров "Эра милосердия".

Расследование тайны гибели сэра Хьюго на болотах: А что, если демонической собаки не было?

Почему сэра Хьюго преследовала собака, а не кот

Как Шерлок Холмс "на глаз" датировал древний манускрипт с легендой о Собаке Баскервилей?