Это заметка о восхождении в горы. Но не про какой-то конкретный маршрут или вершину. Эта публикация в стиле лайфстайл. Я хочу рассказать о том, как путешествия заставили задуматься о вещах, которые актуальны каждый день, не зависимо от того, где находишься и чем занимаешься. Ещё год назад фитнес казался мне чем-то скучным. А последние восемь месяцев я регулярно выполняю силовые тренировки, упражнения из пилатеса, йоги... Причём интерес к этому всему у меня появился не благодаря рекламному ролику или вдохновляющему примеру какой-нибудь "фитоняшки", а благодаря восхождению в горы. Как это связано? Сейчас расскажу.
Сначала горы заменили спортзал
Я никогда не ходила в спорт зал и, вопреки городской моде, не бегала в ближайшем парке. Но практически каждые выходные поднималась в горы.
В пятницу вечером мы с друзьями садились в машины и уезжали на север Свердловской области за 500 км от города в посёлок Павда на базу отдыха "Таёжная Рось". Оттуда ещё 20 км на внедорожниках по старой лесовозной дороге добирались до подножия гор. А дальше пешком.
В этом районе Уральские горы не очень высокие. Мы поднимались на Белый камень и Павдинский камень. Их высота — около 1000 метров над уровнем моря. Сначала идёшь по таёжной зоне, преодолеваешь поваленные деревья, кустарники. Потом растительность заканчивается и продолжаешь восхождение по каменным россыпям. Поход занимал практически целый день и обеспечивал хорошей физической нагрузкой, свежим воздухом и восхитительными видами. На протяжении долгого времени такие походы были регулярными. В этот момент я была невероятно довольна своими ощущениями и фигурой.
Потом горы помогли поверить в себя
Эти походы выходного дня были рядовыми и особенно ни чем не примечательными. Но случались в моей жизни и важные знаковые восхождения, которые навсегда останутся в памяти.
Восемь лет назад я отправилась в путешествие на плато Путорана. Всё с теми же друзьями, с которыми мы по выходным поднимались на вершины Северного Урала.
И этот поход был для меня особенно волнительным. За несколько месяцев до него я попала в автомобильную аварию. Внедорожник, на котором ехала, вылетел с трассы на большой скорости, три раза перевернулся и снёс дерево на своём пути. Тогда, я как будто побывала в стиральной машинке и получила ушиб позвоночника. На протяжении нескольких дней мне требовалось по тридцать минут просто чтобы подняться из горизонтального положения и сесть на кровати. Потом отпустило. Но я очень боялась, что во время похода у меня заболит спина.
Тогда мой огромный рюкзак весил всего в два раза меньше, чем я. В аэропорту я с трудом его поднимала и не могла даже представить, что буду носить его по горам. Мы не из тех туристов, кто рассчитывает по граммам еду... Набрали с собой макарон, картошки, банок с тушёнкой. Часть продуктов в итоге не съели. А я ещё и тяжелые аккумуляторы таскала с собой для зарядки камеры. Пауэр-банков тогда ещё не было.
И знаете что я поняла тогда? Что возможности человека безграничны. Первый день идешь тяжело. Потом втягиваешься и уже день на третий будто на автомате поднимаешься по склонам с этим тяжёлым рюкзаком, форсируешь ледяные реки... Незабываемые ощущения своего всемогущества. За шесть дней мы прошли около 80 километров по заполярной тундре. Два раза поднимались на плато и два раза спускались с него. Из той экспедиции я приехала воодушевлённая и очень подтянутая.
Потом горы намекнули, что старость уже не за горами
Следующая знаковая экспедиция в горы случилась спустя шесть лет. Я отправилась на Приполярный Урал снимать фильм.
Приполярный Урал — самая высокогорная часть всего большого Урала. Мне предстояло подняться на самый главный его пик — Народную. Высота этой горы 1895 метров над уровнем моря.
В команде со мной были несколько ребят. В нашем базовом лагере накануне восхождения они ни в чём себе не отказывали в плане вредных привычек. А я думала: как же они будут подниматься на гору? И знаете, что случилось на следующий день? Они поднялись так быстро, что я не могла за ними угнаться!
То восхождение было, пожалуй, самым сложным в моей жизни. Особенно последние десятки метров, когда преодолевать пришлось большие каменные валуны.
Я тогда, конечно, сильно озадачилась, почему же так сложно было угнаться за остальными ребятами. С учётом того, что они не профессиональные спортсмены, да ещё и не ограничивают себя в плане вредных привычек... Вспомнила восхождение на плато Путорана, которое так легко далось мне несколько лет назад. Пришла к выводу, что всё дело в возрасте. На тот момент ребятам было по 28, а мне — 33...
И это тот самый поход, который изменил мою жизнь. Ведь после него у меня в голове поселился страх, что скоро наступит момент, когда я не смогу подняться в горы.
Потом горы подсказали, что делать
Прошло полтора года, я снова оказалась на Приполярном Урале и снова задумалась о возрасте и восхождениях. Во время того путешествия не было горного трекинга. Дело было зимой. В составе небольшой команды я отправилась на снегоходах к горе Манарага.
Перед стартом экспедиции я узнала о том, что нашу команду к горе Манарага поведёт гид, которому 75 лет. Как такое возможно? Не укладывалось у меня в голове. А потом мы приехали на Приполярный Урал и познакомились с ним... Иваном Николаевичем.
В свои 75 этот человек имеет несколько снегоходов, сопровождает снегоходчиков по горам Приполярного Урала и водит пешие группы. На вершину Народной он поднимался более 50 раз! Эта та самая гора, на склоне которой я впервые задумалась об ушедшей молодости и испугалась, что скоро не смогу подняться наверх.
Во время нашей зимней экспедиции мы попали в сильнейшие снегопады. Иван Николаевич ехал первым на своём снегоходе и тропил дорожку в глубоком снегу для всей нашей группы. В чём секрет такой силы и выносливости? Просто он никогда не курил, не пил, всегда занимался спортом и ходил в горы. Работал проводником и спасателем на Приполярном Урале.
Знакомство с Николаем Ивановичем, конечно же, невероятно меня вдохновило. Вернувшись из той экспедиции, я решила поменять образ жизни и попробовать подготовиться к следующему восхождению в горы.
Потом я начала тренироваться
С тех пор нет практически ни одного дня, когда бы я не занималась спортом. Начала с простейших комплексов: силовые упражнения, кардио, растяжка. Потом добавилась йога. В день я уделяю занятиям немного — около часа. Но стараюсь занятия эти не пропускать.
Потом я попробовала пилатес, потом купила гантели и начала качать ягодицы и пресс. Занятия спортом увлекают и поднимают настроение. Не зря говорят, что физические нагрузки стимулируют выработку гормонов счастья. А когда видишь своё отражение в зеркале после даже месяца тренировок, счастья становится ещё больше.
Я ежедневно занималась, ждала лета и нового восхождения в горы. Самым интересным для меня было именно то, как изменятся мои ощущения во время подъёма. И вообще изменятся ли они...
Потом горы показали, что всё делаю правильно
Этим летом мне предстояло восхождение на гору Неройка на Приполярном Урале. Отличный вариант, чтобы испытать себя и проверить эффективность тренировок. Высота Неройки — 1645 метров над уровнем моря. Она совсем немного уступает Народной.
Накануне вылета в горы, как всегда, провела тренировку. Я отказываюсь от занятий только во время путешествий, когда приезжаю в какую-нибудь новую локацию и очень много хожу. В остальных случаях позаниматься могу, например, в номере отеля. Даже комплект гантелей в багажнике машины лежит для такого случая. В этот раз в гостинице был тренажёрный зал и бассейн, чем я с радостью воспользовалась.
А дальше была заброска в горы и восхождение. Восхождение на Неройку занимает несколько часов. Итак, было ли мне легче подниматься после шести месяцев регулярных занятий?
Первое, на что я обратила внимание, это дыхание. Оно стало более ровным. Когда выполняешь силовые упражнения, учишься не только приседать и махать ногами. Ещё и дышать правильно в этот момент. Как будто дыхание синхронизируется с движениями. Во время подъёма я заметила, что правильно дышу, даже не задумываясь об этом.
Во время занятий основную нагрузку я старалась дать на ягодицы. И избегала нагрузки на ноги. Не хотела увеличивать эти мышцы. Когда пошла в гору, то сначала почувствовала нагрузку именно на ноги. И подумала, а то ли я качала... Но чем дальше, тем больше включались те самые ягодицы. Особенно на участках с крутым подъёмом. А ведь именно такие участки всегда давались мне наиболее тяжело.
Результат, который я ощутила во время этого восхождения однозначно мне понравился. Я почувствовала те мышцы, над которыми долго работала, и испытала в этот раз какое-то особенное удовольствие от подъёма.
Боюсь ли я теперь, что когда-нибудь не смогу подняться на гору? Боюсь, всё равно. Но гораздо меньше. В идеале было бы повторить тот самый поход на главную гору Урала с той самой командой, за которой я не могла угнаться. В любом случае, надеюсь, что походов предстоит ещё много. Ведь именно они раз за разом заставляют задумываться о чём то важном.
Если Вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой блог, чтобы не потеряться.
Благодарю за внимание!
Путешествуйте по России!