Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Усадьба на Малой Дмитровке, что объединила память героев Куликова поля и Общество защиты животных *

Оглавление

На Малой Дмитровке, как и вообще в Тверском районе, множество всего замечательного. Вокруг же того пятачка, на котором я пока остановился – прекрасно всё.

А особняк, известный как городская усадьба Нечаевых-Востряковой, и вовсе видно издалека. И издалека он привлекает внимание гуляющих и вызывает желание подойти поближе.

Считается, что основательный и довольно-таки монументальный главный дом усадьбы построили где-то в начале девятнадцатого века. А его первым владельцем был обер-прокурор Священного синода Степан Дмитриевич Нечаев – ветеран Отечественной войны, историк и археолог-любитель, основатель первого в России музея Куликовской битвы, создатель памятника-колонны в честь победы Дмитрия Донского и русских войск, устроитель сбора средств на храм Сергия Радонежского на Куликовом поле.

Степан Дмитриевич Нечаев. Портрет работы Василия Андреевича Тропинина. Изображение из открытых источников
Степан Дмитриевич Нечаев. Портрет работы Василия Андреевича Тропинина. Изображение из открытых источников

Последний, правда, был возведен лишь спустя полсотни лет после его кончины, незадолго перед Октябрьской революцией.

Его семье принадлежало село Куликовка, вокруг которого и бушевала битва. А Нечаевская коллекция реликвий тех дней была самой богатой и масштабной. Что-то находил он сам или его родные, что-то скупалось у окрестных крестьян. И я давно мечтаю туда выбраться, но отчего-то все пока не получается. Верю, что будущей весной смогу показать и собственные фото из этого великого места.

Монумент на Куликовом поле. Фото из открытых источников
Монумент на Куликовом поле. Фото из открытых источников

А пока – усадьба Степана Нечаева в Москве.

Четырехэтажный главный дом с двумя пристроенными к нему вплотную флигелями построили, скорее всего, восстанавливая Москву после пожара 1812 года (7 фото).

Как говорил грибоедовский полковник Скалозуб:

«По моему сужденью,
Пожар способствовал ей много к украшенью»

В начале двадцатого столетия имение…

…Принадлежало Обществу покровительства животным с больницей и приютом

Говорят, что основание ему заложил еще Павел Первый, создавший в Михайловском дворце Санкт-Петербурга приют для бродячих собак, просуществовавший вплоть до 1801 года.

Само же Общество зародилось в октябре 1865 года по инициативе русского этнографа германского происхождения Федора Христиановича Паули.

-5

Начинание поддержали многие знаменитые люди, включая тогдашнего министра внутренних дел Петра Александровича Валуева. Чей род, кстати сказать, брал свое основание с воеводы Дмитрия Донского по прозвищу Окатий Валуй, погибшего все в той же Куликовской битве.

Но так вышло, что, хотя идее защиты несчастных тварей симпатизировали многие, но работу над этим на практике отчего-то все равно считали едва ли не баловством. И Общество, уже составив Устав и собрав должное число участников, долгое время не могло найти достойного человека, который сделался бы его председателем.

В конечном итоге таковым стал светлейший князь Александр Аркадьевич Суворов, внук великого полководца.

Князь Александр Аркадьевич Суворов. Изображение из открытых источников
Князь Александр Аркадьевич Суворов. Изображение из открытых источников

Благодаря работе Общества Министерство внутренних дел утвердило Правила обращения с животными. Запрещалось использовать в извозе и на полевой работе больных, раненых и хромых животных, бить их по голове или острыми предметами, понукая к послушанию, накладывать несоразмерно тяжелые грузы, издевательски обращаться с дикими зверями в балаганах и уличных представлениях.

(5 фото)

Вскоре Общество открыло свои филиалы во многих городах России, Малороссии и Белоруссии.

А начиная с 1915 года и вплоть до прихода к власти большевиков…

…Усадьба снова стала частным владением

Она перешла в собственность Марии Васильевны Востряковой – супруги художника Модеста Александровича Дурнова – домовладелицы, прекрасной пианистки, большой подруги Федора Шаляпина, который, как рассказывают, порой гостил у нее в этом доме.

(10 фото)

И, кстати сказать, место это помнит и многие другие высокие имена.

Портрет Марии Востряковой работы Модеста Дурнова. Изображение из открытых источников
Портрет Марии Востряковой работы Модеста Дурнова. Изображение из открытых источников

Сам усадебный дом был выстроен на том месте, где в середине восемнадцатого столетия располагалось жилище русского драматурга, писателя и поэта Михаила Матвеевича Хераскова, с 1763 по 1770 год являвшегося директором Московского университета, а позднее его куратором.

Михаил Матвеевич Херасков. Изображение из открытых источников
Михаил Матвеевич Херасков. Изображение из открытых источников

Здесь же при нем издавались известные в те годы журналы «Свободные часы» и «Полезное увеселение», а в доме его регулярно гостили драматург Александр Сумароков и основатель первого публичного, постоянно действующего русского театра Федор Григорьевич Волков (9 фото).

  • Об усадьбе пишут, что в 1996 году её главный дом вместе с флигелями отреставрировали и подвергли реконструкции, соорудив монолитный фундамент и заменив деревянные перекрытия на железобетонные. А под зданием разместили подземную парковку. Однако мой дорогой подписчик, часто дополняющий заметки бесценными фактами, реставратор Юрий Маслов был свидетелем производившихся там работ и несколько по-другому описывает то, что там происходило:
«При всей своей элегантности дом этот отличается довольно суховатым декором, поскольку он является 100% бетонным новоделом конца 90-х. Основа здания - бетон и штукатурка по сетке, гипсовые карнизы и архивольты. Когда мы работали рядом, на храме Успения, здесь ломали так, что пыль долетала даже до нас и грохот отбойников долго стоял в ушах... Зато быстро и без всяких сентементов, какая там реставрация!»

(5 фото)

Несколько последних лет в здании располагается негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние». И охрана его не препятствовала фотографировать здание с улицы, но подняться на его крыльцо, откуда можно было бы удобней и более качественно заснять стоящий напротив особняк Анны Чемякиной, не позволили, сославшись на частную территорию.

-13
Москва, улица Малая Дмитровка, 10, 127006

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!