Найти тему
История живописи

Снова о позабытом художнике, боровшемся всю жизнь с нищетой

"Русская деревня", П.А. Суходольский, 1865. Частное собрание.
"Русская деревня", П.А. Суходольский, 1865. Частное собрание.

Более года тому назад я написал статью об одном основательно подзабытом русском художнике, и, именно та статья оказалась самой читабельной из числа ей подобных:

В дальнейшем я не раз еще сталкивался с другими работами Петра Александровича Суходольского и хотел поделиться с вами ими, но каких-то новых данных о нем я не находил, а переливать из пустого в порожнее - это не самое мое любимое занятие.

"Рыболовные сети, сушащиеся на берегу", П.А, Суходольский, 1881. Частное собрание.
"Рыболовные сети, сушащиеся на берегу", П.А, Суходольский, 1881. Частное собрание.

Но, вспомнив про ту самую публикацию во "Всемирной иллюстрации", о которой я упоминал в своей статье, я решил взять более подробно ее выдержки и на основании всего этого написать еще одну статью об этом замечательном художнике.

Не знаю уж насколько это покажется интересно аудитории, но честно говоря, в последнее время новые статьи Дзен показывает мало, а все показы отдает старым статьям, которые сам он выделил в качестве успешных. Так что, пожалуй, приступлю к изложению, а там посмотрим.

"Оттепель", П.А, Суходольский, 1883. Третьяковская галерея, Москва.
"Оттепель", П.А, Суходольский, 1883. Третьяковская галерея, Москва.

Начинается статья с любопытного сравнения:

Между русскими художниками мало таких феноменальных счастливцев, как Сухоровский автор "Нана"; но и мало таких типичных незадачников, как Петр Александрович Суходольский.

Об этом "феноменальном счастливце" и его "Нане" я совсем недавно вам рассказывал, но если вы вдруг упустили из виду ту статью, то для вас ссылка:

Но мы отвлеклись, вернемся к герою сегодняшней статьи, который рассказывал корреспонденту журнала:

Все работаю, говорил мне как бы жалуясь на свою судьбу Суходольский, - работаю и портреты, и жанры, и пейзажи, и баталии; работаю с утра до вечера, имею и казенный хороший заказ и даровую хорошую мастерскую в академии, а денег - все нет.
"Обед в парке", П.А. Суходольский. Частное собрание.
"Обед в парке", П.А. Суходольский. Частное собрание.
Мастерская его в академии завалена разными картинами, этюдами, рисунками, а также всякого рода иллюстрированными изданиями и всевозможным художественным материалом. Пройти негде, так везде скучено...
- Я тут работаю, работаю, да и спать остаюсь зачастую, - вон там на диване, за картиной, говорит Суходольский.
И тут же, за тою же картиною художник приготовляет себе на бензиновой кухне маленький завтрак, состоящий большею частью из чая и белого, весового хлеба. За картиной же в углу у него есть небольшое холостое хозяйство, которое он, видимо, завел вследствие безустанной работы.
"Косари. Вечерний отдых", П.А. Суходольский, 1887. Частное собрание.
"Косари. Вечерний отдых", П.А. Суходольский, 1887. Частное собрание.
"Надвигающаяся буря. Овцы на  берегу речки", П.А. Суходольский.
"Надвигающаяся буря. Овцы на берегу речки", П.А. Суходольский.

Отмечу, что холостым художник отнюдь не был, как вы помните из первой моей статьи, он "должен был содержать и воспитывать большую семью, состоящую из восьми человек детей".

Далее автор очерка отмечает, что Суходольский занимался кроме пейзажей еще и большими батальными полотнами, хотя это "не сфера его кисти" и поэтому он "как бы стонет под ними". Пожалуй это так, потому как его батальные полотна совсем меня, честно говоря, не впечатлили, но, возможно, у вас будет другое мнение:

"Капитуляция турецкой крепости русским войскам", П.А. Суходольский. Частное собрание.
"Капитуляция турецкой крепости русским войскам", П.А. Суходольский. Частное собрание.
"Бой при Ташкисене 19 декабря 1877 года", П.А. Суходольский, 1887. Исторический музей, Москва
"Бой при Ташкисене 19 декабря 1877 года", П.А. Суходольский, 1887. Исторический музей, Москва
"На позиции. Сцена Русско-турецкой войны 1877-1878 годов", П.А, Суходольский, 1888. Исторический музей, Москва.
"На позиции. Сцена Русско-турецкой войны 1877-1878 годов", П.А, Суходольский, 1888. Исторический музей, Москва.

Но жизнь - есть жизнь, и писатель Н.А. Александров, который и был автором очерка в журнале, отметит и нехудожественную часть быта живописца:

... он бежит домой веселый, довольный; он снова получил за "баталию" деньги, и понакупил детям часы, разные подарки; и от множества этих подарков у него валятся они из рук; и таких счастливых дней пройдет один, другой, а там он опять в мастерской...
"Крым. Рыбаки на берегу моря", П.А, Суходольский, 1890.
"Крым. Рыбаки на берегу моря", П.А, Суходольский, 1890.

И далее всё опять по новой:

И снова берется за кисть, и опять принимается за баталию. А тут, смотришь, звонок; и входит, высунув вперед голову у держась за карман, хозяин какой-то картинной лавочки с Апраксина или Александровского рынка. Он просит, вытаскивая деньги из кармана, поправить ему какую-то картинку, дать ей эффект, или же написать что-либо двумя-тремя мазками в стиле Айвазовского... И Суходольский почешет затылок, крякнет, подумает, подумает и напишет...
"В деревне зимой", П.А. Суходольский, 1890. Частное собрание.
"В деревне зимой", П.А. Суходольский, 1890. Частное собрание.

Вместо эпилога

Всегда нравилась эта формулировка в книгах, ведь в данном случае резюмировать особо нечего - мы просто узнали немного больше об трудовых буднях обычного художника второй половины XIX века, подававшего большие надежды в начале своего творческого пути. Но затем в виду жизненных обстоятельств и, возможно, финансовой безграмотности, ставшего на путь, как говорят сейчас, "ремесленника", бравшегося за любые заказы, чтобы свести концы с концами.

Грустно это? Пожалуй, что да, но думается мне, что эти истории случались бесчисленное количество раз на протяжении истории человечества, по крайней мере с тех пор, как люди начали творить. А значит, сетовать на это бессмысленно, ибо причины этого лежат в нас самих и никак иначе.

"Приморский вид в Крыму", П.А, Суходольский, 1891. Частное собрание.
"Приморский вид в Крыму", П.А, Суходольский, 1891. Частное собрание.

На этой философской ноте, которую вы всегда можете оспорить в комментариях, я сегодня и закончу. Спасибо за прочтение, как всегда, ставьте лайки, подписывайтесь (на ТГ-канал тоже) и до новых встреч на канале.