Обычно центр внимания к событиям 1609 года сосредоточен на продвижении армии Скопина-Шуйского. Но надо понимать, что это была только часть общего стратегического наступления отрядов, верных Василию Шуйскому. Скопин шел с севера, а с востока через Владимир к Москве же шла нижегородская рать.
Воевода Алябьев лихо раскидал тушинцев в декабре 1608 года. И не только снял осаду с Нижнего Новгорода, но вернул под руку Василия Шуйского ряд городов и уездов.
Надо заметить, что действия нижегородцев не остались незамеченными и лидерами отрядов Лжедмитрия II. В частности, встревоженный Ян Сапега послал от Мурома отряд Тимофея Лазарева и князя Семена Вяземского. Задача его проста: взять Нижний Новгород.
Между тем успехи нижегородцев по достоинству оценили на Москве. 25 декабря в Нижнем Новгороде получена царская грамота, призывающая нижегородскую рать начать наступление к столице с очисткой по пути занятых тушинцами уездов.
Воевода Алябьев собирает рать и ведет ее правым берегом Оки. У села Бурцево, что и сегодня есть в Богородском районе Нижегородской области, нижегородская рать застала врасплох отряд Лазарева и Вяземского.
7 января 1609 года произошло сражение, именуемое «под Богородским». Подробности его неизвестны. Скорее всего, Алябьев предпринял то ли ночную, но ли ранне-утреннюю атаку на лагерь беспечных тушинцев. Те были разбиты и бежали. Лазарев и Вяземский схвачены, привезены в Нижний и там повешены.
Тут заволновался-забеспокоился владимирский воевода Лжедмитрия II. 11 января он пишет Сапеге, умоляя прислать во Владимир хоть пару-тройку польских рот. Через два дня его запрос вырос до шести рот.
Тем временем Нижний Новгород в январе 1609 года уже превращается в важный центр, авторитет которого признается значительной частью городов России. Сюда шлю донесения и людей даже из Перми и Вятки. Это – следствие побед Алябьева.
Так что мы можем видеть, что Нижнему Новгороду было предопределено стать центром знаменитого Второго ополчения в 1611-1612 годах. Уже за 2-3 года до этого о Нижнем, как о центре борьбы за Московского государство, говорит в том числе и патриарх Гермоген.
Прежде, чем наступать к Москве, Алябьев совершенно правильно попытался обезопасить свой тыл. В феврале 1609 года он предпринял наступление на Арзамас. На этот раз воевода потерпел неудачу. Сначала 6 февраля его потрепали под Кадницами, затем 15 февраля имел место неудачный штурм Арзамаса. Нижегородцы отступили.
А царь в своих грамотах продолжал настаивать на скорейшем движении нижегородцев к Москве. Этому наступлению поспособствовали события в Муроме. 18 марта там вспыхнуло восстание против Лжедмитрия II. Тушинский воевода бежал во Владимир.
Алябьев немедленно бросается к Мурому. Здесь разрозненные проправительственные отряды собираются в единую рать. 27 марта 1609 года эта соединенная рать под общей командой Алябьева подходит к Владимиру.
Тут же в городе вспыхивает восстание. Малочисленный гарнизон тушинцев частью перебит, частью разбежался. Тушинский воевода Вельяминов схвачен и забит насмерть камнями. Алябьев вступает во Владимир.
В течение апреля и мая 1609 года Владимир является основной базой нижегородской (хотя уже куда шире – сборной) рати Алябьева. 12 апреля воевода отразил наступление войск Лисовского. Затем начал рассылать небольшие (в сотню-другую-третью человек) отряды по городам и весям, расширяя верную Василию Шуйскому область.
За промедление в продвижении к Москве Алябьев в мае получил царский выговор. Но он просто не решался идти ограниченными силами в центр тушинских позиций. Воевода ждал подхода рати боярина Шереметева.
Помните, я говорил, что Шереметев еще в 1606 году увел часть нижегородского гарнизона на Астрахань? Так вот, всё это время боярин (будущий член Семибоярщины) наводил порядок в Поволжье. Наконец, в мае 1609 года Шереметев привел свою армию в Нижний Новгород.
С этого момента общее командование ополчением перешло к боярину. А Алябьев исчезает со страниц летописей Смутного времени. Однако он не сгинул совсем уж в никуда. Известно, что в 1627 году Андрей Семенович Алябьев был воеводой в Вологде.
Шереметев засел в Нижнем Новгороде, продолжая практику предшественника по рассылке в разные стороны мобильных отрядов. Можно предположить, что Алябьев продолжал командовать авангардом армии во Владимире. Серьезную и постоянную угрозу для нижегородцев представляли арзамасские тушинцы.
Противостояние нижегородской рати с тушинцами по окраинам продолжалось в течение июня и июля 1609 года. И только в августе Шереметев с главными силами двинулся на Владимир. Дело в том, что в это время с севера шло наступление рати Скопина-Шуйского. Пришло время соединить силы.
Впрочем, соединение произошло не сразу. Шереметеву ещё пришлось вести бои за Касимов и Суздаль. Да и в тылу было неспокойно – 12 октября разбойные людишки от Арзамаса опять подходили к Нижнему. Впрочем, ничего серьезного они сделать не смогли.
Соединение ратей Скопина и Шереметева произошло 11 ноября 1609 года в Александровой слободе. Главное командование принял Скопин. Тушинский лагерь стал рассыпаться, и в марте 1610 года русская армия торжественно вступила в Москву.
Царь наградил нижегородских служилых людей и отпустил их домой. Очень вовремя. Весной 1610 года под стенами Нижнего в последний раз показались «воры». Нижегородцы решительной вылазкой разбили нападавших. А летом 1610 года с присланной из Москвы ратью они наконец взяли Арзамас.
Казалось, наступает тихое время. Но как бы не так.