Фаина Раневская – советская актриса, народная артистка и просто невероятно талантливая женщина. Внутренняя свобода позволила ей превратить собственную жизнь в театр. Никто не мог помешать Фаине говорить то, что она думает, и импровизировать. Результатом этого стали сборники цитат, актуальных и по сей день.
Об актрисе по-прежнему говорят в кино и литературе. В 2019 г. вышел документальный фильм «Королевство маловато!». Он посвящён жизни Раневской, её ролям, достижениям и трагедиям, ведь женщине со столь необычным характером действительно было сложно разгуляться в ограниченном «Королевстве».
Начало карьеры в кино и театре
Фаина Раневская родилась в 1896 г. в городе Таганрог Ростовской области. Тогда её ещё звали Фанни Гиршевна Фельдман, общеизвестный псевдоним появился позже. Семья была большой, кроме Фанни – ещё 3 брата и сестра Изабелла. Отношения с ними складывались не самые лёгкие. Будущую актрису часто критиковали из-за внешности. Мальчики издевались над её заиканием, поэтому вспыхивали ссоры.
Изабелла к тому же была всеобщей любимицей, которой родители позволяли очень многое. В детстве девочка этим наслаждалась. Но спустя годы она поняла, что из-за этого оставила Фанни в тени, пусть и непреднамеренно. Белла Фельдман очень жалела об этом на склоне лет. В своём дневнике она писала: «Как грустно понимать с опозданием, когда ничего уже нельзя изменить».
Неудивительно, что Фаина в итоге рассталась с семьёй. Родные не оценили её страсть к театру, появившуюся после знакомства с пьесами Чехова. Со скандалом девушка уехала в Москву в 1915 г. Её семья позже, после революции, эмигрировала в Чехию.
В Москве слава никак не хотела приходить к артистке. Более того, многие считали, что у неё нет способностей к актёрскому мастерству, но девушка не сдавалась. Ждать, когда счастье само придёт, она не собиралась.
Перед тем, как окончательно отчаяться, Фаина пришла к актрисе Павле Вульф. Та увидела юный талант и согласилась стать наставницей для Фельдман. Павла Леонтьевна об этом решении никогда не жалела. Она говорила, что ученица полностью отдаётся роли, вкладывается в неё. Фанни могла чувствовать эпоху, стиль, автора пьесы. Для Вульф достижения подопечной стали настоящим вдохновением.
Чтобы получить долгожданное признание, Фаине пришлось немало попутешествовать. Она играла в театрах Москвы, южных городов, Крыма. Именно в Крыму актриса стала по-настоящему известна. Сначала в 1915 г. она играла в театральной труппе мадам Лавровской в Керчи.
Тогда у неё был контракт на исполнение ролей героинь-кокет, красивых загадочных девушек. В это же время Фаина получила псевдоним. Во время прогулки с одним из членов труппы артистка зашла в банк за переводом. На выходе ветер вырвал деньги из рук хозяйки. Та догонять банкноты не стала, а лишь сказала: «Как жаль, что они улетели».
Спутник Фаины из-за этой фразы сравнил её с Раневской из «Вишнёвого сада», воскликнув: «Да вы же Раневская!». Хотя артистка и не видела много сходств с героиней, но фамилия всё равно пришлась по душе и стала псевдонимом.
Это были непростые времена, когда порой приходилось голодать. Но вместе с Вульф и другими талантливыми актрисами Фельдман удавалось заработать на хлеб. Во время Гражданской войны им помогал поэт Максимилиан Волошин, приносящий кое-какую еду. Доходило до того, что раздобытую мелкую рыбку жарили в касторовом масле.
Годы Гражданской войны оставили на актрисе тяжёлый отпечаток. Она боялась выходить на улицу, долгое время опасалась переходить дорогу. Но всё же, в любых условиях, Раневская не отказывалась от своей иронии, умении улыбаться и шутить.
Королева вторых ролей
Уникальным в этой артистке было то, что она играла в основном второстепенных героинь. Это началось ещё в Малаховском летнем театре под Москвой. Это было очень известное учреждение, о котором с восторгом писали в газетах. Здание, окружённое лесом, привлекало знаменитостей.
Там Раневская впервые выступала на сцене. Просто в массовке, но зато как она смешила остальных актрис! А её дебют состоялся, когда ставили пьесу «Тот, кто получает пощечины». Героиней Фаины была артистка цирка.
Для неё было неважно, насколько второстепенна роль. Эта женщина проживала каждый сюжет так, будто сама становилась персонажем. Она вносила что-то своё, импровизировала, не боялась предлагать свои идеи и реплики.
Второстепенных героинь у Фанни в итоге оказалось намного больше, чем главных. Зато они показывают, насколько каждый персонаж важен. Именно от артиста зависит, останется ли тот просто «декорацией», или превратится в нечто большее.
Главные роли, прославившие Раневскую, всё же тоже были:
- Миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» – произведение о вдове миллионера, основавшей фонд для помощи людям. Дети её мужа от предыдущего брака, однако, не согласны с решением мачехи.
- «Дальше – тишина» – Люси Купер, пожилая женщина, которую отправляют в дом престарелых и разлучают с любящим мужем.
Последняя роль показывает, что Фаине удавались не только комические героини, но и трагические. Об этом говорил даже президент США Рузвельт, когда увидел актрису в действии. Раневская вообще была женщиной самых разных талантов и ролей.
В кино
Кинематограф для Раневской был не такой привлекательной сферой, как театр. Она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». То есть, «сняться в плохом фильме всё равно, что плюнуть в вечность». Кинолента сохранится, навсегда войдя в биографию артиста.
И всё-таки кинодебют произошёл. Первая попытка была не очень удачной. Артистка собрала снимки со своих выступлений, чтобы отправить в «Мосфильм» и показать роли. Там героинями не были впечатлены.
Зато в 1934 г. режиссёр Михаил Ромм снимал фильм «Пышка». Раневскую он сам пригласил участвовать в проекте. Тогда мужчина только начинал карьеру. Раневская перепутала его с другим режиссёром с похожей фамилией – Роомом. Но на роль согласилась. Условия были непростые, съемки велись ночью. Это привело к затяжной бессоннице.
У Ромма она сыграла и в фильме «Мечта», принёсшим практически мировую известность. Её героиня, Роза Скороход, хозяйка пансионата, сочетает в себе противоречивые качества от сострадания до скупости.
Именно в кино очень ярко прослеживается любовь Фаины к импровизациям. Иногда они были и вовсе случайными фразами между дублей. Так родилась известная фраза «Муля, не нервируй меня!» из фильма «Подкидыш». Потерявшаяся девочка путешествует по Москве. Некоторые из попавшихся на пути людей не прочь её удочерить. Одни из них – бездетная пара, Ляля и Муля. Именно супругу в этой чете и сыграла Раневская. А реплика была адресована не к персонажу, а к актёру, Петру Репнину.
В 1939 г., снимаясь в чеховском «Человеке в футляре», Фаина и вовсе сама придумала реплики для своей героини. А ведь изначально роль была без слов. Разрешение на вольность дала сама вдова Чехова.
Для «Золушки» 1947 г. она составляла не только фразы, но и сцены. Сценарист Евгений Шварц дал ей полную свободу. Больше никто из его актёров такой привилегией не пользовался. В декорациях «Золушки» и прозвучала фраза «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде».
«Королевством» для самой Фаины стал советский кинематограф. Ей действительно было тесно там, хотя артистка находила способы «разгуляться». Но всё же жизнь она закончила печально – в одиночестве, похоронив всех родных, но не своё чувство иронии.
Вот такой была эта великая женщина. Хотя своё маленькое «Королевство» она покинула, но наследство оставила большое - это цитаты, заставившие по-новому взглянуть на жизнь, и её героини, покорившие сердца.
Друзья, поддержите лайком 👍 и подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи
Вам так же может быть интересно: