Найти тему

Как не переплатить и не взять ерунду, покупая картину себе или в подарок. Опыт собирателя современного искусства.

Оглавление

Многие бы хотели иметь дома красивую картину, написанную вручную; часто картину рассматривают в качестве подарка…

… но у любого неискушенного покупателя сразу встаёт вопрос: «А не переплачиваю ли я и не покупаю ли барахло?».

Как думаете, это - ценный шедевр известного художника или дармовой рисунок дилетанта? Ответ Вас ждёт в этой статье.
Как думаете, это - ценный шедевр известного художника или дармовой рисунок дилетанта? Ответ Вас ждёт в этой статье.

ВАЖНО:

Я сейчас не про «инвестиции в искусство», а про картины  для «всех», ради «пятна» для украшения дома или для создания своей мини-коллекции, которая бы отражала Ваше мировосприятие и предпочтения, радовала бы Вас и Ваших близких. То есть я не про людей, которые покупают картины в том числе ради престижа и инвестиций: здесь я, честно, не советчик, потому что у меня есть совесть.
А тем, кто обращается к «консультантам по инвестициям», надо четко понимать, что рынок предметов искусства во все времена был полон экспертов-шарлатанов, которые готовы «впарить» покупателю за большие деньги то, что является «шедевром» только благодаря  визгливой рекламе, а то и откровенной подделкой. 

Вместо предисловия.

«Пока эта картина стоит 50 тыс, а не 70, я советую купить её, а если Вам это дорого, то (для бедных) у меня есть за 15». 

Это - почти полная  цитата одной «амбициозной», как она сама себя назвала, художницы, у которой я хотел приобрести понравившийся натюрморт в свою коллекцию, в ответ на мою просьбу пойти на небольшой компромисс и продать мне картину, уступив  символическую сумму, по  ее усмотрению, за счет страшненького багета, который шел в комплекте. 

Полную же цитату и забавную, но показательную историю из реальной жизни, иллюстрирующую мой опыт, а также мои принципы покупки картин, как творческого человека и коллекционера, я расскажу подробнее ниже.

Так как обычному человеку выбрать хорошую картину и не переплатить?  

На первый взгляд, это почти невозможно)). И тем не менее, рецепты есть. Я сам отнюдь не искусствовед и не собираюсь тут устраивать фейковые мастер-классы и бизнес-курсы по этой «профессии», тем более, что как физик-атомщик по базовому и юрист по дополнительному образованию, хоть и считаю искусствоведение не самым «серьёзным» образованием, но уверен, что никто не станет экспертом за несколько «лекций» ни в одной отрасли. Кроме того, назначение цен на «искусство» и «раскрутка авторитетов» в этой области - слишком субъективно, существует огромный простор для манипуляций в корыстных целях, как уже сказал выше. Поэтому здесь я лишь делюсь личным опытом, который может быть полезен обычному человеку.

Мои читатели, особенно те из них, кто интересуется творчеством крымских  художников, прекрасно знают о коллекции картин, статуй и иных предметов декоративно-прикладного искусства, которую я стал формировать  на нашей Крымской даче «Терп-Ламбат» в том числе для эстетического образования своих внуков и создания атмосферы творческой обстановки в доме для самого себя и коллег-художников. 

Фрагмент «музея» - так мы в шутку называем одну из комнат у нас в доме. На самом деле, «музей» уже везде, даже на кухне))).
Фрагмент «музея» - так мы в шутку называем одну из комнат у нас в доме. На самом деле, «музей» уже везде, даже на кухне))).

Об этом барельефе написана на канале целая статья «Взгляните на неё, почувствуйте любовь!»
Об этом барельефе написана на канале целая статья «Взгляните на неё, почувствуйте любовь!»

Уже сейчас количество только картин в моем собрании приближается к сотне  и их приходится начинать размещать на потолке))), а в целом уже собрано более 200 единиц разных художественных предметов.

Поэтому, хоть я и являюсь обычным человеком, но имею большой опыт в покупке картин и знаю, как не переплатить и не купить ерунду.

«Устрицы» лепятся уже к потоку - писал об этих панно в статье «В Крыму и устрицы цветут».
«Устрицы» лепятся уже к потоку - писал об этих панно в статье «В Крыму и устрицы цветут».

И не только устрицы , но и одна из картин также  «забралась»  на кухонный потолок.
И не только устрицы , но и одна из картин также «забралась» на кухонный потолок.

Я изначально категорически не хотел тратить деньги на чужие картины, решив размещать в новом  доме только свои , но знакомясь лично  с крымскими художниками, я не смог удержаться от соблазна что-то начать приобретать и у них, придерживаясь четырех принципов.

Итак,

Принцип 1: Личный вкус. 

Тут много писать не буду, тем более, написал про эту статью  «О вкусах не спорят?» (ссылку на неё не дам, так как Дзен почему-то решил, что там - употреблена ненормативная лексика и она показывалась только подписчикам, хотя судя по количеству прочтений и подписок под ней, её как-то находили не только подписчики; а статья эта весьма занятная и её можно найти в подборке «Виктор Сделал»).

А коротко этот принцип описал бы так: ориентируйтесь только на свой вкус и эмоции, а не на того, кто  Вам говорит, что это - «круто», а это - «отстой». В конце концов, помните, что искусство - это не математика, это - эмоциональная сфера, а эмоции (да и вкусы) переменчивы. И возможно, однажды Вы будете законодателем вкуса и моды. 

Аватар упомянутой статьи.
Аватар упомянутой статьи.

Принцип 2: Доступность.

Думаю, тоже каждому понятно: не старайтесь купить то, что Вам самому кажется дорогим, а Вам кто-то шепчет, что это «столько стоит». То есть выбирать картину нужно исходя из того, сколько Вы сами считаете за неё возможным заплатить и тут много слов не нужно. 

Именно возможности покупателя формируют стоимость: картина стоит ровно столько, сколько за неё готовы заплатить на рынке (в том числе и, к сожалению, - завышенную цену по причине того, что покупателю «надули в уши» о невероятной ценности некой  картины или некого художника разного рода заинтересованные в гешефте эксперты или сам автор).

Но если Вам всё равно кажется, что цена завышена, а картина нравится, тогда очень поможет следующий принцип. 

Принцип 3: Уникальность. 

А вот это требует серьёзного пояснения.

Решив потратить деньги на произведение искусства, которое Вам понравилось, а цена на него - нет,  прежде всего оцените степень его уникальности, так как за редкую вещь можно и нужно платить больше. Ведь именно уникальность идей и новаторство более всего ценится в искусстве (да и в жизни вообще).

В противном случае - это ширпотреб, масс-маркет, даже если на холсте стоит ценник с шестизначной суммой.

ВАЖНО:

я не вкладываю в данном случае в слово «ширпотреб» отрицательный смысл; ширпотреб должен быть и он бывает очень качественным, но то, чего слишком много, не может быть высокоценным, а значит - стоить дорого; прелесть ширпотреба ещё в том, что легко можно узнать среднюю цену аналогов на рынке и не переплатить.  

Но если Вы - не умудренный художественным образованием и «насмотренностью» на разных художников искусствовед, как понять, что именно эта картина - уникальна? 

Тут сразу три уникальных работы  - подвес, статуя и перила (я не считаю картину) , о них тоже уже писал на канале, например, о перилах по моему эскизу в статье “Памяти Шехтеля».
Тут сразу три уникальных работы - подвес, статуя и перила (я не считаю картину) , о них тоже уже писал на канале, например, о перилах по моему эскизу в статье “Памяти Шехтеля».

Из своего опыта скажу, что ради гарантированной уникальности приобретаемого произведения, практикую сотрудничество с коллегами-художниками, которым даю заработать не только заказывая их авторские картины по предложенной мной теме, но и делая с ними совместные проекты. Но об этом более подробно расскажу, когда дойду до Принципа 4. 

Бесспорно, каждая картина или этюд, выполненные вручную, да ещё на высоком техническом уровне - уникальны как папиллярные линии на руке человека. 

Но я говорю о другой уникальности.

Каждый год в мире рождается сотни тысяч  совершенно разных картин от авторов с «именами» и без, но они в подавляющей своей массе стандартны, как одежда из магазина… 

Квадратные километры  пейзажей, натюрмортов… а сколько разных «творений» по принципу: «накидать краску (бетон, банан, кисель, куриный помёт и всё, что можно кинуть и оно прилипнет) на вентилятор и холст подставить»!

СУБЪЕКТИВНО:  

 « Да, я не люблю пролетариата», – печально говорил в «Собачьем сердце» профессор Преображенский.
Так и я могу сказать:
«Да, я не люблю натюрморты как таковые и пейзажи мест, которых не видел лично». 
Какая ж это скука, на мой взгляд, все эти пейзажи и натюрморты в своей массе!  Считаю, что гораздо лучше - жанровая сценка или картина на философскую тему (кстати, таких холстов в разы меньше, ведь тут не только уметь рисовать нужно, но и думать, мыслить, уметь уловить энергию космоса или человека и передать это зрителю: ни один художник, работающий «на поток» не будет делать  этого).
«Наивная» живопись с «котиками» и то интереснее - она более искренна! 
Про «абстрактную» живопись пока умолчу: это отдельная и непростая тема, но этот вид, в массе своей, -  «развод» зрителя и покупателя, по моему мнению. 

Нет, если Вам НРАВИТСЯ в дорогом салоне конкретная картина с дивным пейзажем, создающая настроение, вызывающая воспоминание, эмоции  и Вы её можете себе позволить купить по озвученной продавцом цене - берите, вешайте дома и наслаждайтесь, или гордо дарите, подчеркивая свой статус человека, дарящего дорогие подарки, но …

ВАЖНО:

… но только ответьте при покупке себе на вопрос: «А готовы ли Вы переплатить за тщеславные и коммерческие амбиции написавшего ее автора или продающего ее посредника?» - может, лучше пойти на уличный вернисаж, к уличному художнику (а еще лучше, к мастеру, кого знаете лично) и присмотреть что-то не менее «живое», но более доступное?

А ещё лучше - закажите свой портрет или портрет мамы. Да хоть рисунок своего домашнего любимца!  

Или - «портрет» своего дачного участка, своего дома, итд итп - вот это уже будет уникально! И помните: всё в природе подверженно переменам и Ваш дачный участок будет через 10 лет совсем иным, а у Вас останется Ваша личная история на холсте!

Пример «осмысленного» пейзажа: это место, связанное с жизнью конкретных людей, скоро исчезнет с лица земли. Подробнее в статье «У каждого из нас есть переулок детства».
Пример «осмысленного» пейзажа: это место, связанное с жизнью конкретных людей, скоро исчезнет с лица земли. Подробнее в статье «У каждого из нас есть переулок детства».

А если речь идет о подарке, то изучите пристрастия человека, что он любит, что ему дорого. Подарить ему отвлеченный пейзаж непонятного места, на мой взгляд - хуже, чем подарить человеку, например, картину с улицей или домом его детства или хотя бы узнаваемый пейзаж региона, откуда он родом!

Только не надо заказывать свой портрет или портрет для подарка по фото в образе «римского императора» или портрет Вашего или чужого пёсика/котика в человеческой одежде… Это уже избито и лично на мой взгляд - пошловато. Если неймется - обратитесь лучше к программисту: искусственный интеллект это сделает и быстрее и лучше и дешевле.

Возможно,  в каком-то случае такие индивидуальные живописные заказы будут и дороже , чем «крутой» крохотный пейзажик руки члена союза художников, но зато это будет УНИКАЛЬНОЕ и БЛИЗКОЕ Вам или одоряемому человеку изображение! Но, скорее всего, такой заказ будет намного дешевле: художников стало сейчас как в свое время «брокеров и менеджеров» и по большей части они занимаются реальным творчеством мало, так как либо зарабатывают деньги  в иной сфере, либо клепают серийный ширпотреб… Как правило, они с радостью возьмут необычный заказ, ведь если художник - творец, а не ремесленник, он всегда ищет что-то новое, нестандартное, он хочет РАСТИ, а не месить одну ту же глину, удовлетворяя непритязательный спрос. 

ВАЖНО:

Кстати, членство в разных «союзах художников» , конечно, формально повышает стоимость работ его члена, но не делает его мастерство  ни лучше, ни гениальнее, ни уникальнее… А вот корону «член» себе  надевает, порой, не хилую и требуют за неё доплаты  (ну и пусть надевает и требуют, конечно, но главное - чтобы король не был голым)). 

С вышеописанным  принципом тесно связан и следующий, четвертый принцип. 

Принцип 4. Поддержка художника. 

Поддержите приятного Вам художника покупкой его произведения, особенно если Вы его знаете лично и с хорошей стороны. Например, я начинал сотрудничать с близкими мне по мировосприятию мастерами, создавая совместные работы,  когда художник по моему заказу пишет в присущем ему стиле картину по моей идее или на мои стихи. 

Тем самым я  «убиваю четырех зайцев»: 

  1. я даю возможность художнику заработать; 
  2. мы вместе создаем поистине уникальные, осмысленные картины, аналогов которым нет нигде мире;
  3. эти работы находятся только у меня в коллекции;
  4. я экономлю деньги или по крайней мере плачу  их приятному мне человеку, что всегда психологически важно. 
Художник Валерий Николюк (кстати, давний член Союза Художников России, прекрасный академический портретист и пейзажист, пишущий даже иконы, но, увы, ныне не имеющий заказов), пишет по моей просьбе пирамиду над древним камнем, которую я же и сложил (однако, скорее всего, она будет разобрана, так как теперь этот склон, ранее бывший «ничейный», ныне отдан под застройку).
Художник Валерий Николюк (кстати, давний член Союза Художников России, прекрасный академический портретист и пейзажист, пишущий даже иконы, но, увы, ныне не имеющий заказов), пишет по моей просьбе пирамиду над древним камнем, которую я же и сложил (однако, скорее всего, она будет разобрана, так как теперь этот склон, ранее бывший «ничейный», ныне отдан под застройку).

Уже готовая картина с пирамидой в интерьере. Не могу не сказать, что цены  на работы Валерия - более чем доступные.
Уже готовая картина с пирамидой в интерьере. Не могу не сказать, что цены на работы Валерия - более чем доступные.

А сейчас перейду для жизненной иллюстрации сразу всех четырех упомянутых принципов к той истории, фрагмент которой описан в предисловии.

…На открытии одной скромной, но «персональной» выставки художницы, проживающей в селе, где у нас «дача» в Крыму, среди нескольких небольших пейзажей и натюрмортов, увидел явно выделяющийся на фоне остальных работ этого автора, 1991 года рождения, закончившей художественное училище, а в последнее время самой дающей платные уроки рисунка детям и взрослым, большой яркий натюрморт. На нем, на фоне драпировок, были изображены книги, кувшины и ветки цветущего кустарника в них. 

Чем меня картина привлекла? 

Прежде всего, моим любимым синим цветом, неким позитивом и … размером. 

Размер сам по себе не был огромным, но он был сравнительно большим,  80х80 см и на фоне прочих этюдов форматов  А2 - A4, этот холст смотрелся очень выигрышно, притягивал взгляд, был явным визуальным центром выставки. А выставка проходила в двух крохотных комнатках  Алуштинского музея писателя Шмелева, регулярно проводящего выставки местных художников, тем самым, поддерживая их (честь и хвала работникам музея за это).

В общем, он был явно самым заметным из всех работ.  Да и назывался натюрморт интересно: «Истopия вecны … и нeжнocти».

Понимала «эффектность» этой картины и ее автор, считавшая, судя по всему,  ее на тот день вершиной своего творчества (и на мой взгляд - справедливо, потому что всё остальное было хоть и симпатичное, яркое, но стандартное и незапоминающееся), что было видно хотя бы  по тому месту, что ей отведено при развеске. 

Одно портило картину, на мой взгляд: явно дешевый пластмассовый багет((. Холст бы дополнительно выиграл, если его поместить в более добротную раму.

(я здесь покажу эту картину, но позже, пока просто сами представьте себе ее по моим описаниям).

«Вот неплохо было бы приобрести его в свою коллекцию как пример хорошего натюрморта», - подумал я. Планируя писать о художниках Крыма и приглашать их на встречи-дискуссии с интересующимися культурой людьми , я считал хорошим тоном для начала купить их картины в качестве жеста доброй воли и бескорыстной рекламы, что уже не раз до этого случая делал. 

Я уже видел автора ранее на импровизированной выставке работ художников  в местном Доме Культуры, а лично познакомился с ней буквально  «вчера» и пришел на открытие выставки потому, что она меня на него пригласила. 
И хотя я чутко уловил у неё и тогда, в Доме Культуры, и при нашем личном  общении вчера, нотки вселенской спеси и надменности по отношению  к окружающим, которой некоторые люди маскируют какие-то внутренние комплексы, я ведомый лишь позитивом, не придал этому значения.

 Подойдя  к ней и выразив признание, прежде всего спросил, а какой смысл, какие символы в упомянутый холст заложены.

 Напомню, для меня, как приверженца осмысленности  в искусстве  и того, что работа, если она претендует если не на шедевр, то хотя бы на знАчимое произведение искусства, должна быть не только «красивой», а нести смысловую нагрузку или хотя бы иметь какую-то интересную историю создания, чтобы эту историю можно было рассказать зрителю, дополнительно оживив холст; картине необходим, как говорится , «бэкграунд», то есть наличие уникальности хоть в чем-то. 

Ответ, если честно, меня обескуражил и картина сразу стала терять свою прелесть в моих глазах, становясь обычным натюрмортом, каких миллионы:

-Совершенно никаких, я никогда не вкладываю смысла в картины, я просто пишу, что вижу! 

-Ну а как Вам пришло в голову именно такие цвета использовать, такую композицию, взять именно эти предметы, раскрытую книгу, например? Почему такое необычное название? - не сдавался я, пытаясь спасти сам для себя «реноме» понравившейся картины. 

-Да просто пришли с прогулки со сломанной веткой цветущей  сливы и я соорудила композицию из того, что было под рукой, даже какие-то старые джинсы (уже немного раздражаясь, ответила автор), - хотя, погодите… это же весна 2020 года, все были на изоляции, но мы тайком выбрались с мужем из квартиры на воздух, прошлись, сломали ветку, вернулись  и были такие счастливые! Вот и написала!

Репутация картины в моих глазах была почти спасена: у неё появилась какая-никакая история и даже не только личная, а связанная с «эпохальным» событием 2020 года! 

-Скажите, а Вы не думали ее продать и если да, то за сколько?- перешел я к конкретике, мысленно «оценив» холст в тысяч 25-30, - я бы не отказался иметь ее в своей коллекции! 

-Нуууу … пока не думала… но эта картина будет стоить дорого! - оценивающе глядя на меня и достаточно сурово сказала она, подтвердив, тем самым, моё предположение, что это - ее лучшая картина и цена будет назначена специально для московского пижона вроде меня)). 

-Хорошо, я не буду больше занимать Ваше время, - начал откланиваться  я, с улыбкой подумав, что у всех понятие «дорого» разное, уровень цен на картины даже более интересных художников-соседей   мне известен и уж я-то, стандартный натюрморт, хотя и выделяющийся на фоне других, совсем уж обычных, «потяну» (все-таки, передо мной стоял не какой-нибудь пафосный Никас Сафронов, на которого бы я и не замахнулся с покупкой даже в мыслях, понимая космичность его ценника, а хорошо рисующая, но не сильно известная даже в масштабах региона художница). 

На прощание я попросил: 

- Если Вы решите ее продать, тогда сообщите мне, пожалуйста!

Была середина августа 2022 года, когда состоялся наш разговор. А в конце сентября у нас в мессенджере состоялся следующий диалог: 

-Здравствуйте! Подскажите, Вас ещё интересует приобретение картины "Истopия весны … и нежнocти"?

-Здравствуйте! Да, интересно в принципе, хотя сейчас немного не тот момент. Но, конечно, все зависит от стоимости, которую Вы за неё назначите. Картина мне нравится, - аккуратно ответил я (а вдруг всё-таки она сейчас озвучат ценник «Никаса Сафронова»))). 

-Я Вас поняла, стоимость этой работы 50000р. 

🤦‍♂️

-Хорошо , спасибо за предложение! Пока вынужден подождать с приобретением,  так как в этом месяце лимиты  на приобретения в коллекцию выбраны, а на следующий уже запланированы  покупки. Думаю, через месяц-полтора-два, если Вы ее ещё не продадите, полагаю, вернусь к этому предложению! Очень признателен, что Вы помните о моей просьбе! С уважением и пожеланием Вам творческих успехов! 

Если честно, под благовидным предлогом, я отказался от приобретения этого холста: ведь я его оценил вокруг 30000 руб . (кстати, к тому времени я уже изучил средние цены на ее работы, которые выложены в соцсетях, поэтому моя изначальная оценка была вполне объективной и 30 тысяч - была бы самая высокая цена; кстати, именно этой картины в продаже не было).
И тем не менее, я намеренно не говорю, что «эта картина не стоит 50 тысяч». Возможно, ее кому-то можно продать и за 100 тысяч и за миллион … но только тому, кто будет готов за нее столько заплатить. А я был готов - 25. Ну 30. Но 50 - нет((. Ведь по-хорошему, это - масс-маркет, ширпотреб, обычный натюрморт, выполненный качественно, ярко, технически грамотно, но стандартно, таких картин - миллионы и их цена определяется скорее размером холста, а не сюжетом, смыслом, уникальностью…

Однако, картина-то как таковая мне нравилась: хоть и не люблю натюрморты, но этот в коллекции почему бы не иметь! 

Для интерьера - хороший вариант, как говорится, яркий «акцент». А главное, еще была надежда как-то начать с автором сотрудничать: все-таки она - соседка и я, как всегда, думал о возможных совместных взаимовыгодных, в моем понимании, проектах. Да и купив одну картину у художника, я уже не могу остановиться в покупках других его картин)). Но платить за «такое» 50000 руб. было нецелесообразно. 

Тем более, что за эти нескольких месяцев со дня нашего первого разговора, мною был куплен в коллекцию ряд иных работ, в том числе созданных в сотрудничестве с Александром Гольмаковым «Юдифь»; Валерием Николюком «Памятник древу»; «Огоньки», совместно с Сергеем Скляровым, которые были реально уникальными, а некоторые и дешевле. 

«Юдифь» Александра Гольмакова - часть диптиха, на ветхозаветный сюжет , написаного  им совместно со мной.
«Юдифь» Александра Гольмакова - часть диптиха, на ветхозаветный сюжет , написаного им совместно со мной.

«Памятник древу» Валерия Николюка - картина, написанная им по моей идее и на мои стихи.
«Памятник древу» Валерия Николюка - картина, написанная им по моей идее и на мои стихи.
«Огоньки» Сергея Склярова - диптих на мои стихи «Ночная прогулка у мыса Карабах».
«Огоньки» Сергея Склярова - диптих на мои стихи «Ночная прогулка у мыса Карабах».

Однако, в январе 2023 года, мы с женой озадачились подарком на день рождения родственнику, с которым имеем крымский дом совместно.  Бюджет был как раз в районе 50 тысяч.  

И я решил, что это - неплохой повод приобрести натюрморт за ту цену, что просила автор, ведь картину планировалось разместить в спальне родственника в общем доме, то есть - в  коллекции! Ладно, переплачу, сильно переплачу, зато и с художницей законтачу более предметно и подарок подарю и коллекцию пополню, заполнив в ней пробел отсутствия натюрмортов)). 

Но… помните я упомянул убогий багет? Не только дарить с тем багетом , но и размещать с ним картину в доме я не собирался. А хорошая рама на этот формат холста - это как минимум тысяч 10 рублей (и это цены Алушты, в Москве это было бы от 15). Тот же сиротский пластик стоил от силы 3. 

В общем, я решил попросить сделать уступку: без фанатизма и под благовидным предлогом (при этом я не назвал ей  сам цифр желаемой уступки, был бы согласен на любую). 

А видел я сумму «хорошей» скидки процентов 10. Ну ок, - 7 процентов. Ладно, даже 5 процентов… Бог с ним -  2 процента! Важна была не абсолютная величина, а сам факт, жест доброй воли навстречу,  так сказать, ведь при знакомстве я обрисовал ей свои принципы сотрудничества и подбора картин в коллекцию. 

ВАЖНО!

На самом деле - это совершенно нормально и в порядке вещей - торговаться при приобретении ЛЮБОГО произведения искусства, хоть на уличных вернисажах, хоть в «крутых» салонах! (даже аукционы бывают с отрицательным шагом!). Особенно, если покупаешь непосредственно у автора, а автор заинтересован в продаже. Да, автор может оценивать свою работу на вес золота, но рынок-то есть рынок и речь редко когда идет о настоящей «уникальности», за которую можно просить золотом…
А бывает так, что автор просто не хочет продавать любимую картину, намеренно ставит неадекватную рынку цену, тогда либо покупатель сам «рассосется», либо уж действительно автор получит хорошую компенсацию за расставание со  своим любимым «шедевром».

Честно, мне нужно было себя психологически  «утоптать» в «принятии» этой цены и уступка даже в тысячу рублей (тем более, что я предлагал компромисс - для автора это и не скидка даже, а просто продажа картины  без багета, который останется у неё для другой картины) полностью меня бы смирила с мыслью, что я сильно переплачиваю. 

Итак, я связался с ней в мессенджере и спросил, не продан ли интересующий меня натюрморт, а если нет, не изменилась ли его цена и продает ли она его с багетом или без, предложив символически снизить цену на стоимость багета и снять его.

Нет, всё осталось на местах - и натюрморт и ценник и даже багет)) - был смысл её ответа.

Сейчас я уверен, что это как раз тот случай, когда автор заламывает заведомо непроходную цену за «любимку», и мне бы сразу сказать: «нет, это - дорого» и распрощаться, однако я уже был готов наплевать на свой принцип ради свих же чаяний и уступить ей в ее требовании, но пока я собирался с духом написать ей «Ок»…,

… молодая тётенька опередила меня и надменно прочла  мне, взрослому дяденьке, буквально лекцию-ликбез как мне надо подходить к покупке ее картин и картин вообще.

-К сожалению, не могу уступить. Например, новый айфон стоит 100 000, и он через пару лет станет не актуальным и нужно будет покупать новый. А живопись останется с Вами на года и со временем станет только дороже. Мне только 30 и у меня большие амбиции в плане реализации себя как художника. В этом году я вступаю с Союз художников России, и после этого работы станут ещё дороже. Поэтому, пока эта замечательная картина стоит 50 , а не 70 я бы посоветовала Вам купить её. Багет я могу снять, но цена не изменится, а если 50000 руб. Вам  дорого, предлагаю купить красивый натюрморт 50х60 см за 15000 руб.» (и приложила его фото). 

«Не тянете натюрморт 80х80 по 50 тысяч ,  возьмите  этот, 50х60, по 15»
«Не тянете натюрморт 80х80 по 50 тысяч , возьмите этот, 50х60, по 15»
Вот это поворот!
Ценность искусства мерить в гаджетах?! - Без комментариев;
Картины с ГОДАМИ ДОРОЖАЮТ?! - Серьёзно?! Ну если это - уникальная картина и уникальный художник, то возможно, но как насчет «ширпотреба» и банального качества: если использован дешевый холст, подрамник, краски - это залог того, что с годами картина придет в негодность, потеряв в цене…;
Про «членство» я уже писал выше!

Напомню,  я уже был готов ей уступить!

Но от этих ее слов меня взяла оторопь из-за того, что сказанное было как минимум бестактно и граничило с хамством (это, конечно, лишь вопрос к воспитанию человека, а не к его талантам), но важно было другое: этот человек  вообще и ценность его творчества в частности, померкли в моих глазах навсегда. Как ни крути, картины заряжаются аурой, сутью художника как личности … Впрочем, это если говорить об истинных произведениях искусства, а не о ширпотребе, пусть и качественном, который всегда сродни сковородке из-под пресса. Пусть даже очень дорогой сковородке. 

А лично мне в коллекции ни шедевры с плохой аурой, ни «сковородки» не нужны )). 

ОБЪЕКТИВНО:

Думаю, никто также не будет платить за чужие «амбиции» , основанные на личной спеси, даже цену недорогой рамы… 

Поэтому, отказавшись от гораздо более дешевого натюрморта (очевидно, из линейки «эконом-класса»),  просто пожелал ей  дальнейших творческих успехов, сказав на прощание, что ее картины прекрасны, но купить я их не смогу. 

«Спасибо, что Вы мне это сказали (но я и так это знаю)», забила она окончательный гвоздь в меня, показав, что я - истинный материковый пижон и нефиг тут на селе выпендриваться, раз не смог купить у будущего члена союза художников ни «дорогую» картину, ни даже «дешевую»)). 

ВАЖНО:

Эту художницу , назову ее условно «Жанна», я искренне считаю умелым, добротным художником-ремесленником, пишущей хорошие картины, понятные всем и каждому, а весь этот рассказ - не про критику и обсуждение ее творчества (там и обсуждать-то нечего: незамысловато-хорошо-симпатично), а - в пояснение всех моих принципов и особенно того, что лучше покупать  понравившиеся  Вам картины с целью поддержать мастера,  приятного  Вам как человека, даже если Вы считаете, что немного переплатили. 
Зато холст будет светиться добром и позитивной аурой , что бы на нем изображено ни было. 
А самая прекрасная и дорогая картина будет Вам царапать сердце, если с ней связан негатив. 

И ещё штрих: моя жена, которая как раз не фанат моих философских картин (в отличие от сына), а ярый приверженец пейзажно-портретно-натюрмортной живописи, увидев фото этого натюрморта и даже не зная, сколько за него просит автор, равнодушно пожала плечами, сказав лишь «Мило», а узнав, что я хочу купить его в подарок, сказала «Нет».

Но, знаете, я сейчас очень благодарен «Жанне», что она во-время раскрылась во всей «красе» как хамовато-надменный человек, потому что, оставив попытки приобрести стандартный ширпотреб (еще раз: я не вкладываю в это слова ничего плохого!!) , за который она просила неадекватные масс-маркету деньги, я не оплатил амбиции человека, суть которого все равно бы вылезла со временем при общении.

ЭПИЛОГ.

А заказал я тогда на выделенный  бюджет портрет 80х100 см нашего любимца алабая Севы другому художнику, своему единомышленнику (хотя он и берет обычно дороже за работу такого масштаба и качества). 

О достоинствах картины, ее «ауре» и «бэкграунде», я публиковал статью на этом  канале. Кстати, этот художник, писал ее с большим энтузиазмом и симпатией  к этому псу,«чувствуя  запах шерсти, мокрой от соленой морской воды», как он сам сказал.

СУБЪЕКТИВНО:

Как по мне - вот это - искусство, вот это - живая картина с историей, вот это - настоящая уникальная живопись по приемлемой цене! 

Ну и напоследок, сравните эти две картины и решите для себя, какую бы Вы сами предпочли в аналогичных условиях и по одинаковой цене. 

Было бы очень интересно прочитать ваши мнения и комментарии, в том числе о том, разделяете ли Вы мои принципы при покупке картин или Вы их вообще не покупаете?)) 

Что было бы для Вас лучше? Пёс, которого ты знал еще трехмесячным щенком и который сейчас  виляет хвостом и прыгает, завидев тебя, как тушканчик весом 90 кг или обломанные  ветки дерева, пусть и красиво расставленные?
Что было бы для Вас лучше? Пёс, которого ты знал еще трехмесячным щенком и который сейчас виляет хвостом и прыгает, завидев тебя, как тушканчик весом 90 кг или обломанные ветки дерева, пусть и красиво расставленные?

P.S.

А теперь возвратитесь к акварели, размещенной на заставке этой статьи.

Так что это - ценный шедевр или бросовая мазня?

Конечно, это - не шедевр. Но и совсем не «мазня». Автор - даже не профессиональный художник и тем более - не член «союза», а 12-ти летняя девочка, ученица Ялтинской школы искусств Влада Терещенко, нарисовавшая этот этюд на июльском пленэре 2023 года у меня на даче.

Кстати, это и есть «портрет» моей мастерской, сравните его с фото на аватаре моего канала:

Аватар моего канала.
Аватар моего канала.

Но… Боже мой!!! Так смело и искренне, так наивно-неправильно, но уловив самую суть открывшегося перед ней вида с идущим кораблем и «летящим» ему навстречу домом (который мною задуман как стилизованный корабль), редко когда нарисует профессионал!
За этот рисунок я дал Владе символические несколько сотен «призовых» рублей, но он мне дорог наравне с холстами, за которые заплачены десятки тысяч.
И вот я предлагаю если и покупать, то покупать работы, которые представляются уникальными, искренними, душевными и дорогими лично Вам, а если это будет так, значит они - не ерунда и Вы не переплатили.
Влада Терещенко, 1991 гр. Акварель. Кстати, почти в самом начале видео «Ребенок в детстве должен быть художником, даже если он в будущем станет прокурором» - есть небольшое интервью с Владой, которое и дало название той публикации.
Влада Терещенко, 1991 гр. Акварель. Кстати, почти в самом начале видео «Ребенок в детстве должен быть художником, даже если он в будущем станет прокурором» - есть небольшое интервью с Владой, которое и дало название той публикации.

А вообще, не бойтесь творить сами! Художниками могут быть все и об этом я ещё напишу.