Найти в Дзене

Взгляните на неё, почувствуйте любовь!

—Я давно продаю её, но Вы первый, кто позвонил и сразу приехал, - сказал молодой человек лет 35-ти, к которому я примчался в бывший дачный поселок, а теперь - спальный район города, по объявлению о продаже мраморного барельефа молодой женщины, впуская меня в просторный и чистый деревянный дом, попросив натянуть бахилы. —Мастерская деда по плану реконструкции этой части Москвы подлежит сносу, я распродаю то, что некуда будет увезти, - уже, видимо, смирившийся с неизбежным, продолжал он, уводя меня к месту осмотра изваяния. — А кто был Ваш дед? - с неподдельным интересом насторожился я тем более, что всегда при покупке старинных вещей, будь то статуя, ваза или канделябр, я, как художник-символист и собиратель, сам стараюсь выяснить у продавца историю предмета. — Памятник Льву Толстому в Москве, близ его дома в Хамовниках, знаете? Так вот, его автор - Алексей Портянко - мой дед. Перед глазами у меня сразу возник памятник писателю, высеченный из каменной составной глыбы, ср

—Я давно продаю её, но Вы первый, кто позвонил и сразу приехал, - сказал молодой человек лет 35-ти, к которому я примчался в бывший дачный поселок, а теперь - спальный район города, по объявлению о продаже мраморного барельефа молодой женщины, впуская меня в просторный и чистый деревянный дом, попросив натянуть бахилы.

—Мастерская деда по плану реконструкции этой части Москвы подлежит сносу, я распродаю то, что некуда будет увезти, - уже, видимо, смирившийся с неизбежным, продолжал он, уводя меня к месту осмотра изваяния.

— А кто был Ваш дед? - с неподдельным интересом насторожился я тем более, что всегда при покупке старинных вещей, будь то статуя, ваза или канделябр, я, как художник-символист и собиратель, сам стараюсь выяснить у продавца историю предмета.

— Памятник Льву Толстому в Москве, близ его дома в Хамовниках, знаете? Так вот, его автор - Алексей Портянко - мой дед.

Перед глазами у меня сразу возник памятник писателю, высеченный из каменной составной глыбы, сравнимой по размеру с гром-камнем - постаментом памятника Петру Первому работы Фальконе (знаменитый «Медный всадник»).
Памятник Л.Н.Толстому в Москве. Скульптор А.Портянко, 1972 год.
Памятник Л.Н.Толстому в Москве. Скульптор А.Портянко, 1972 год.

— О как? И этот барельеф его работы?! - стараясь отвести глаза в сторону от собеседника, чтобы он не заметил в них нездоровый блеск, который бывает у коллекционера, поймавшего редкость по дешевке, и не повысил весьма скромную цену, что была им назначена за барельеф женской головы, спросил я.

— Честно, не знаю… я даже не знаю во сколько надо было оценить его. Мне кажется, что он никому не нужен: лежал в подполе, сколько себя помню, в пыли. Я предполагаю, что это - работа покойного отца, он тоже был скульптором. Может, знакомая какая близкая … А может и дед изваял любимую студентку, он ведь преподавал, … ну Вы меня понимаете. А я вот не продолжил династию… Так Вы берете его?

— Поможете обернуть? До машины я сам его донесу, - бережно взяв в руки кусок белого, но посеревшего от въевшейся грязи мрамора, чтобы оценить его вес, ответил я.

— Спасибо, что купили: думал, уже и не продам… Осторожнее - он весь в трещинах, предупредил внук прославленного скульптора на прощание и, проводив меня до ворот дома, бывшего много лет приютом вдохновения ваятелей и богемных посиделок, чем так славились мастерские скульпторов той эпохи и на месте которого скоро будет новый многоэтажный «человейник», запер за мной калитку.

Был октябрь 2022 года. А уже в конце марта года 23-го, вместе с целым набором вазонов из оникса, травертина, мраморных подставок, итальянской статуи купальщицы из белейшей «Каррары» и даже уникальной вазой из цельного куска родонита (необыкновенно красивый минерал, самоцвет, имеющий розово-пурпурный цвет с серо-черными прожилкам, образующими причудливые рисунки - им еще отделаны пилоны станции «Маяковская»), барельеф на частной фуре, шедшей через «новые территории», был привезен в Крым.

Еще на Подмосковной даче, куда я обычно свозил все «мраморА», предназначенные для «Терп-Ламбата», я пристально рассмотрел это изваяние.

Эти вазоны украсили бордюры около гортензий, а мраморная девушка стала частью композиции «Красавица и Чудовище» вместе с древним валуном причудливой формы у нас в саду.
Эти вазоны украсили бордюры около гортензий, а мраморная девушка стала частью композиции «Красавица и Чудовище» вместе с древним валуном причудливой формы у нас в саду.

Красавица и Чудовище.
Красавица и Чудовище.

«Античный уголок» с родонитовой вазой.
«Античный уголок» с родонитовой вазой.

Барельеф изображал молодую женщину с проработкой лица по классическим скульптурным канонам и, скорее всего , отсылал к античности, но было что-то неуловимое от эпохи 70-х годов прошлого века в этом изображении … возможно - в прическе, возможно - в вороте рубашки, что прикрывала бюст девушки. Я не знаю, я не историк моды…, но время учебы сына Алексея Портянко в институте - отца продавца барельефа, был как раз начало 70-х годов 20-го века.

Только что купленный барельеф и ещё даже не совсем распакованный, потому что оставлял его на зиму на подмосковной даче; но мне хотелось на него любоваться постоянно.
Только что купленный барельеф и ещё даже не совсем распакованный, потому что оставлял его на зиму на подмосковной даче; но мне хотелось на него любоваться постоянно.

Как бы то ни было, но в этой скульптуре женщины я увидел отражение мужчины… Вернее - отражение любви мужчины к женщине, запечатленную в мраморе… А это бесспорно говорило о таланте мастера.

Я буквально влюбился в этот барельеф, хотя в коллекции у нас есть куда более качественные скульптурные изваяния.

Недостатка женской красоты, запечатленной в мраморе, на даче «Терп-Ламбат» нет)).
Недостатка женской красоты, запечатленной в мраморе, на даче «Терп-Ламбат» нет)).

… К моему огромному сожалению, из-за того, что барельеф был неудачно мною поставлен на веранде под мастерской и не закреплен (я хотел им постоянно любоваться, пока не придумал , где именно его разместить), ураганным ветром его сдуло и он раскололся по тем самым трещинам. К счастью, лик не пострадал.

В Симферополе, в камнерезной мастерской, мне его отреставрировали и закрепили на плите темно-красного итальянского мрамора, на которой были выбиты мои стихи, пришедшие мне на ум при размышлении об истории любви, подробности которой никому не известны, но которая все-таки читается при взгляде на эту мраморную девушку из прошлого…

Незримо тут присутствует второй человек - скульптур, буквально растворившийся в мраморе.

Барельефу незнакомки.
Барельефу незнакомки.

Твой лик из мрамора и нежен и печален:

Возможно, скульптора ты пылкая любовь.

Прошли года, на небе - ты и твой ваятель,

Но волновать мужчин ты будешь вновь и вновь. 

Вот это, на мой взгляд, - настоящее искусство! И даже если автор этого барельефа ещё был студентом или просто молодым мастером, но он вдохнул в него не только вечную жизнь, но и вечную любовь, которая будет ощущаться даже другими людьми гораздо дольше, чем жили любившие друг друга девушка и скульптор.
Теперь наши художественные встречи  на веранде, подобные описанной в публикации по ссылке под этим фото, осенены историей любви, запечатленной в камне.
Теперь наши художественные встречи на веранде, подобные описанной в публикации по ссылке под этим фото, осенены историей любви, запечатленной в камне.
Как часто мы проходим мимо чего-то примелькавшегося нам, не обращая внимания и не думая об истории того или иного предмета и связанных с ним людьми! А может и у вас в подвале, на чердаке или во дворе валяется что-то аналогичное этому обработанному куску мрамора, в котором я увидел Любовь?

Интересно, это только моё, «мужское» восприятие описанного изображения? Что думают об этом женщины? А мужчины?