Найти в Дзене

Victor Fecit и Юдифь: как несколькими линиями показать то, что сделает «меньшинство» с «большинством», если победит.

Крым - действительно какое-то магическое место: здесь могут начать творить даже люди, не умевшие ромашку в школе нарисовать или двух слов связать, а уж у художников и литераторов творческий порыв вскипает как натрий в воде. Конечно, а как иначе, когда идёшь погулять осенним днём к морю, а там видишь подобное сочетание красок, дополненное запахами водорослей, камней и увядшей травы, как на этом фото: Или поедешь прокатиться по Романовской дороге в хмурый, ненастный и облачный зимний день, а оказывается, над облаками - тот самый небесный Рай, который нам обещают за праведность: Кстати, в конце статьи будут ещё подобные фото захватывающих крымских пейзажей и тем, кому основная тема статьи покажется сложной, компенсирую это красотами Тавриды. Считаю, что именно благодаря «Таврической магии», в старинном крымском посёлке близ горы-Волны, я наконец-то решил для себя загадку библейского предания об yбийствe слабой женщиной Юдифью сильного мужчины Олоферна и изобразил, как сказал мой
Оглавление

Крым - действительно какое-то магическое место: здесь могут начать творить даже люди, не умевшие ромашку в школе нарисовать или двух слов связать, а уж у художников и литераторов творческий порыв вскипает как натрий в воде.

Конечно, а как иначе, когда идёшь погулять осенним днём к морю, а там видишь подобное сочетание красок, дополненное запахами водорослей, камней и увядшей травы, как на этом фото:

Вид на гору Кастель с берега, носящего название  «Гранильня Головкинского»
Вид на гору Кастель с берега, носящего название «Гранильня Головкинского»

Или поедешь прокатиться по Романовской дороге в хмурый, ненастный и облачный зимний день, а оказывается, над облаками - тот самый небесный Рай, который нам обещают за праведность:

«Корона» Ай-Петри над золотыми  облаками, затянувшими всё побережье.  Ниже облаков - пасмурно и сыро. Вид со смотровой площадки «Красный камень». Тут от восторга многие мужики рожают, но - лишь картины)).
«Корона» Ай-Петри над золотыми облаками, затянувшими всё побережье. Ниже облаков - пасмурно и сыро. Вид со смотровой площадки «Красный камень». Тут от восторга многие мужики рожают, но - лишь картины)).
Кстати, в конце статьи будут ещё подобные фото захватывающих крымских пейзажей и тем, кому основная тема статьи покажется сложной, компенсирую это красотами Тавриды.

Считаю, что именно благодаря «Таврической магии», в старинном крымском посёлке близ горы-Волны, я наконец-то решил для себя загадку библейского предания об yбийствe слабой женщиной Юдифью сильного мужчины Олоферна и изобразил, как сказал мой сосед-художник Сергей Скляров (SKLYAR), в «нескольких линиях» эту тpaгедию, волнующую мыслящих людей и живописцев уже очень много веков.

Но я пошёл немного дальше, чем просто сделал свою версию: я подчеркнул неоднозначность, многосимвольность этой истории, создав диптих из двух картин совместно с Крымским художником AlexG, о котором и о том, как родилась эта идея, я писал в другой статье.

Если Вас заинтересовало то, как можно переосмыслить тему женского кoварствa и обмана ради благих целей ( а именно так обычно трактуется этот сюжет), очень прошу освежить в памяти предание о Юдифи и Олоферне самим в первоисточнике (Ветхий Завет), либо прочесть мое адаптированное изложение.

Юдифь и Олоферн в Ветхом Завете.

…В VII в. до н.э. ассирийский царь Навуходоносор решил наказать иудейский народ за непокорность (отказались они в своё время вoeвaть на его стороне с другими народами). 
Во главе войска карателей был поставлен грозный полководец Олоферн и первым на его пути оказался город-крепость Ветилуя, который был подвергнут его войском многодневной изнурительной осаде.
Как видите, воины древних царств, находившихся на территории современного Ирака, себя изображали крутыми парнями, которые, не тратя стрел, львов дyшили и рeзaли как кроликов. А тут на пути - какие-то набожные иудеи: даже стрелять не будем, возьмём измором.
Как видите, воины древних царств, находившихся на территории современного Ирака, себя изображали крутыми парнями, которые, не тратя стрел, львов дyшили и рeзaли как кроликов. А тут на пути - какие-то набожные иудеи: даже стрелять не будем, возьмём измором.
В предании особое внимание уделялось божественному провидению, которое должно было чудесным образом спасти население города, обратив врага в бегство, для чего было нужно лишь усердно молиться о спасении, ничего больше особо не делая.
Однако, горожане, в какой-то момент заподозрив, что вода и еда у них закончатся раньше, чем на них снизойдёт божественное спасение и тогда враг возьмет их обессиленными и растерзает, дрогнули и решили просить своих старейшин наплевать  на духовные скрепы, договориться с неприятелями по расчёту и сдать город на милость врага.
Народ и их правители (конечно, же - сильные мужчины) уже почти пришли к консенсусу насчёт грехопадения ради жизни, еды и воды, но тут молодая и прекрасная (и богатая, кстати) вдова по имени Юдифь, отличавшаяся особой набожностью и благочестием, решила не допустить морального разложения своих соплеменников и, попросив всех потерпеть ещё несколько дней, отправилась в стан ассирийцев с целью yбить их военачальника своими нежными и слабыми руками.
Ассирийские вoины (современная реконструкция, рисунок из интернета).
Ассирийские вoины (современная реконструкция, рисунок из интернета).
 Введя в заблуждение охрану вражеского лагеря о цели своего визита к ним (напомню, Юдифь была невероятно красива, к тому же намылась-надушилась-накрасилась, да ещё и надела самые лучшие наряды, что способствовало размягчению мозга мужиков от одного только процесса ее созерцания и обоняния), она несколько дней подряд приходила к Олоферну, прикидываясь спасающейся от излишней упёртости своих соплеменников и страдающей без мужской ласки вдовой, суля выдать секрет того, как быстро и легко взять город.
Она планомерно туманила его разум и своими сказками, и, главное, - своим женским обаянием и прелестями, намекая, что отдаст Олоферну свою любовь, тело, нежность и страсть. В общем, суровый воин полностью раскис и, будучи опьянен на обильной пирушке, толи предвкушая первую ночь любви, толи уже после нескольких таковых, был этой прекрасной представительницей богоизбранного народа oбезглaвлен мечoм чуть ли не одним ударом. Его голова, завернутая в покрывало, была доставлена yбивицей в город, вывешена на стену, неприятель был в смятении и бежал сам, отдав на разграбление ветилуйцам свой богатый лагерь. 
Юдифь показывает голову Олоферна своим соплеменникам. Мускулистая, однако,  дамочка… Гравюра Доре, 19-й век.
Юдифь показывает голову Олоферна своим соплеменникам. Мускулистая, однако, дамочка… Гравюра Доре, 19-й век.
По итогу, иудеи не предали своего Бога, спасли своё благочестие, свои жизни и свой город, да ещё и в качестве бонуса обильно поживились вражеским имуществом (на то, что Юдифь пожертвовала своей нравственностью по всем статьям, то есть - солгала, прелюбодействовала, убила - все закрыли глаза: ведь она это сделала ради благого дела, да и в результате, спасение-то пришло и кто скажет, что это случилось не благодаря молитвам ?!!).  
В общем, немного цинично, без ветхозаветного пафоса, но я изложил суть предания о праведной, красивой, слабой ЖЕНЩИНЕ, которая совершила кровавый, но героический поступок, прежде всего за счёт силы духа (правда, чтобы отсечь тяжёлым мечом гoловy мощному МУЖИКУ, надо было не только уметь крестиком вышивать, но это - детали) .

Далее прошу ознакомиться с эволюцией восприятия этого предания в обществе.

Юдифь и Олоферн в искусстве и философии до недавнего времени.

Сюжет этот был весьма популярен в социуме, а значит, и в искусстве, на протяжении многих веков. Конечно, прежде всего, упор делался на праведность и геройство Юдифи и картины времён Ренессанса и более поздних периодов именно это отражают, хотя и достаточно крoвoжадно-натуралистично: ниже даны несколько примеров того, как видели этот сюжет художники со времён эпохи Возрождения почти до самого начала распутного 20-го века, когда стали пересматриваться нормы морали. 

«Юдифи» слева направо: Аллори, 1580 год, Караваджо , 1599 год, Джентилески 1613 год (кстати, последний упомянутый художник - женщина и Вы приблизьте картинку и рассмотрите  выражение лица ее Юдифи: честно, даже меня как мужчину, аж жуть берет: так деловито свежуют только баранов, а людей, наверное, - только мaньяки-психопаты…).
«Юдифи» слева направо: Аллори, 1580 год, Караваджо , 1599 год, Джентилески 1613 год (кстати, последний упомянутый художник - женщина и Вы приблизьте картинку и рассмотрите выражение лица ее Юдифи: честно, даже меня как мужчину, аж жуть берет: так деловито свежуют только баранов, а людей, наверное, - только мaньяки-психопаты…).

20-й же век несколько переосмыслил древний сюжет и стала подчёркиваться эротическая составляющая, когда женщина, благодаря своим прелестям, добивается своей цели: в данном случае - благородно-героической, yбив врага.

«Юдифь» 1909 года Густава Климта слева  и «Юдифь» , Франса фон Штука, 1927 год.
«Юдифь» 1909 года Густава Климта слева и «Юдифь» , Франса фон Штука, 1927 год.

Лично меня больше всего потрясло ещё в детстве полотно Джорджоне (слева на следующем коллаже). Контраст Божественного свечения эталона женственности с брутальным орудием yбийствa в руках и жуткой oтрyбленной головой мужчины, попираемой босой женский ногой, буквально перепахал мою детскую душу.

Справа - первая «Юдифь» Густава Климта, написанная им в 1901 году (20-й век, как я уже сказал выше, расставил свои акценты в древнем сюжете и благочестивая женщина, во благо народа преодолевшая свою сущность матери-дающей-жизнь и совершившая убийство, стала уже стервой-соблазнительницей, буквально руками оторвавшей голову мужику с той же целью). 

Высокий героизм целомудренной женщины-убийцы слева и героическое торжество сексуальных чар женщины-убийца справа.
Высокий героизм целомудренной женщины-убийцы слева и героическое торжество сексуальных чар женщины-убийца справа.

 Особо пристально прошу сравнить Климтовский вариант с Джорджониевым, тем более, что следом Вам предстоит сравнить два совсем свежих варианта «Юдифи и Олоферна» от меня и от крымского художника Александра Гольмакова (AlexG) и решить самим, чего же в этой древней истории больше: праведности или греха, добродетели или вероломства, скрытых в человеке сущностях: в мужчине - женского, а в женщине - мужского, или это можно рассмотреть как символ, аллегорию того, к чему может привести диктат «меньшинства», подчинившего себе «большинство», о чем я расскажу дальше.

Юдифь и Олоферн от AlexG и Victor Fecit

Как родилась «Юдифь» от AlexG (а он по факту писал ее 30 лет - от наброска до холста) и какие смыслы он в неё вложил, я в целом рассказал в уже упомянутой выше статье на моем канале, здесь повторяться не буду.

Юдифь. AlexG. Холст, масло, 600х600
Юдифь. AlexG. Холст, масло, 600х600
Сейчас же я напишу про свою трактовку, объяснив смысл заголовка настоящей публикации и описав историю создания своей картины.

Мне первом делом увиделся образ «инь-янь», образ «взаимопроникновения мужского и женского», который я трактовал как наложенные друг на друга два треугольника: стоящего на вершине - символ женского начала (образ лона) и стоящего на основании - символа мужского начала (образ фаллоса); при этом они образуют шестиконечную звезду - символ иудаизма, что будет являться отсылом к библейскому преданию. А чтобы была ассоциация с «телом», треугольники я сделал объёмными, то есть - пирамидами, при этом визуально две сущности как бы вошли одна в другую и вершина «мужской» пирамиды отсечена и лежит на основании пирамиды «женской». Последнее также символично трактует то, что мужчина (Олоферн) обезглавлен женщиной (Юдифью).

Этап создания моей версии «Юдифи».
Этап создания моей версии «Юдифи».

Можно было всё это начать писать с «нуля», но я решил здесь тоже всё сделать символично: взяв за основу уже готовую картину, переделать ее и тем самым - «yбить» одно, создав на его «основе» другое.

У меня была картина «Соитие». В общем, несколько провокационный холст:
Соитие. Вагина и Фаллос.  Victor Fecit. Холст, масло, поталь, 600х600. 2021 год. Картина, ставшая «донором» для «Юдифи».
Соитие. Вагина и Фаллос. Victor Fecit. Холст, масло, поталь, 600х600. 2021 год. Картина, ставшая «донором» для «Юдифи».
и именно его я решил переделать в свой вариант «Юдифи». В этом также есть дополнительная аллегория: мужской символ на картине преображается в женский, хотя сама картина и остаётся в основе прежней, но теперь она олицетворяет библейскую историю Юдифи, а именно то, как слабая женщина совершила сильный мужской поступок, а сильный мужчина расслабился как женщина, тем самым дав погубить себя.
Этап преобразования одной картины в другую. Как видите, был даже образ покрывала с бахромой…
Этап преобразования одной картины в другую. Как видите, был даже образ покрывала с бахромой…
И вот - итог, картина «Подавление обманом: Юдифь и Олоферн»:
«Подавление обманом: Юдифь и Олоферн». Victor Fecit. Холст, масло, золотая, серебряная и медная поталь. 600х600
«Подавление обманом: Юдифь и Олоферн». Victor Fecit. Холст, масло, золотая, серебряная и медная поталь. 600х600
Моя «Юдифь» - это, как обычно, картина в стихах:

Теряет разум ассирийский воин,

Обнявши дивной красоты Юдифь.

А после страсти, спя спокойно,

Он головы лишён, поверив ей в любви.

 Но главный смысл всех этих символов, метаморфоз и аллегорий, заложенных мною в данный сюжет, следущий:

Женщина обычно олицетворяет слабость, мужчина - силу.
Я ставлю знаки равенства между понятиями «слабость» и «меньшинство», между понятиями «сила» и «большинство».
Последнее «подмято» и «yбитo» первым:
слабое (меньшинство), применив хитрость, победило, уничтожило сильное (большинство), чтобы самому стать сильным, то есть - большинством…
Вам не напоминает это происходящий в мире процесс подавления маргиналами (сатанистами, транссексуалами итп) традиционных ценностей?
Хорошо читаемый женский атрибут в виде туфельки с каблучком, одновременно является и острым мечом, отрубающим голову и неким давящим предметом, схожим с … «утюгом».
Я также заложил сюда ещё одну ассоциацию, передающую суть сюжета: РАСТОПТАТЬ.

Сложно и запутано?)) Да, символизм в искусстве - вещь непростая: это не пейзаж с натюрмортом при всём моём уважении и восторженном отношении к этим видам живописи, призванным дарить радостные и положительные эмоции, символистские полотна надо уметь читать, обладая знаниями.

Искусство - это не только «красиво», искусство - это и мысли и размышления, порою грустные, а мой с Александром диптих это утверждает.

«Юдифи» от AlexG и Victor Fecit, 21-й век.
«Юдифи» от AlexG и Victor Fecit, 21-й век.
Фрагменты картин. Голова Олоферна, которую держит Юдифь в интерпретации AlexG и Victor Fecit.
Фрагменты картин. Голова Олоферна, которую держит Юдифь в интерпретации AlexG и Victor Fecit.
Я намеренно не стал «расшифровывать» все символы, что изображены на каждой из картин: кому это не интересно вообще, он уже давно закрыл публикацию и даже отписался)), а кому интересно - либо сам домыслит, либо, как я уже сказал, задаст вопросы и можно будет сравнить мнения, что гораздо более интересно!
Весьма интересно Ваше личное толкование легенде о Юдифи, а также - согласны ли Вы с нашими с Александром трактовками?

А чтобы смягчить немного грустный сюжет, размещаю несколько фотографий нашего Крыма, который магически прекрасен в любое время года:

Вид на Аю-Даг (скрыт под облаками) из района Беседки ветров, 3-е января 2023 года.
Вид на Аю-Даг (скрыт под облаками) из района Беседки ветров, 3-е января 2023 года.
Бухта Ласпи 2-го января 2023 года
Бухта Ласпи 2-го января 2023 года
Олива, которой 1300 лет, из Израиля. Оползневое
Олива, которой 1300 лет, из Израиля. Оползневое
Гурзуф.
Гурзуф.
Шоссе близ Алушты осенью
Шоссе близ Алушты осенью
Скульптурная композиция Робина Уайта в «Винном парке». Оползневоех
Скульптурная композиция Робина Уайта в «Винном парке». Оползневоех
Над посёлком Утес
Над посёлком Утес
Кастель, вид из Малого Маяка
Кастель, вид из Малого Маяка
Балаклава
Балаклава
Вид на Демерджи в образе «Белой скалы».
Вид на Демерджи в образе «Белой скалы».
Шторм у Санта-Барбары
Шторм у Санта-Барбары
Лентикулярные облака над Аю-Дагом
Лентикулярные облака над Аю-Дагом
Закат. Вид с Демерджи
Закат. Вид с Демерджи
Палатка «дикаря» над морем близ Карасана, раннее летнее утро, июль 2023 года.
Палатка «дикаря» над морем близ Карасана, раннее летнее утро, июль 2023 года.
Вид на Георгиевский монастырь близ мыса Фиолент
Вид на Георгиевский монастырь близ мыса Фиолент
Античная крепость Кутлак под Новым Светом
Античная крепость Кутлак под Новым Светом
Виноградники близ посёлка Лазурное осенью.
Виноградники близ посёлка Лазурное осенью.
Думаю, этими фото я не только порадовал читателей, но лишний раз показал, почему в Крыму хочется творить и в голову приходят нестандартные мысли, позволяющие переосмысливать не только древние сюжеты, но и современные события)).
Также эти фото в этой статье - аллегория того, что если в одном месте - рай и красота, в другом - кто-то страдает и когда всё в жизни плохо, надо думать о том, что рай есть и всё будет обязательно хорошо
(Хммм, а ведь отличная идея для моей новой символистской картины, но «я подумаю об этом завтра» 😉)!

С уважением, Ваш Виктор.

#художник #живопись #поэзия #victor_fecit #гольмаков #alexG #крым #искусство #современное_искусство #символизм #картина_в_стихах #скляров #sklyar #малый_маяк #сюрреализм