Елена услышала телефонный звонок, взглянула на экран и прочитала
"Людмила Сергеевна". Тут же отклонила и отбросила трубку.
- Как же мать надоела со своим вечным нытьём! Погоди-ка, а ведь завтра у неё день рождения. Наверняка хотела пригласить меня.
Только с недавних пор Елена вычеркнула маму из своей жизни, и теперь знаться с ней не желала. Мало того, уже давно она не "мама", как раньше, а "Людмила Сергеевна". Конечно, родственники и соседи осудили Елену, но ведь она права и на 69-летие матери не сжалится и останется при своём мнении. А как иначе, если Леночка с самого детства чувствовала несправедливость родителей? Старшему брату Мише всё: машинки, кубики, а ей куклу купили и забыли.
На самом деле папа с мамой относились одинаково к сыну и дочке, только Лена хотела очень много. Игрушек, платьев, бантиков. Она просила, а ей отказывали.
- Подожди папиной зарплаты, - объясняла родительница. - А сейчас нам важнее крупа, хлеб, молоко.
- А мне это не надо! - упрямилась Лена.
- Но ты ведь не одна в семье, надо учитывать интересы всех.
Лена обижалась. Чем старше становилась, тем больше поводов злиться на родителей.
Брат Миша поступил в институт, а Лена училась в шестом классе. Именно тогда она впервые обратила внимание, что в классе есть мальчики. Разумеется, мальчики и девочки учились вместе с семи лет. Лена не воспринимала их как отдельных, неизвестных и загадочных. А теперь ей понравился Вася, и она старательно обращала на него внимание. Просила почитать книгу, на что он отвечал.
- Возьми в библиотеке.
Попросила у матери деньги на новые воротнички и банты. И опять помешал Миша, хотя он даже не догадывался об этом.
- Нам придётся умерить свои аппетиты. - объясняла родительница. - Мы посылаем Мише часть своей зарплаты каждый месяц на питание и одежду. Ведь он же студент, да ещё далеко от дома. А мы здесь не особо нуждаемся.
Лена опять обиделась. Мише всё, а ей ничего. И Вася не обращал внимания как ни старайся.
Миша сдал зимнюю сессию и приехал на каникулы. Он заметно повзрослел и показался Лене чужим. Родители смотрели на сына с восхищением и гордостью и расспрашивали его о студенческой жизни. Лена завидовала и уже тогда решила.
"Закончу десятый класс, тоже стану студенткой".
Именно благодаря такой цели она подтянулась в учёбе и даже перестала обращать внимание на Васю.
А через два года на школьной дискотеке заметно подросший Вася пригласил Лену танцевать. Они двигались медленно и молчали, и Лена очень стеснялась своей неуклюжести. И всё-таки волнение не унималось весь вечер. При воспоминании об этих счастливых мгновениях Елена улыбнулась. А потом Вася проводил её до дома, и с тех пор они дружили. Вместе поехали поступать в институт, готовились к экзаменам, сдавали сессии. Поженились.
Сейчас обоим по 41 году, а любовь не иссякла. Только детей нет. Сколько Лена перестрадала известно только ей. Надеялась на чудо, но оно обошло стороной. Вася всячески успокаивал жену. Но все даже самые жгучие желания живут до определённого возраста. Так и мечта о рождении малыша испарилась и больше не причиняла боли. И по-прежнему злило одно. Миша получил диплом и женился, и у них с Оксаной сразу родилась дочка. Вот ведь несправедливость судьбы! Всё лучшее старшему брату, а Леночке даже крошек не осталось.
Лена автоматически переносила свою неприязнь к Мише на его жену Оксану. Она высмеивала причёску и платье невестки.
- Никакого вкуса! Всё разноцветное, аляповатое. А хозяйка из неё вообще никудышная.
На день рождения Людмилы Сергеевны приехали сын с семьёй. Невестка Оксана с внучкой Снежаной накрыли стол. Все поздравили бабушку и пожелали долгих лет жизни. Людмила Сергеевна улыбалась и каждую минуту надеялась на появление дочки Лены с зятем Василием. Напрасно! Поздравительного звонка мать тоже не дождалась.
Гости разъехались, а Людмила Сергеевна терзалась.
- Что я сделала не так? Где допустила ошибку? Ведь мы с мужем одинаково воспитывали сына и дочку. Только Миша общается со мною, а Лена игнорирует.
А ещё вспомнился муж. Оставил её одну, покинул этот мир. А как хорошо всё начиналось!
Пятьдесят лет назад Люда познакомилась с Николаем. Весёлый парень очаровал её. Они гуляли по посёлку и находили разные темы для разговоров. Сейчас уже и не вспомнишь, а тогда всё виделось в радужном свете. Коля представлялся лучшим кавалером.
- В те времена долго не дружили, - сокрушалась Людмила Сергеевна. - Это сейчас живут по десять лет, а расписаться не решаются. А Николай после двух месяцев встреч сделал предложение.
Людмила Сергеевна не удержалась и достала семейный альбом. Вот она в белом платье и фате, а рядом Коля в строгом чёрном костюме. Они влюбились и создали семью. Жили в отдельной комнате рабочего общежития, и Люда готовила ужины на общей кухне. Это своеобразное место сплачивало всех женщин. Бурно обсуждали новости на заводе, своих мужей и детей, бесплатно сыпали советами. А втайне все мечтали об одном - скорее получить квартиру и уехать в отдельное жильё. У Николая с Людмилой родились уже двое детей, а они всё ютились в 19 метрах. Как помещались, сейчас просто диву даёшься. А тогда даже не задумывались о тесноте и неудобствах. Николай соорудил детям двухъярусную кровать, а сами родители отделились ситцевой занавеской. Людмила привыкла делать шаг и натыкаться на стол или стул. Вечером детей выгоняли в коридор, чтобы не мешали, и они носились там огромной ватагой. Леночке исполнилось пять лет, и тогда семья получила собственное жильё. Скромная двухкомнатная квартира показалась дворцом после тесной комнатки в общежитии.
Людмила Сергеевна листала альбом. Теперь в основном появлялись фотографии детей - детсад, школа. Сколько времени прошло, целая жизнь! А вспоминается как одно мгновение. Усталая Людмила Сергеевна закрыла альбом и отправилась спать.
Продолжение.