Возможно ли освоить вокальную технику, занимаясь раз в неделю? Почему в музыкальной школе говорят заниматься каждый день, а урок сольфеджио только раз в неделю? Отвечаю.
Сразу скажу, что чем старше ученик, тем возможность усвоить много новой информации (даже простой) в целом ниже. Даже младшие школьники в большинстве случаев более "реактивны" по скорости и качеству личного результата, чем старшеклассники. Бывают исключения, которые завязаны на индивидуальные особенности и исключительную мотивацию, но это - редкость. Именно по этой причине любые базовые навыки, а музыкальные особенно, легче осваивать в более ином возрасте.
В чем сложность любых музыкальных занятий?
Любые музыкальные навыки связанны не только с координацией слуха, но и с координацией всего организма: это и умение управлять своим вниманием, концентрацией, координацией слуха и голоса, чувством ритма и движения, музыкальной памятью, логическим мышлением, и многое другое. Сложность в том, чтобы делать несколько скоординированных действий быстро, а иногда - параллельно. Именно поэтому нейропсихологи часто говорят о том, что умение играть на инструменте и в целом музыкальные занятия не просто развивают, а помогают выстроить новые нейронные связи, что улучшает вообще качество жизни. И именно по этой же причине не все так просто и сразу получается в музыке. Хорошая новость в том, что любое необходимое действие - простое (в зависимости от индивидуальных особенностей), но количество этих действий велико, иногда необходимо быстро переключаться. Задача педагога, условно, - разбить сложное действие на простые; отработав простые - собрать все в готовый результат.
СОЛЬФЕДЖИО
Сольфеджио доступно каждому, утверждаю на 100%. Нужна элементарная усидчивость и простое желание. В большинстве школ преподается один раз в неделю с обязательными домашними работами. Для большинства людей сольфеджио представляет сложность только лишь потому, что тут нужно подумать и что-то сделать. Не получиться "просто взять талантом", угадать и т.д. Некоторые педагоги сравнивают сольфеджио с математикой, по той же причине (надо подумать и что-то сделать). Однако не только логикам легко. Сольфеджио - это не только про "сообразить", но также - это про "дирижировать", "спеть акапельно", "написать на слух", "сыграть от любой ноты", "подобрать", "сочинить" и многое многое другое...
За более чем 10 лет работы мне не встречалось ни одного человека, у которого были бы "непроходимые" сложности с сольфеджио!
Более того скажу, что у каждого есть свои более сильные стороны. Например, кто то хорошо угадывает на слух, кто-то быстро соображает, у кого-то высокая креативность и т.д. Это редкость, когда встречается ученик, который одинаково хорошо слышит и соображает, но и такое бывает. Эти люди обычно с легкостью учатся любой музыкальной специальности.
Если вы понимаете честно, что нет времени на домашнюю работу - занимайтесь два раза в неделю. Можно сократить время урока, но не количество занятий. Так, вы сможете продвигаться в знании.
ИНСТРУМЕНТ/ВОКАЛ
Любой инструмент (даже голосовой аппарат) для основательного освоения требует мышечную память, поэтому здесь как на физ. культуре: минимум два раза нужно заниматься и запоминать на уровне координации все, что дается педагогом. Знания и умения должны переходить в конкретные навыки.
Навык - это закрепленное до автоматизма умение
Заметьте, я не сказала сколько должно длиться занятие! Все верно! Необходимо садиться за занятия ЧАЩЕ, нежели "дольше".
Два раза - это минимум, скажет вам любой педагог. С целью экономии я иногда предлагаю заниматься один раз, но с железной договоренностью заниматься еще раз самостоятельно и выполнять все задания. Иначе прогресс будет ничтожным.
Почему преподаватели говорят, "нужно заниматься каждый день"?
Речь идет не о том, что бы вы, или ваш ребенок, сидели каждый день по часу за занятиями, а о том, что лучше каждый день один-два раза повторить материал, чем сесть один раз на час, или два, и "умирать".
Выражение "Капля камень точит" должно стать любимым на пути освоения музыки.
Я не зря вспомнила про физ. культуру. Мышечной памяти и умения скоординировать разные действия - этого на много больше в вокале, или занятии инструментом, чем может показаться в начале. По этой же причине очень важно нормально высыпаться, питаться, соблюдать режим и просто следить за здоровьем для того, чтобы уроки проходили успешно. Так как процесс энергозатратный, необходимо, чтобы была моральная компенсация в виде восхищенных зрителей, любой фиксации результатов, да и просто удовлетворения процессом. Я часто прошу записывать учеников фрагменты урока на диктофон или камеру.