1522-1524 годы
Османская империя и Европа
20 декабря 1522 года после шестимесячной осады турецкими войсками капитулировала Родосская крепость. По соглашению с турками рыцари Госпитальеры и местные жители (кто желал из христиан) покидали Родос. Остров полностью переходил под власть турецкого султана. Пал последний оплот христиан в Восточном Средиземноморье.
1 января 1523 года защитники Родоса и греки из жителей города на трёх галерах и 30-ти более мелких судов отбыли в Италию.
Падение Родоса потрясло римского папу Адриана VI (понтификат в 1522-1523 гг.). По согласованию с императором Карлом, правителем Священной Римской империи германкой нации и королём Испании (правил в 1519-1556 гг.) на основании папской буллы для организации отпора туркам начинается сбор денежных средств. Этот сбор подтвердил новый папа Климент VII (понтификат в 1523-1534 гг.), сменивший летом 1523 года умершего Адриана на римском престоле. Папа Климент долгие годы был рыцарем ордена госпитальеров и знал, как опасны турки, не понаслышке.
К тому же турки успели захватить часть Венгрии и штурмом взяли город Вейсенбург.
В землях Священной Римской империи каждый христианин должен был платить на борьбу с турецкой опасностью следующие суммы:
Духовные лица
- епископ платил 5 флоринов;
- аббат и приор под митрой - 4 флорина;
- прочие прелаты –3 флорина;
- приходской священник, владеющий имуществом на сто талантов, – 1 флорин;
- аббатиса, каноник, доктор –2 гроша;
- монах и монахиня –10 денариев.
Светские лица платили в фонд на борьбу с турками:
- граф – 4 флорина;
- барон – 3 таланта;
- дворянин, викарий, бюргер, владеющий имуществом на сто талантов, – 1 флорин;
- крестьянин, слуга, служанка – талант крестовых монет;
- наемник и наемница –10 денариев;
- все крепостные – 4 денария.
Таким образом, получалось, что от духовенства, прелатов, а также от бедных и мирян требовалось дать третью часть всех годовых доходов для борьбы с турками.
Естественно, что часть населения взвыло от такого побора. И застрельщиком этого возмущения стал епископ города Пассау, администратор герцога Баварии**. Он отправил гонца спросить папу по поводу этого дела и напомнил о церковном иммунитете. Разгневанный Климент приказал под угрозой приговора об отлучении собирать деньги ради защиты католической веры. Но епископ Пассау, «как добрый пастырь» (реплика источника), тянул время, ожидая, когда легат папы прибудет в Нюрнберг, где было собрание князей, и того, какое решение князья империи примут о сборе денег на борьбу с турками. У епископа Пассау нашлись последователи. К тому же в Нюрнберге подняли голову лютеране, что заставило съезд князей перебраться из Нюрнберга в Регенсбург, и вопрос о сборе денег для борьбы с турками тихо замяли.
Результат. В 1526 году трёхсоттысячная армия турок завоевала Венгрию. Турки вышли к границам Германии, в частности, к Баварии.
Беженцы с Родоса 7 лет скитались по землям Европы, никому не нужные, пока папа Климент не убедил императора Карла отдать им для поселения остров Мальту. Здесь орден Госпитальеров или Иоаннитов был переименован в Мальтийский орден, рыцари которого взяли на себя миссию борьбы с пиратами Алжира и Османами по всему Средиземноморью.
Собственно Европа во все времена была лоскутным одеялом, скроенным как попало и из чего попало. Угроза турецкого нашествия не сильно беспокоила даже южногерманские земли, не говоря уже о севере. Франция зачастую выступала даже в качестве союзника османов. Свои проблемы для европейцев традиционно важнее и насущнее. Оно и сейчас так, а риторика политических лидеров - то такое.
* Завоевание Франциском I Милана в 1524 году во время его итальянского похода 1524—1525 годов побудило папу выйти из союза с немцами и испанцами и вступить в союз с другими итальянскими князьями, в том числе Венецианской республикой, и Францией в январе 1525 года. Этот договор оформил окончательное присоединение к Папской области Пармы и Пьяченцы, закрепило господство Медичи во Флоренции и возможность свободного прохода французских войск в Неаполь. Этот успех папской политики вскоре сменился разочарованием. Через месяц Франциск I был разгромлен и пленён в битве при Павии, и Климент VII вернулся к своим прежним договоренностям с императором Карлом V, подписав союз с вице-королём Неаполя.
Однако когда Франциск I был освобождён после заключения Мадридского договора (1526), папа вновь сменил вектор политики: он вошёл в Коньякскую лигу с Францией, Венецией и Франческо Сфорца Миланским. Климент VII сделал выпад против Карла V, который в ответ назвал его «волком» вместо «пастуха» и пригрозил переходом в лютеранство.
** Будучи администратором Пассау, Эрнест выступал против последователей Мартина Лютера и против анабаптистов. В 1522 году он участвовал в провинциальном синоде в Мюльдорфе-на-Инне, а в 1527 году принял участие в конференции в Зальцбурге. В 1524 году он присоединился к союзу между южногерманскими епископами, герцогами Баварии и эрцгерцогом Фердинандом, чтобы обеспечить соблюдение Вормского эдикта. По его наущению реформатор Леонард Кайзер был передан светским властям в 1527 году и сожжен на костре в Шердинге, тогда входившем в состав округа Бургхаузен. В 1532 году Эрнест присутствовал на императорском сейме в Аугсбурге и в 1532 году в Регенсбурге.
В качестве предпринимателя Эрнест участвовал в работе чешских рудников и торговал драгоценными металлами. Он осуществлял сделки с Веной, Прагой, Лейпцигом и Антверпеном, поддерживал тесные связи с южногерманскими торговыми городами.
(Источник: Мелькские анналы)