В творческой жизни некоторых коллективов случается так, что судьба им даёт один хит, который позже группу обесмертит, но сделает музыкантов заложниками одного хита. Не важно, насколько удачен этот хит, но не каждый музыкант смиряется с таким положением вещей: иногда целые десятилетия тщетных попыток перескакать самих себя приводят к плачевному результату. В принципе, вы и сами вспомните десятки таких исполнителей, у кого за плечами полвеками деятельности, но помнят и любят их за одну песню, выпущенную в начале карьеры. К сожалению, c`est la vie, иногда это случается.
Была ли венгерская рок-группа заложником одной своей хитовой песни?
В обширной рок-сцене 1960-1970 -хх в Венгрии было несколько видимых хедлайнеров, гордо носивших знамя мадьярского рока. Omega были одними из таких. Буквально с моментов зарождения в Венгрии рок-движения, они были лидерами сцены на протяжении почти всей своей активной творческой деятельности. Начал от исполнения биг-бита, они прошли всю эволюцию рок-музыки, оказавшись в авангарде прог-рока, хард-рока, спейс-рока, затем новой волны и поп-рока. Насколько это было вторично - оставим на суд критиков. Факт остаётся фактом: для Венгрии Omega - демиурги рок-сцены, а их популярность и влияние на Западе и в соцстранах сравнима с популярностью самых маститых английских рок-динозавров.
Удачное начало карьеры, когда в 1968-м году их заприметил английский менеджер по имени Джон Мартин, способствовало карьерному росту коллектива. В тот же год, параллельно с выходом в Венгрии их полноформатного дебютника, на Decca выйдет своего рода английский вариант этой пластинки, где все песни будут исполнены на английском. А пластинка будет названа Red Star From Hungary. Видимо, в то время всё, что выходило из под пера музыкантов из стран соцлагеря, воспринималось, как "красное".
Группа готовилась к выезду в Англию для записи и второго альбома, однако этого не случилось, и в 1969-м году вышла пластинка 10000 Lepes ("10000 шагов"), на которой команда показала блестящий песенный материал. Главным автором песен в группе был клавишник Габор Прессер, выдававший на гору материала, способный отлично себя чувствовать и в психоделическом хард-роке (Tekozlo Fuik), и в авангардном звуковом перформансе (Kerkeskezu Favagok), и в психо-поп шлягерах (Udvari Bolond Kenyere). Были на пластинке и шуточные буги-вуги номера (1958 Boogie Woogie Klubban), и хард-блюзовые песни с соло на органе поверх вокализа (Felbeszakadt Koncert). Надо признать, что альбом и правда получился отличным, отвечал духу времени и тогдашней моде на что-то прогрессивное. Думаю, это могло бы легко подойти под определение "прото-прогрессив" рок.
Но главным номером на пластинке была вторая композиция на первой стороне - Gyongyhaju Lany, баллада с звенящим гитарным мотивом, остраненным эхо вокалом и запоминающимся припевом. Стихи написала главный поэт-песенник группы Анна Адамиш, сюжет был построен на истории о девушке с жемчугом в волосах, пришедшей спасти человечество, когда тьма опустилась на землю. Почти Lady In Black, тоже девушка-с прической, пришедшая в момент тяжелой жизненной обстановки главного героя.
Прессер, сочиняя эту песню, понимал, что получается почти шлягер. Поэтому помимо того, что была записана аутентичная венгерская версия песни, музыканты записали еще и англоязычный вариант. Потом, когда сменится состав, и Прессер с барабанщиком Йозефом Лауксом уйдут и образуют Locomotiv GT, обновленная Omega сделает еще и немецкоязычную версию, но по аранжировке она будет отличаться, появится больше синтезаторов.
Уход Прессера, конечно, очень появлияет на дальнейшую карьеру "Омеги". Не сказать, что они стали хуже, а успех их больше никогда не будет впечатляющим. Но что-то в их саунде изменилось. Однако даже записывая такие здоровские альбомы как Idorablo и Gammapolis, они на сцене будут исполнять свой главный хит. В 1994-м в Будапеште на большом концерте к музыкантам присоединится Прессер для исполнения своего магнум опуса. Среди приглашенных музыкантов на том мероприятии будет группа Scorpions, по достоинству оценившая песню. А позже уже немецкие музыканты сделают свою версию песни.
Дальнейшая жизнь песни в чужих руках.
Версия Scorpions называлась White Dove, они ее подготовили для специального благотворительного мероприятия для беженцев из Руанды. В то время там начался массовый геноцид народности Тутси. Сингл возымел успех, многие зарубежные слушатели благодаря этой песне смогли познакомиться и с оригиналом, и с группой, сочинившей эту "нетленку".
Парадоксально, но Габору Прессеру версия "скорпов" не понравилась. Впрочем, ему не нравились и другие преценденты, связанные с этой песней. Как-то лет десять назад американский рэпер Канье Уэст засэмплировал эту песню для своей композиции New Slaves. Причем по сути, это не сэмпл, а самое настоящее воровство: почти 40 секунд песни, начиная с вступления и до момента, как вокалист Янош Кобор начинает петь, было взято рэпером и без купюр вставлено в свой трек. Чуть-чуть замедлил, разве что.
Прессер от такого вольного обращения с его детищем был взбешен и подал на Уэста в суд. Выиграл. Не поступайте, как Канье. Совсем обленился. Думал, видимо, что венгерскую группу из 60-х никто не знает или не помнит.
А у нас в СССР можно было услышать эту песню в исполнении чеха Павла Лишки на его "мелодиевской" пластинке. Перевели ее как "Поднимаясь вверх". Получилось неплохо, но как-то "обезжиренно", что ли...