Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Сыны России, прославившие Отечество. Рецензия

Раиса Лунева

Держу в руках удивительную книгу. Перелистываю не страницы, а целые вехи истории государства Российского. От далёкого 960-го года до наших дней очерчен путь сынов Отечества, внёсших  своими победами, открытиями, достижениями и всей самоотверженной жизнью неповторимый вклад  в становление и развитие нашей Родины.

      Авторы так и назвали её – «Сыны России, прославившие Отечество». Сохранение исторической Памяти –  духовной нити с нашим прошлым и будущим – позволяет нам ощущать себя единым целым, единым народом. В этом я вижу суть сборника.

     Первая книга из этой серии посвящена выдающимся людям, прославившим имя Владимир.

     Открывает её  священник Валерий Духанин рассказом о равноапостольном князе Владимире Великом. «Через него Господь явил Руси великое счастье – православную веру, а сам князь, восприняв всем сердцем Христа, мужественно вёл за собой к свету Божию народы, населявшие Древнюю Русь.

      Владимир назван равноапостольным, потому что дело, совершённое им, приравнивает его к святым апостолам, просвещавшим верой Христовой различные земли. По значению своих дел он назван Великим и так поминается в храмах.

      Ещё его называют Владимиром Крестителем за то масштабное действо, которое по его повелению свершилось в водах Днепра. Простые же люди называли его Красным солнышком за свет добра и тепло милосердия, явленного им по принятии Крещения. И не было на Руси другой такой личности, которая так решительно и кардинально повлияла на всю дальнейшую историю нашего  Отечества», - размышляет  Валерий Духанин.

   Автор, повествуя о военных и гражданских делах князя отца Владимира Святослава, в то же время подчёркивает его неприятие христианства. Он откровенно называет и глубину зла, причинённого князем Владимиром по отношению к родственникам во время междоусобных войн, рассказывает о его бурной чувственной жизни и жестокой борьбе с христианской верой.

     Князь Владимир был рачительным  хозяином для родной земли,  расширял и оборонял её пределы. По возвращении из походов устраивал для дружины и всего Киева щедрые и весёлые пиры. Но душе его не хватало чего-то главного. Князь Владимир как будто находился в другом измерении. Призвание человека к Богу всегда таинственно и совершается подчас вопреки сложившимся обстоятельствам.

      Переход  от ярого поклонения язычеству к выбору другой веры был ответственным шагом. Князь Владимир подошёл к нему осознанно. Принятие одной веры позволило бы объединить разрозненные племена в один народ, что помогло бы противостоять врагам и заслужить уважение союзников.

     Превосходство православной веры над остальными князю Владимиру стало очевидным после посещения Руси посланцами из граничащих стран, исповедовавших ислам, католицизм, иудаизм. Затем послы князя Владимира посетили Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением.

      Впечатление было неизгладимым, и по возвращении они признались; «Нам никогда не забыть    этого святого торжества, и мы уже не сможем более служить нашим богам».

       Изумила князя Владимира встреча с греческим философом, имя которого история не сохранила. Увидев картину Второго пришествия Христова и Страшного Суда, он воскликнул: «Благо тем, которые стоят направо, и горе, стоящим налево.  Философ на это ответил: «Если хочешь стоять по правую сторону, то крестись».

      Но вступать в новые церковные отношения князь Владимир не торопился. Помог же Промысел Божий.

      В Византийской империи возник мятеж против законных императоров Василия II и Константина YIII.  Василий II  обратился за помощью к князю Владимиру. Мудрый князь затребовал неслыханное  вознаграждение – брак с сестрой императора царевной Анной. Общественно-политический ход по тем временам выдающийся. Для сохранения империи в Константинополе  были вынуждены согласиться, но отдавать сестру за язычника не захотели. Предложили креститься и вступить с Анной в законный христианский брак.

      Помощь Византии была оказана, но исполнение обещания затягивалось. Владимир Великий решил  поторопить императора с выполнением обязательств и для устрашения направил войска в Корсунь (Крым).

      «Если только Господь поможет взять этот город, то я крещусь», - сказал Владимир. Всё шло к Крещению князя, но видимо, в события вмешался сам Бог – князь ослеп. Царевна Анна, узнав об этом, посоветовала поскорее креститься. Владимир приказал всё приготовить для святого Крещения.

       Едва князь погрузился в купель Крещения, как тут же прозрел. «Теперь узрел я истинного Бога», - были первые слова после Крещения. Русь подошла к переломному моменту своей истории – Крещению.

       «Это был духовный переворот усилием равноапостольного Владимира, совершившийся в русском народе, - комментирует происшедшее священник Валерий Духанин. – В чистых киевских водах, осенённых благодатью Крещения, осуществилось таинственное преображение русской души, произошло рождение народа, призванного Богом к высочайшему в истории подвигу христианского служения миру».

      «Я никого и ничего не боюсь», - этими словами священник Валерий Духанин начинает рассказ о митрополите Киевском и Галицком Владимире (Богоявленском). Они были  произнесены митрополитом за полтора месяца до его мученической кончины. В этих словах отражена внутренняя связь со святым князем Владимиром: князь Владимир приобщил Русь к вере Христовой,  а священномученик Владимир исповедовал её пролитием собственной крови.

     Святой Владимир (Богоявленский) – первый из новомучеников  Русской Православной церкви в сане архиерея. 7 февраля 1918 года вооружённые люди ворвались в покои священномученика, вывели из ворот Киево-Печерской Лавры и расстреляли в километре от неё. Ему даже не дали возможности закончить молитву. Так завершил свою жизнь святитель, про которого народ говорил: « Отец наш, а не Владыка!».

       «Избранный Богом созидать церковь русскую», - так назвал священник Валерий Духанин повествование о Патриархе Московском и всея Руси Кирилле (в миру - Владимире Гундяеве), который по масштабам церковной деятельности является фигурой беспрецедентной.

       «Если посмотреть на осуществлённые им труды, - рассказывает автор, - то трудно представить, что это выполнено одним человеком: архипастырское служение и ректорство в духовной академии, успешное руководство всей внешней деятельностью Русской Православной Церкви, неиссякаемая проповедь с сильной и оригинальной мыслью, широкая  общественная  и просветительская деятельность и наконец, Патриаршее служение…»

       Избрание Святейшего Кирилла на патриаршество состоялось 27 января 2009 года. И что удивительно: в день выборов в Храме Христа Спасителя замироточила икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Сам Господь послал Русской земле своё благословение.

     Служение Церкви было приуготовлено исповедническим подвигом деда, а затем и отца. Дедушка Василий Степанович Гундяев «ещё до принятия священного сана пламенел духовной жизнью и ревностью о православном благочестии». Такое бескомпромиссное исповедание обернулось жестокими гонениями: он стал одним из первых соловецких узников. Всего провёл он в заключении около 30 лет, пройдя 47 тюрем и 7 ссылок.

     «Среди беспрестанных скорбей и напастей случались по милости Божией настоящие чудеса, - пишет священник Валерий Духанин.

     – В начале 1930 годов дедушку в очередной раз арестовали. То было время крайней скудости, семья без кормильца легко оказалась бы на краю голодной смерти, но Василий Степанович предсказал: «Поскольку я буду нести крест за Христа, вы останетесь живы».

       Вскоре на всю семью остались лишь горсточка муки, бабушка приготовила из неё небольшие лепёшки, которые быстро съели, - в семье было семь родных детей и одна приёмная дочь. Назавтра есть уже было нечего, и бабушка сказала: «Завтра мы начнём умирать».

       С какой молитвой семья легла спать, знает один Бог, но только ночью раздался стук в окно, бабушка услышала голос: «Хозяйка, принимай груз». Она открыла дверь и увидела мешок, полный муки, а рядом никого. Этот чудесно появившийся мешок спас многодетную семью и таким образом дал впоследствии появиться на свет Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Кириллу».

Часть вторая

В первой серии сборника «Сыны России, прославившие Отечество» рассказывается о 18 Владимирах, чьи земные деяния совершены во имя Родины, во имя доброй и светлой жизни соотечественников. Учёный, поэт, писатель, воин, дипломат, политик. Удивительные, выдающиеся люди! У каждого своё лицо, свой характер, своя судьба.

     «История с портретов смотрит на меня» - признаётся Тамара Мид, автор очерка о Владимире Лукиче  Боровиковском.  А затем следует зазывный вопрос: «Вы давно навещали Третьяковку?». Как она права! «Именно навещали, потому что со стен смотрят знакомые, любимые лики, лица, картины и их создатели». В этот раз мы пришли на встречу  с одним из великолепнейших портретистов России Владимиром Лукичом Боровиковским.

     Живописное искусство было наследственным в семье Боровиковских. Глава её Лука Боровик, четверо сыновей, брат и племянник были хорошо известны как иконописцы. Потому и закономерно, что вначале Владимир Лукич получил известность как искусный иконописец. В Троицкой церкви Миргорода, где родился художник, весь иконостас был его работы. К сожалению, время не подвластно не только людям, но и произведениям искусства. Этот памятник истории не сохранился.

     Зато москвичи и гости столицы могут ощущать на себе божественный свет  творений Боровиковского в церкви «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. Его кисти принадлежат Архангелы на дверях и жертвенник, икона святителя Николая в главном иконостасе и икона архидиакона Лаврентьева.

     Возможно, размеренная, патриархальная жизнь так бы и продолжалась. Но произошла непредвиденная встреча с Императрицей Екатериной II. Императрица отметила две картины художника.

     Одна из них аллегорически изображала Екатерину II в виде богини Минервы.

     На другой – Пётр I, как пахарь и Екатерина II, как сеятельница.

     Императрица посоветовала Боровиковскому ехать в Петербург. В городе на Неве Владимир Лукич некоторое время продолжает писать милые сердцу иконы, «но кисть уже обрела свободу, вырвалась на простор и захотела предъявить миру, какой она может быть ещё. Оказалось, нежной, лёгкой, приметливой. На Боровиковского посыпались частные заказы».


      В конце 18 века строгий реализм стал уступать место новому направлению в искусстве – сентиментализму. Простота и естественность, способность к эмоциональному восприятию жизни и природы были характерны для него. Для Боровиковского тоже.

       Писал художник самозабвенно, с радостью. Поэтическое очарование, благородная утончённость исходит от женских портретов.  Мужские портреты – в основном императоров, губернаторов, представителей воинского звания и деятелей русской церкви – олицетворяют  уверенность, мудрость живость и энергичное настроение.

       Этот жанр в искусстве получил название  «парадных портретов». Г.Р. Державин, Н.А. Львов, Императоры ПавелI  и  АлександрI, князь А.Б.Куракин, Г.С Волконский, Д.П.Трощинский, Н.П.Шереметов, Ю.Ф.Лисянский, Михаил Десницкий, Амвросий Подобедов, Муртаза-Кули-хан…

     Но Владимир Лукич постоянно вырывается из сферы написания заказных портретов  и рисует лиц, интересующих его лично.  Старый крестьянин, страдающий  от  холода и невесёлых дум, аллегорически изображает Зиму на картине с аналогичным названием. Портрет  торжковской крестьянки Христины поражает  душевной красотой и покоем.

     Однако список блистательных работ художника можно перечислять долго. Он оставил после себя свыше трёхсот произведений, и является третьим по мастерству портретистом после Р.С.Рокотова и Д.Г.Левицкого.


       И всё же религиозная живопись для Боровиковского была приоритетной. С 1808 по 1811 год он написал шесть образов для Царских ворот главного иконостаса и четыре – для второго и третьего иконостасов для Казанского собора в Петербурге. По признанию современников эти иконы полностью соответствовали стилю собора, торжественного и в то же время строгого.

     «Вам никогда не приходилось протягивать ладони к старым иконам? – спрашивает автор.

    - Писанные с молитвой, вобравшие в себя надежды, веру, любовь тысяч людей, они с готовностью отдают тепло  и сильную, мягкую обнадёживающую энергию, накопленную поколениями молившихся, каждому, кто обращает к ним свои мысли. Попробуйте. Старые иконы с нами говорят».

      Кстати, Т. Мид обращает внимание на ещё одну немаловажную черту В.Л.Боровиковского – деньги, заработанные своими картинами, он отправлял родным и раздавал милостыней целой толпе бедных, собиравшихся каждую субботу на лестнице его квартиры.

      Герои книги нам хорошо известны: читали их или о них, слушали, видели. И тем не менее, новая встреча с этими талантливыми людьми завораживает и изумляет: насколько же щедра природа!

     Владимир Иванович Даль, датчанин по происхождению, был сугубо русским человеком не только по рождению, но и по духу. В его личности гармонично сочетались естествоиспытатель и военный, врач и  писатель, диалектолог и лексикограф. Он знал 11 языков и владел многими ремёслами, играл на различных музыкальных инструментах. Владимир Иванович известен как составитель Толкового словаря живого великорусского языка. Но это лишь частица его литературной деятельности.

      «Далеко не полное собрание его сочинений состоит из десяти      
томов, - делится с нами автор очерка  «Принц Датский русского слова» С. Коппел-Ковтун. -

      Им написаны более сотни повестей и рассказов, «очерки русской жизни», сказки, стихи, пьесы, статьи. Три его сборника были написаны специально для  малограмотных из народа. Ещё тысячу  собственноручно написанных сказок  он безвозмездно отдал составителю сборника «Народные русские сказки» А.Н.Афанасьеву».

       Сегодня мало кто знает, что первая сказка нашего детства  «Курочка Ряба»  принадлежит перу сказочника Казака Луганского. Это псевдоним Даля.

      Общительность и разносторонность интересов привлекала к Далю творческих людей. Он хорошо знал Гоголя, Некрасова, Тургенева, Жуковского, Одоевского, Лажечникова, Шевченко. Но особенно значимым представляется знакомство, а затем и дружба с А.С. Пушкиным. Предполагают, что именно он подал идею Владимиру Ивановичу к составлению словаря.

     Владимир Иванович верил, что в слове не меньше жизни, чем в самом человеке. «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш, - утверждал Даль. – Где только человек с человеком столкнётся, там и толки, и разговор; там один другому, поздоровавшись, сказывает, что видел, слышал, думал и делал; говорит про нынешнее, про былое, про будущее, сказывает смех и горе, дело и безделье, на то он человек».

     Работу Владимира Ивановича Даля оценили сразу. В 1861 году за первые выпуски словаря он получил золотую Константиновскую медаль от Императорского географического общества, а после выхода в свет всего словаря удостоен престижной по тому времени Ломоносовской премии.

     С годами плоды труда Даля приобретают всё большую значимость. Современный литературовед  В.Крупник отмечает: «Всегда  нам в укор будет то, что одиночка Даль совершил труд, равный труду многих десятилетий иного гуманитарного института с его могучим коллективом и современными средствами науки и техники».

     К сожалению, нынешний век с внедрением электронных способов коммуникаций, ускоривший темпы общения людей, в то же время обеднил это общение, заменив слова знаками, тестами, сокращениями.  Даль как будто предвидел это: «Русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо,  образумясь,  своротить на иной путь, захватив притом все покинутые второпях запасы». Так давайте же, пока не поздно, образумимся! Ведь с утратой слова возникает угроза снижения интеллекта, утраты духовности и великой общности России.

     «…Православие – великое благо для России, несмотря на множество суеверий  русского народа, - признался как-то в беседе с Мельниковым-Печерским В.И.Даль. – Но ведь все эти суеверия не что иное, как простодушный лепет младенца, ещё неразумного, но имеющего в себе ангельскую душу. Сколько я ни знаю, нет добрее нашего русского народа и нет его правдивее, если обращаться с ним правдиво…».

     «Люблю Москву… И готов преклоняться перед ней…», - предваряет  словами В.А.Гиляровского очерк о нём «Я – москвич!»  О.Колабская.

     Мощь богатыря Владимира Алексеевича Гиляровского поражает. И думается – что общего между лихим казаком, представшим перед нами на картине И.Е.Репина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану», и журналистом. Оказывается, есть! И в своём творчестве Гиляровский  в любую минуту был готов схватиться за перо (саблю!)  - и в бой: «За Родину, за Свободу и Честь!» Не случайно его называли не просто мастером, а королём репортажа.

      Гиляровский стал первым журналистом-расследователем: он не просто описывает событие, а изучает причинно-следственные связи и судьбы простых людей. С его подачи репортаж в отечественной прессе, помимо информационного, приобрёл характер аналитического.

     Благодаря Гиляровскому, мы точно знаем, что произошло в 1896 году на Ходынском поле и кто в этом виноват. Журналиста можно было видеть при пожарах, наводнениях, обрушениях. Оперативность, честность, прямота, бескомпромиссность и доброта  сделали своё дело – для многих жителей столицы он стал «дядей Гиляем».

     Энциклопедией жизни старой Москвы и поныне называют книгу Гиляровского «Москва и москвичи». В ней живописные и захватывающие картинки московской жизни 1880-1890-х годов: и дворянства, и купечества, и городовых, и торговцев, и студентов,  и дворников и даже обитателей ночлежек Хитровки.

       Журналиста трогает судьба людей, оказавшихся на «дне человеческом» волею судеб, от них не зависящих, или несправедливостью власть имущих, или обмана мошенников. Сюда привёл Владимир Алексеевич режиссёров  К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, задумавших создать спектакль по пьесе «На дне» А.М.Горького.

     А известен ли Вам экспромт Гиляровского, написанный после первого представления пьесы  «Власть тьмы» Л.Н.Толстого?:

     -
В России две напасти:
       Внизу – власть тьмы,
       А наверху – тьма власти.


     Далеко видел репортёр «дядя Гиляй»!

Часть третья

«Владимир Григорьевич Шухов - великий инженер», - так назвал свой очерк С.Арсеньев.  Инженер, архитектор, изобретатель Шухов принадлежит к числу учёных, чьи исследования намного опередили своё время. Он внёс выдающийся вклад в технологии переработки нефти, разработку оборудования для нефтяной промышленности, создание трубопроводного  транспорта и магистральных нефтепроводов в России.

       Вклад Владимира Георгиевича в развитие мировой архитектуры и создание им сетчатых несущих оболочек высотных башен и перекрытий общественных зданий по сей день вызывает восхищение профессионалов всего мира.

       В 21 веке уникальные сооружения с использованием сетчатых оболочек Шухова, называемых  в современной архитектуре  диагрид-системами, построены в Лондоне, Нью-Йорке, Вашингтоне, Гуанчжоу. Сетчатые конструкции Шухова несут основную  силовую нагрузку в межконтинентальных ракетах «Тополь» и в современных отечественных и зарубежных спутниковых системах.

     1896 год стал триумфальным для Владимира Григорьевича. В Нижнем Новгороде, на Всероссийской промышленной  и  художественной выставке по проекту Шухова были построены восемь  гигантских павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде висячих и сводообразных сетчатых стальных оболочек.  В круглой ротонде центральная часть была перекрыта первой в мире стальной мембранной оболочкой. За границей покрытия появились только через тридцать   с лишним лет и используются по настоящее время.

     За долгие годы Владимир Григорьевич разработал огромное количество стальных  и  металлостеклянных конструкций.  При его участии в Москве был построен Музей изящных искусств имени Императора Александра III (ныне Государственный Музей имени А.С.Пушкина), Верхние торговые ряды на Красной площади (ныне Государственный Универсальный магазин), огромный дебаркадер Киевского вокзала (Москва), оригинальные светопрозрачные своды гостиницы Метрополь и Московского почтамта.

     30 июля 1919 года В.И.Ленин  подписал постановление Совета Рабоче-Крестьянской обороны об обеспечении надёжной и постоянной связи центра республики с окраинами и зарубежными государствами. В условиях гражданской войны необходимо было срочно построить мощную передающую станцию. Для установки передающих антенн требовалась высокая мачта. Обратились к Шухову, и он разработал первый проект радиобашни на Шаболовке.

       Она имела расчётную высоту 350 метров и должна была быть на 45 метров выше парижской Эйфелевой башни. Но металл шёл на фронтовые нужды, и учёному пришлось снизить высоту  до 148 метров.  Осенью того же года был сооружён фундамент, а в марте 1920 года начался монтаж стальной конструкции секции башни.
     В 1921 году во время подъёма четвёртой секции башни произошла авария, оборвался трос, секция упала и повредила третью.

     Из-за этой аварии В.Г.Шухова обвинили во вредительстве и приговорили к условному расстрелу. Сохранению жизни учёному могла помочь только постройка башни в намеченный срок. Как и планировалось, 19 марта 1922 года начались трансляции с антенн сетчатой радиобашни на Шаболовке. С Шухова сняли обвинения и отменили расстрел.

     10 марта 1939 года, помимо постоянной трансляции радио, с башни на Шаболовке начались регулярные радиотрансляции.

     Великий инженер был не очень богатым человеком, но он постоянно жертвовал деньги бедным. Владимир Григорьевич бесплатно разработал проект нового здания Политехнического общества в Москве и сделал крупный вклад в строительство Политехнического музея. В советское время помогал голодающим Поволжья и жертвовал деньги на  проекты, которые считал нужными народу.

     Огромную инженерную и научную работу Владимир Григорьевич Шухов сочетал с разносторонней и насыщенной деятельностью. Он увлекался художественной фотографией на профессиональном уровне. Регулярно читал крупные зарубежные научные журналы. Любил  театр. Занимался спортом: он стал одним из первых чемпионов Москвы по велосипедным гонкам и участвовал в велосипедных гонках в Париже.

     Владимир Григорьевич был глубоко верующим человеком. Вера в Бога не дала ему права принять коммунизм и он, несмотря на высокие должности и награждение Ленинской премией, никогда не был членом Коммунистической партии.   

     При воспоминании о выступлениях артиста балета Владимира Викторовича Васильева, а сегодня при чтении очерка о нём О.Колабской  «Имя, восхитившее мир», мысленно обращаюсь со словами благодарности к Елене Владимировне Росс. Это она стоит у истоков главного жизненного выбора Владимира Васильева, приметив музыкального, пластичного мальчика в хореографическом кружке районного Дома пионеров, и взявшая его с собой в хореографический ансамбль Московского городского дворца пионеров  (впоследствии  названный Локтевским.

      Через несколько десятилетий зрители, а за ними и критики назовут Владимира Викторовича   «богом танца».  Артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр и педагог! Народный артист СССР и Российской Федерации,  лауреат Ленинской и государственных премий СССР, обладатель высших наград  Литвы, Франции, Бразилии, Италии, Аргентины, США, Юнеско и ещё множества престижных отечественных и зарубежных наград – разве это не великое мировое признание нашего современника?!

     В год своего 75-летия В.В.Васильев поставил на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля сценическое воплощение Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха «Dona nobis pacem (Даруй нам мир)».  «Это самый драгоценный из подарков, которые я   получал за свою 75-летнюю жизнь, - признался русский танцовщик и балетмейстер. - …Месса си минор…обо мне. От рождения и юности до зрелости.

       Это разные проявления жизни, и все они заключены в этом произведении…Месса – вера в добро, любовь, во всё прекрасное, в Бога, который живёт в каждом. И мы все – частицы его». Спектакль звучит мощно, величественно и в то же время  - нежно. Здесь страдания, смерти, скорби. И одновременно – надежды, радости, ликования – что и лежит в основе произведения Баха. Месса-кантата была предназначена для солистов, хора и оркестра. Владимир Викторович впервые ввёл в музыкально-хоровое пение танец.

      Владимир Васильев шёл к созданию этого спектакля десятки лет. Каждодневный, многочасовой труд, включающий в себя упражнения у станка, репетиции, спектакли. Искания, победы и переживания, радости и поражения.…  В одном из своих интервью он признался, что редкий спектакль танцевал без боли. Жизнь артиста балета трудна, но дивные моменты  Полёта бесценны.

       Васильев настолько разный в каждой из своих ролей. Он играет, а точнее, проживает в танце  любую роль, интересную, прежде всего, ему самому. На отчётном концерте по окончании  хореографического училища восемнадцатилетний юноша создал образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Рамини».

      «Мы присутствуем при рождении гения», - так оценила выступление Владимира Васильева педагог Т.С.Ткаченко. И она не ошиблась. Подтверждение тому – вся творческая жизнь артиста.

     По окончании училища Владимира Викторовича приметила Г.С.Уланова и пригласила в партнёры в балете «Шопениана». Когда же первой ученицей Галины Сергеевны в театре стала Екатерина Максимова, все спектакли, где она выступала с Васильевым, они репетировали с Улановой.

     Дуэт Кати и Владимира сложился ещё в годы учёбы в балетном училище: они встретились в первом классе и больше не расставались никогда, пока Екатерина Сергеевна Максимова не ушла из жизни. Они прожили вместе без малого пятьдесят лет.

      Как-то Екатерину Сергеевну спросили о том, что такое Любовь? «Этого никто не знает. Но про нас с Володей догадываюсь. Это доверие друг к другу. Верность друг  другу. У меня на сцене были другие партнёры. Но надёжнее Володиных рук я не знала. В жизни тоже…».

      Вместе они объехали весь мир. Екатерине Максимовой и Владимиру Васильеву рукоплескали  в лучших театрах: Гранд-Опера, Ла Скала, Метрополитен Опера, Ковент-Гарден, Римская Опера…  Парижская академия присвоила им титул «Лучший дуэт мира».

     В 1959 году молодой хореограф  Ю.Н.Григорович  доверил вчерашнему выпускнику главную роль в своём новаторском спектакле  «Каменный цветок». Как показало время, все балеты лучшего периода творчества Григоровича связаны с именем Владимира Васильева.  Остаётся только сожалеть о том, что, в основном из-за разногласий с главным балетмейстером, в 1988 году  В.Васильев,  Е.Максимова,  М.Плисецкая,  М.Лиепа  и другие ведущие солисты балетной труппы были уволены из Большого театра.

     В каждом новом образе Владимир Викторович доказывал, что его возможности артиста и танцовщика  безграничны. Он был способен воплотить на сцене любой образ – и классического балетного Принца, и горячего итальянца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюблённого восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота.  В последний раз в классическом амплуа  Владимир Васильев вышел на сцену вместе с Екатериной Максимовой в балете «Жизель» в роли Альберта на сцене Метрополитен Опера в Нью-Йорке, когда ему было пятьдесят лет.

     Васильев  и сегодня продолжает работать с огромной отдачей: приглашённый хореограф, режиссёр, драматический актёр, педагог.  С 1971 года  Владимир Викторович начал создавать балеты и концертные номера. Среди восемнадцати  балетов, созданных хореографом Васильевым, такие оригинальные постановки, как «Икар», «Макбет», «Эти чарующие звуки», «Анюта», «Ностальгия», «Золушка», «Красный мак», «Лебединое озеро»…

     Сегодня время великого артиста спрессовано до мгновений.  Постановка спектаклей, гала-концертов, работа в жюри международных конкурсов и фестивалей, работа с талантливой молодёжью, руководство Фондом Галины Улановой, большая благотворительная деятельность.

         Он пишет стихи: вышание следует)ло два поэтических сборника Васильева «Цепочка дней» и «Между  Да и Нет». Не расстаётся Владимир Викторович с кистью, холстом и красками. Любовь к живописи пришла ещё в раннем детстве.

     Многогранен талант Владимира Викторовича Васильева. Он любим в нашей стране и за рубежом. Недаром Андрей Вознесенский однажды сказал: «Владимир Васильев для нашего искусства драгоценен как, наверное, орден Святого Владимира».

Окончание

31 декабря 1999 года. Граждане  России  - за  праздничными столами в ожидании поздравления первого Президента России с началом нового тысячелетия. И оно прозвучало в обрамлении большого сюрприза: Борис Ельцин объявил  о снятии с себя обязанностей главы государства и назначении на этот пост, достойной, по его словам, замены. К непредсказуемым поступкам Ельцина народ уже привык. Но такого никто и предположить не мог!

     Ставленником первого Президента России  стал Владимир Путин. Случайно? Или промысел Божий? Это была новая фигура в правительстве страны: его узнали буквально полгода назад, когда был назначен на пост премьер-министра страны.

     Гиперинфляция, вакханалия цен, обнищание большей части населения, спад производства, коррупция, преступность. Страна стремительно падает в хаос, разруху. На международной арене наблюдается падение авторитета. Такое наследство получил исполняющий обязанности президента РФ  В.В.Путин. Такой груз ответственности лёг на его плечи в марте 2000 года, когда Россия проголосовала на выборах президента за Владимира Владимировича Путина.

     А страну лихорадит. Идёт так называемая чеченская война. Вся Россия надеется: Путин сможет вернуть на Кавказ мир. Он смог. Не сразу. Ему поверили и пошли за ним.

      Через сто дней правления новая беда: во время учений в Баренцевом море затонула подводная лодка «Курск». Погибли 118 членов экипажа. Президент не стал объяснять, что это не он десять лет разваливал страну и вооружённые силы. Просто принял  на себя ответственность за гибель людей и за дальнейшую судьбу флота.

      А в Москве инвалиды-чернобыльцы протестуют против бездушного отношения к ним. И это тоже его боль и забота.

     Внимания президента требует и экономика. Беззаконие, развал во всех сферах деятельности – это последствия «теневой» политики, когда многие важные предприятия были за бесценок «приватизированы и как будто целенаправленно развалены. Не зря же у Путина  тогда вырвалась фраза: «Похоже, что у нас везде Чечня».

     А что на международной арене? Там – набившая оскомину критика военной операции на Северном Кавказе - якобы несвобода средств массовой информации, отсутствие демократии в России.…

      И угрожающий внешний долг, который составлял 158 млрд.  долларов.

     «Тяжела ты Шапка Мономаха! Тоже, между прочим, Владимира, - припоминает поговорку автор очерка «Президент» Т.Мид. - … Задача-то стояла нешуточная. Как всё просчитать – и не просчитаться? Как поставить на ноги почти коленопреклонённую страну? Вернуть былой  авторитет великой державы?..

      Выдающихся мировых экспертов Владимир Путин пригласил на «консилиум» в Россию. Более трёх часов активно участвовал в этом совещании сам. Он всегда умел учиться и требовал того же от  «своей команды», от тех, кто вместе с ним решал непростые   задачки из высшей государственной математики».

     Стране снова предстояли реформы, реформы во имя улучшения жизни людей. На этот раз они оказались эффективны. В 2000-2008 годах в России (два первых срока правления Путина) отмечен рост внутреннего валового продукта, того самого ВВП, который во всём мире считается главным показателем эффективности экономики страны.

       В феврале 2008 года на заседании Государственного совета    Владимир Путин констатирует: «Нашим детям не придётся отдавать за нас прежние долги. Государственный внешний долг сократился до 3% ВПП. Что считается одним их самых низких и лучших показателей в мире.

        Созданы значительные финансовые резервы, защищающие страну   от внешних кризисов и гарантирующие исполнение социальных обязательств в будущем». Возросло промышленное производство, и увеличился реальный доход населения. Возрождаются  авиационная промышленность и гражданское судостроение. Повысилась урожайность зерна и заметен рост  производства продуктов животноводства. Снижается уровень безработицы, но ещё велико количество людей, живущих за чертой бедности.

     В 2012 году В.В.Путина вновь избирают президентом. Он благодарен людям за доверие, встречается с жителями в регионах, чтобы проверить, как понимают его идеи, деятельность президента и правительства. Потому что он – плоть  от плоти своего народа, родом из Святой  Руси.

     В майские дни 2015 года на многих машинах страны выделялся  яркий лозунг: «Спасибо деду  за Победу, а Путину – за Крым!». Народная оценка была однозначна – «Крым – наш!».

     Введённые в связи с этим против России пресловутые санкции США и Европейского Союза  только укрепили связь президента с народом. Популярным стало слово – импорт замещение. Только энтузиасты и профессионалы способны были наладить высокотехнологичное производство в своей стране.

      Сегодня у нас в строю прекрасная военная техника, которая завтра будет ещё совершеннее и надёжнее. Потому что в России живут самые «талантливые и непревзойдённые в мастерстве и любви к родным просторам люди. Самый непостижимый в мире народ».

     Когда же В.В.Путин всё успевает?  Наряду с решением государственных вопросов возникают совсем неожиданные.  «Он не знал английского языка – выучил. Не умел кататься на коньках – научился. Не играл на фортепиано – теперь играет и даже поёт. У него каждая минута на счету.      А когда же отдыхать?.. Вот с отдыхом сложнее, - признаётся автор. Но иногда судьба посылает ему необыкновенно интересные события и встречи участие в уникальных проектах. Они потом долго вспоминаются с улыбкой».

     Видя президента в святых храмах и монастырях, невольно задаёмся вопросом: «О чём он говорит с Всевышним? О чём-то потаённо-личном или о спасении России?».  Но судя по тому, как Владимир Владимирович Путин самоотверженно трудится на благо Отечества, понимаем, что самое потаённо-личное для него теперь и есть судьба России!

   Очерки книги «Сыны России, прославившие Отечество», вновь и вновь возвращают нас к ключевым моментам великого прошлого страны. Сохраняя историческую память, мы осознаём себя наследниками и современниками великих традиций своей страны,
своего народа. Как известно, без прошлого нет настоящего, а тем более будущего.

     Павел Флоренский в одном из писем Владимиру Вернадскому вводит понятие «корневого человека», то есть человека, укоренённого в родных, национальных культуре и истории, в генеалогии своих предков. Без  «воспитания через историю, через приобщение к героике и духовному подвигу своих предков, без чувства гордости за историю, какой бы трагической она не была,  «корневой человек» не может состояться».

     Прислушайтесь к этим словам, потому что книга, о которой мы говорим, лишь усиливает мысль П.Флоренского.

Авиационные рассказы:

ВМФ рассказы:

Юмор на канале:

Другие рассказы автора на канале: