Сегодня многим может показаться, что дроны — это изобретение ХХI века. А между тем, военные беспилотники — это куда более старое изобретение.
В годы Первой мировой войны ситуация на фронте была очень похожа на ту, что мы имеем сейчас. Оборона преобладает над наступлением. И этот позиционный тупик вынуждал стороны изобретать новые системы вооружений и способы поражения противника. Это привело к тому, что в 1917 году американский изобретатель Чарльз Каттеринг по заказу армии США придумал прадедушку нашей "Гераньки" — деревянный биплан с простым и дешёвыми двигателем мощностью 40 л.с., который обладал инерционным автоматическим управлением.
Американцы назвали эту штуковину "воздушной торпедой". Также она известна под названием "Жук" Каттеринга и "Орёл Свободы". Но как ни крути и как не называй, а по факту это как раз и был первый БПЛА — БесПилотный Летательный Аппарат.
Многим может быть интересно, как работало и наводилось это чудо без радиоэлектронного управления, камер, GPS, микрочипов и всего остального. А очень просто чисто механически, как граммофон.
Запускался этот беспилотник с направляющих рельсов. Перед запуском механик рассчитывал нужную дальность и количество оборотов, которое должен сделать винт с учётом скорости и направления ветра. После запуска в дело вступал электрический гироскоп, который соединялся с вакуум-пневматическим автопилотом, управлявшим горизонтальным и вертикальным рулем, поддерживая тем самым стабилизацию и курс. Счётчик считал обороты винта и, когда количество оборотов было равно заданному механиком на земле, активировал пружинный механизм, который выбивал крепления крыльев к корпусу. После этого машина с 80 кг взрывчатки падала вертикально вниз на цель. По сути это был первый ударный дрон-камикадзе, хотя её ещё так же считают прародительницей крылатых ракет.
Маршевая скорость его была около 200 км/ч, а дальность — до 120 км. Точность весьма примерная, но для поражения площадных объектов типа аэродромов, железнодорожных станций, складов и больших скоплений живой силы он подходил очень идеально. А самое главное — он был очень дёшев в производстве. Самое дорогое, двигатель, обходился всего в 40 долларов, а остальное и того дешевле. Общая же стоимость беспилотника обходилась не дороже 400 долларов за штуку. Их можно было делать сотнями и тысячами.
"Орёл Свободы" прошел все испытания и уже было заказано 75 тестовых экземпляров, но... Война закончилась быстрее, чем они смогли проявить себя в боевых действиях.
И вот теперь думаешь, какой была бы Вторая мировая, если бы тогда, в Первую мировую, эти дроны-камикадзе хорошо себя проявили? Может и не было бы ракет, а вся война велась этими беспилотниками? Это было бы куда дешевле и проще в производстве. Но история не знает сослагательного наклонения, так что как было бы, мы не узнаем, зато знаем, что ударные дроны были придуманы примерно на 100 лет раньше, чем мы о них узнали и их начали массово применять.
Это как с электромобилями, которые, если кто не знал, появились куда раньше бензиновых и дизельных повозок, ещё в XIX веке.
Впрочем, не надо думать, что "Жук" Каттеринга был бы чем-то вроде вундерваффе в противостоянии с Германией. Нет, лишь 7 испытательных полетов из 24 можно было назвать хотя бы частично успешными.
Мой канал ВКонтакте и ещё несколько интересных статей по теме: