Найти тему

Как НКО привлекать средства на фандрайзинговые проекты

Оглавление

Привлечение пожертвований — одна их главных задач для фонда. Без них НКО не может помогать своим подопечным. В этой статье разберёмся, как фонду привлечь деньги на помощь подопечным, какие существуют юридические ограничения и как выстраивать коммуникацию с донорами.

Юридические вопросы

В России сбор пожертвований регулируется Гражданским кодексом, налоговым законодательством и законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)». Подробнее о правилах можно почитать в документах, а основные тезисы можно сформулировать так.

1. НКО имеет право привлекать деньги

Но с ограничениями: донор должен «подарить» фонду деньги в целях, полезных для общества. НКО служит организацией, которая только принимает деньги и ничего не даёт донору взамен — иначе это будет считаться сделкой купли-продажи. А сами средства должны идти на общественно полезные проекты и не использоваться никаким другим образом.

2. Цель сбора должна соответствовать уставу фонда

НКО может собирать пожертвования только на проекты, которые приносят пользу обществу. Например, объединение врачей не может собирать деньги на автомобили для его участников — это не принесёт никакой общественно значимой пользы.

3. Пожертвования можно собирать только по договору

Формат может быть любым, но важно, чтобы обе стороны подписались под ним. Если сбор закрытый, то жертвователь и НКО подписывают договор при приёме пожертвований. Если открытый, фонд публикует на своём сайте публичную оферту.

Способы сбора пожертвований

Их довольно много, как в онлайн, так и в офлайн формате. Перечислим самые популярные.

1. Ящики-копилки

Это офлайн-формат сбора пожертвований: специальные коробки, которые устанавливаются в супермаркетах, торговых центрах или на маркетах.

Прежде чем пользоваться этим каналом, стоит внимательно изучить закон. Устанавливать ящики могут только зарегистрированные фонды: на них должно быть название НКО, почтовый адрес, юридические данные и контакты для связи. Кроме того, по закону при сборе средств должно присутствовать как минимум двое свидетелей.

-2

2. Терминалы для сбора пожертвований

Это альтернатива ящикам-копилкам: терминалы устанавливаются в супермаркетах, аптеках, кофейнях и других торговых точках на кассах. С их помощью можно жертвовать небольшие суммы после оплаты покупок. Терминал Миксплат не требует дополнительных настроек — он начинает работать сразу после установки, а оставленные пожертвования фонды могут получать каждый день. Узнать подробнее об условиях и подключении можно здесь.

-3

3. Краудфандинговые платформы

Это специальные площадки, на которых можно запустить адресный или общий сбор. Стоит отметить, что такие платформы берут комиссию за открытие сбора. Свою комиссию берут платёжные агрегаторы, а ещё придется заплатить налог. Его размер зависит от суммы пожертвований и системы налогообложения фонда.

-4

4. Сбор пожертвований через сайт и соцсети

Организовать сбор можно по реквизитам фонда в социальных сетях или на сайте или заключить договор с банком и добавить кнопку сбора в мобильное приложение.

У Миксплат есть набор инструментов для онлайн-фандрайзинга: от интерактивных кнопок на сайте организации до ботов для сбора пожертвований в соцсетях. Узнать о них подробнее можно здесь.

-5

5. QR-коды

Этот инструмент подходит для сбора пожертвований на офлайн-мероприятиях: например, маркетах, конференциях и других событиях. Жертвователю достаточно отсканировать QR-код, выбрать сумму и подтвердить оплату.

Миксплат берёт настройку пожертвований по QR-кодам на себя: НКО достаточно распечатать код на листовке или ролл-апе и выбрать инструменты аналитики, если они требуются.

-6

Среди перечисленных инструментов нет универсальных: каждый из них упрощает процесс отправки пожертвования в разных ситуациях. Поэтому способы стоит комбинировать: например, использовать форму сбора средств на сайте и в соцсетях и установить специальные платёжные терминалы в нескольких точках.

Как выстроить коммуникацию с донорами

То, как фонд общается с донорами, напрямую влияет на объём пожертвований, которые он может привлечь. Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать фандрайзинг эффективнее.

1. Как привлекать доноров

Фонды могут устраивать офлайн-мероприятия: благотворительные концерты, маркеты или выставки. Если говорить о расширении клиентской базы в онлайне, то можно запускать маркетинговые компании для отдельных сборов или популяризации фонда в целом. Это могут быть, например, интервью ли публикации в медиа, продвижение постов в социальных сетях, посевы или таргетинг в социальных сетях

Посещения сайта стоит конвертировать в пожертвования. Платёжная система для НКО Миксплат помогает фондам размещать на своих сайтах стикеры — горизонтальные блоки на всю ширину экрана), виджеты — анимированные элементы, которые остаются видимыми при прокрутке экрана и другие интерактивные форматы.

2. Как формировать интерес к сбору

Один из способов — показывать активность других доноров. Для этого Миксплат разработал специальный инструмент — список пожертвований. В нём отображаются имена и суммы переводов всех жертвователей фонда: это мотивирует пользователей участвовать в фандрайзинговой кампании и делать вклад в общее дело.

3. Как укрепить отношения

Чтобы пожертвования приходили регулярно, фонды могут предлагать донорам настраивать автоматические регулярные платежи. Пользователю так легче поддерживать проект, а у НКО появляется стабильный источник доходов.

Настроить рекуррентные платежи можно через Миксплат. Они связываются в группу и отображаются в личном кабинете — так ими удобнее управлять.

Вместо заключения

Резюмируя, можно сказать, что успешность фандрайзинга определяется тремя факторами: соблюдением законодательства, удобством сбора для всех участников и выстраиванием отношений с донорами. Эти факторы учитывает платёжная система для НКО Миксплат, предоставляя продукты для эффективных сборов. Узнайте больше на сайте компании.