Найти тему
Приход св. Георгия

ПРОРОЧЕСТВО ИСАЙИ О СТРАДАНИЯХ ХРИСТА, ЕГО ТОЛКОВАНИЕ И АНАЛИЗ

В Ветхом Завете находятся множество пророчеств о грядущем Мессии, в частности, книга пророка Исайи. Эта книга также содержит и мессианские пророчества. Глава 53 этой книги есть одно из таких пророчеств. Это пророчество описывает способ спасения падшего человечества воплотившимся Сыном Божиим, конечно же прикровенно, так как до момента осуществления пророчества должно было пройти ещё 770 лет.

Задача, которую поставил перед собой автор реферата – постараться понять текст пророчества с разных углов зрения, расширяя смысл некоторых слов и фраз посредством привлечения понятий из других книг Священного Писания, в первую очередь Новозаветных.

Текст пророчества выделен жирным шрифтом, цитаты из Священного Писания выделены жирным курсивом.

II. Попытка самостоятельного толкования

1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?

Вопрошает пророк, но не даёт ответа. Ответ даёт Сам Господь – "Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят" (Мф. 5:8).

2а Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия;

Из сухой земли не растёт росток, если же вырос, то это чудо, так как сил самой земли недостаточно, нужна вода. Вода – Божие вмешательство. Это та вода, о которой сказано: "кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Иоан. 7:37), и также "жаждущему дам даром от источника воды живой" (Отк. 21:6).

2б и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Многих привлекает лёгкий путь прохождения своей жизни, ибо "широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф. 7:13). Привлекает "величие" 3-х родов: "царское", т.к. царь может дать мне незаработанное моим трудом. Сейчас (20-21 век) место царя занято генсеком, президентом и даже депутатом. "Пророческое" – не надо думать самому. Место пророка заняли: наука, учёный, комментатор из телевизора и поп-звезда. "Священнеческое" – здесь утвердились кашпировские, глобы и бабы нюры.

3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Он проповедовал добровольный крест, но "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7:14). Но Он пришёл, и идёт Своим путём и зовёт каздого за собой. И кто мучим видом этого крёстного пути, тот в зависимости от своего характера и темперамента либо отвращает лицо своё, найдя более важную тему в своей жизни: "купил землю, купил ... волов, женился и потому не могу придти" (Лк. 14:18-20) или "об этом послушаем тебя в другое время" (Деян. 17:32), либо даже нападает: "мы знаем, что Человек Тот грешник" (Иоан. 9:24), "имеет в Себе веельзевула" (Мк. 3:22).

4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Люди не могут оценить всю глубину тайны спасения Богом человека, поэтому будет более разумно не толковать (мне) эти стихи, а рассматривать их как догмат (для себя).

6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

Все, именно так – все без исключения ветхозаветные люди до пришествия Спасителя и все не обретшии Иисуса Христа как личного Спасителя [по слову апостола Иоанна "всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста" (1 Иоан. 4:3)] блуждают, прокладывая свои жизненные дороги по пустыне безбожной, гоняясь за бесовскими миражами и собственными фантазиями, и не находят единственной дороги ["Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан. 14:6)] в рай сладости бытия вместе с Богом ["Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истиннаго Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Иоан. 17:3)].

7а Он истязуем был, но страдал добровольно

Также и мы – люди, не все, а лишь добровольно желающие Богообщения, те о которых была молитва "не о всём мiре молю, но о тех, которых Ты дал Мне ... и о верующих в Меня по слову их" (Иоан. 7:9,20). В рай можно войти лишь по своей воле – "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16:24).

7б и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

Да, слова уже были раньше, и краткие (те, что на Скрижалях Завета), и пространные (Пятикнижее Моисеево), и устные (изрекаемые пророками), но действовали они не глубоко, не доходили до скрижалей сердца. Но пришёл Господь Сам и Своей жизнью как человека показал путь спасения, а когда вознёсся и сел одесную Бога Отца, то послал Духа Истины, который до скончания веков даёт силы людям становиться учениками Господа, становится святыми, обóживаться и спасаться.

8а От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?

Род Его изъяснили Вселенские соборы – "Иже от Отца рожденного прежде всех век; ... сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася".

8б ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

За мои преступления претерпел казнь! Я перед Ним в неоплатном долгу!

9 [Друзья лжи и приятели греха ] Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

Безгрешностью и правдивостью Он привлёк к Себе множество душ алчущих правды и жаждущих чистоты. Одна из таких душ приготовила гроб для своего тела, но легко отдала сей гроб Тому, Кто просветил её светом Истины.

10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

Как и к стихам 4 и 5 могу только "молчать, положить руку свою на уста своя" (ср. Суд. 18:19), но в отличие от пророка повторю "совершилось" (Иоан. 19:30) в прошедшем времени вместо будущего когда ... принесёт. И Господь, и Ангелы Божии, и спасшиеся праведники радуются о кающемся грешнике, рождающемся от греховной смерти в вечную жизнь и становящимся потомством Господним по воле Его т.к. Бог хочет "чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4), но надо помнить, что спасает Бог людей рукою Своею, "рукою крепкою и мышцею высокою" (Пс. 135:12) "ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15:5).

11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

И хощет Господь рукою Своею отъяти болезнь от души Его, явити Ему свет, и создати разумом, оправдати праведнаго благо служаща многим, и грехи их Той понесет.

12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Сего ради Той наследит многих, и крепких разделит корысти: зане предана бысть на смерть душа Его, и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе, и за беззакония их предан бысть.

Стихи 11 и 12 отличаются в русском и славянском переводах, вот их совпадающая по смыслу часть:

11 Он оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

Иисус – спаситель меня от моих грехов!

12 [Он] предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Я – преступник Божиих заповедей! Но я надеюсь на помилование так как у меня есть Ходатай.

III. Обзор святоотеческих толкований

Толкование на пророка Исайю оставили следующие святые отцы:

– Василий Великий 330 - 379 (только главы 1-16)

– Ефрем Сирин 306 - 377 (нет толкования на 53 главу)

– Иероним Стридонский 342 - 419 [3]

– Иоанн Златоуст 347 - 407 [4]

– Кирилл Александрийский 376 - 444 [5]

Толкования имеют различный стиль и различный размер. Толкование Иоанна Златоуста самое краткое, толкование Блаженного Иеронима занимает 15 страниц, Кирилла Александрийского 26 страниц.

Толкование Иоанна Златоуста самое эмоциональное, как и другие его произведения. Оно как бы полемичное, он задаёт вопросы и сам на них отвечает.

Особенность толкования Блаженного Иеронима в том, что он лично перевёл весь Ветхий Завет (кроме книг, написанных на арамейском и греческом языках) на латинский язык. Также в своём толковании он целиком приводит перевод 70-ти, а некоторые места, в которых есть разночтения, он приводит по переводу Симмаха, по переводу Акилы и по переводу Феодотиона.

Толкование Кирилла Александрийского самое пространное, оно превышает толкование Блаженного Иеронима в 1.7 раза по объёму. Это толкование произвело впечатление как более общее, размытое, менее конкретное.

IV. Заключение

В работе была сделана попытка собственного истолкования кажого стиха мессианского пророчества Исайи из 53 главы его книги вне связи с остальными стихами этой главы. Направленность данного толкования – создать ассоциации с фразами из Нового Завета с целью расширения смысла и облегчения понимания пророчества.

Также выражены свои ощущения после прочтения толкований на 53 главу пророка Исайи 3-х святых отцов: Иеронима Стридонского, Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского.

р.Б. Ярослав,
Приход храма св. Георгия,
г. Санкт-Петербург