Проходя по залу Музея изобразительных искусств РТ ( находится в усадьбе Сандецкого, г. Казань) , где выставлены портреты , написанные именитыми художниками конца 19 в.- начала 20 века , сразу обращаешь внимание на портрет актрисы Беллы Горской , работы художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930 гг.). Очень много света и изящества в образе!
Захотелось поподробнее узнать об этой актрисе, почему именно её портрет захотел написать художник.
Белла Горская (Антония Мысикова-артистка театра и кино. Родилась в Праге), обаятельная красавица и фешенебельная модница, носила свои наряды, как подобает истинной актрисе. Она считалась в России драматической актрисой, пользовалась покровительством В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Родилась она в Праге. В 1897 г. уехала в Россию, где выступала в театре под этим псевдонимом . Вернулась в Прагу сразу после начала Первой мировой войны, где читала лекции по театральной актерской игре. Оставила заметный след в чешском кинематографе.
И всё, больше никаких подробностей об их отношениях. Ну ладно, не со всеми же натурщицами должны складываться особые отношения. Но затем , в одной из публикаций, промелькнула информация о том, как складывались отношения у художника с другими женщинами, портреты которых он писал.
Оказывается , как утверждают близкие к нему люди, Репин мог передать внутреннюю сущность человека, его душевные порывы, только если он влюблялся в свои модели, с удовольствием и горячо , мало заботясь о мнении общества. Он был женат, и потому жене можно было только посочувствовать.
Личная жизнь Репина складывалась необычно. Еще во времена учебы в Академии художеств он часто наведывался к своему другу Александру Шевцову, у которого была сестра Соня. Ему было в то время 19 лет. Все ожидали, что вот- вот Репин сделает ей предложение, но...
Репин предпочитал год за годом писать портреты младшей сестры Александра Шевцова, Веры, которой на тот момент было всего 9 лет.
В 1872 году он, наконец, женился..... на Вере, которой исполнилось на то время 18 лет . По его же критериям, она была идеальной спутницей для художника: жила его интересами, увлекалась живописью, терпеливо позировала для портретов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей ( их у них было четверо) . Именно с такой женщиной он мечтал оставаться до конца своих дней. Говорили, что Вера Репина превратилась из его музы в бледную тень художника. Их брак продержался 15 лет и его трудно было назвать удачным.
Репин, из-за своей влюбчивости, постоянно изменял жене. Да и были они слишком разными. Она жила его жизнью - он очень любил встречи с друзьями. Её же этот постоянный шум дома раздражал, ей хотелось тишины и покоя дома.
Вторая жена Репина, Наталья Нордман ( русская и финская писательница), была полной противоположностью Веры. Репину на момент их знакомства было 54 года, а Нордман - 35. С Верой в это время он уже был в разводе. На мой взгляд его жёны внешне очень похожи друг на друга.
Оба зрелые люди, за плечами которых много всего. Наталья в 21 год уехала в Америку и работала там на самой простой работе, даже случалось и на ферме. С юных лет восприняла и горячо поддерживала идею женской эмансипации. Была вегетарианкой и ввела такие порядки в доме Репина. Он подчинился. Можно сказать, что она была одной из первых русских феминисток.
Жила в ней неистребимая жажда отдаться чему-нибудь всецело, до страдания, до самозабвения. Впоследствии между Репиным и Нордман возникла настоящая страсть. Репин даже купил для нее землю в Куоккале ( Финляндия), где Нордман создала «Пенаты», идеальное жилище для художника.
Он тоже писал портреты Надежды Нордман, иногда даже в жанре ню. Например, обнажённой с черными чулками. Она к этому относилась спокойно, хотя фигура уже не была идеальной, был лишний вес. Общественное мнение её не интересовало.
Критик Стасов писал: "Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у неё к юбке".
В 1913 г. Н. Нордман заболела чахоткой и на этой почве пристрастилась к вину. Здоровье ухудшалось. Чтобы его не раздражать, уехала в 1914г., в Швейцарию , где умерла в больнице для бедных (находиться там это было её личное решение). Дом в Куоккале завещала Императорской академии художеств.
После её смерти он стал жить своей прежней жизнью, стал опять мясоедом. В последние годы своей жизни он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошли в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Вот такие отношения связывали И.Е. Репина со своими музами. Обе жены помогали ему творить, жертвуя своей жизнью ради него. Читать про другие его увлечения, а их было много, мне больше не хочется.
До новых встреч на моем канале!