Найти тему
Kenu Len

Дюна, которую люблю и ненавижу. Часть 6: Закат.

Оглавление
Картинка взята из интернета
Картинка взята из интернета

Летом 2023 года мне довелось, а точнее дошли наконец руки, познакомиться с циклом книг, повествующей о пустынной планете Арракис и приключениях некоторых представителей дома Атрейдес.

Хотелось бы пройтись по каждой из 6-ти книг, вышедших из-под пера Фрэнка Герберта, и подвести итог данному приключению. Ниже будут спойлеры.

Введение

Вот я и добрался до последних двух книг Хроник Дюны. Текст ниже рождался в страшных муках. С предыдущей статьи прошло порядочно времени, а я до сих пор не знаю, как описать свои эмоции. Может этому мешает занятость работой, может экзамены в аспирантуре, может Shadow of Erdtree, которую я прохожу. Не, точно не последнее. Еретики и Капитул оказались моей личной епитимьей. Для меня существует нерушимое правило: начал читать - дочитай. В одних случаях это приводит к целому ряду страданий, произведение может оказаться банально невыносимым (Падение Дамноса), а в других - открывается шедевр скрытый за слоем "духоты" (Мальвиль). Дело это, конечно, сугубо индивидуальное и если вам нравятся последние книги Хроник - замечательно. В первую очередь такая литература все-таки развлечение и она должна приносить удовольствие. Однако я отвлекся и, полагаю, утомил вас?

Еретики и Капитул пострадали не столько от недосказанности и ощущения незаконченности, сколько от сумбурности и торопливости происходящего. Герберт в очередной раз затронул щепетильные темы, добавив остринки. По ходу сюжета активно поднимаются вопросы идентичности личности, секса, человеческой жестокости и стремления к власти. В дополнении, новая глава истории представляет фракцию "Досточтимые Матроны", глубже раскрывает Тлейлаксианцев, погружает в изменившихся и переживающих свой закат Бене Гессерит. Прежде чем кратко пробежаться по сюжету, следует окончательно разобраться в Золотом Пути. Иначе вникнуть в завершение Хроник не выйдет. Благо Герберт оставил достаточно подсказок через своих персонажей, чтобы у нас, читателей, оставалась возможность собрать картину воедино или, хотя бы, изложить правдоподобные теории.

О Золотом Пути и эпохе Рассеяния

Как вы можете помнить, Дюна представляет собой мир будущего с феодальным устройством, технологическим застоем и строгой монополией на важные сферы услуг (те же космические перелеты). Не особо радужно, но человечество вполне себе живет. Здесь на сцене галактической эпопеи появляется Квизац Хадерах, человек способный зреть прошлое и все варианты будущего. В этих вариантах что Пол, что Лето II видели один и тот же конец - вымирание. Из множества путей будущего существовал один, ведущий к процветанию и выживанию - Золотой путь. Думайте о нем как о стратегии развития человечества, сам путь поделим на этапы.

Этап 1 - тирания. Лето II требовалось установить вселенский статус "кво": задушить открытые распри между всеми фракциями, унять своевольные "дома", запереть каждого человека в подконтрольном Лето II космосе. Это было достаточно легко сделать заняв Арракис. Контролируешь Арракис - контролируешь жизненноважный спайс. Вымирание червей взвинтило стоимость и без того ценнейшего продукта до небывалых высот.

Этап 2 - бессмертие. Конечно вся эта клетка легко бы рухнула при смерти Императора, но Лето II позаботился о своем долголетии. Гибридизация с червем наверняка сильно удивила людей, когда Император ( уже размером с вагон метро ) бодро и энергично встречал следующий миллениум своего правления. Несколько тысяч лет жил Лето, и кто знает, сколько бы мог ещё. Результат, который никакой спайс не даст.

Этап 3 - колыбель. Нет войн, распрей. В галактике установилась тотальная, единая власть. Лишь несколько планет сохранили свою автономию, и то с позволения Императора, и то ради их будущей роли в великом плане. Наступила тихая, спокойная жизнь, в тени червеподобного Тирана.

Этап 4 - шок. Запасы спайса великих домов исчерпались. Технологический прогресс, скрытно развиваемый Тлейлаксу и Иксианцами, достиг критического значения - полеты без навигаторов и предпосылки к созданию синтетического спайса. Все это на фоне смерти верховного правителя огромной Империи, Бога! Без провидца и великовозрастного гения Лето II единая система быстро развалилась и скатилась в анархию. Уничтоженные системы поставок, возобновленные распри привели к нехватке ресурсов, еды и... рассеянию! Получив свободу передвижения и средства к этому самому передвижению люди двинулись на поиски лучшей жизни, расползаясь все дальше и дальше от центра старой Империи, открывая новые знания и экспериментируя в полной свободе. Границы размылись и более никто не знает, где кончается человеческий космос.

Примечание: об Иксианцах я как-то не упоминал ранее. Хотя последствия их действий огромны - сами они вечно прозябают на дальнем плане истории. Под шумок существуют и также исчезают. Как мне видится, Тлейлаксу это супер биологи-химики, в то время как Иксианцы типичные инженеры. Создать корабли для полетов, навигационные компьютеры, маску с множеством датчиков, чтобы слепой ощущал себя зрячим - это все о них. Несмотря на всю мощь, на протяжение Хроник одеяло перетянуто на Тлейлаксу.

Раз с вводной частью закончили, можем, наконец, взглянуть на сами книги. Перейдем же, наконец-то, к новой главе в истории вселенной Дюны, где предзнание, дворцовые интриги и спайс уступают свое место сексу, насилию и жажде власти.

Начало

Сюжет стартует спустя 1500 лет с момента гибели Бога-Императора. Человечество пережило ужасные испытания и адаптировалось. Арракис вновь стал песчаной дюной благодаря Шаи Хулуду - осколкам Лето II, что отправился вслед за своей любимой и встретил смерть в безжалостном течении реки Айдахо. Вода убила Бога разбив того на множество червей.

Фокус сместился с Атрейдесов, ставя в центр сюжетных перипетий членов ордена Бене Гессерит (опустим тот факт, что часть персонажей дальние родственники Атрейдесов). Гессеритки все также считают себя выше остальных и пытаются из-за кулис контролировать человеческие умы. Вернулся и Дункан Айдахо... В виде Гхолы... Опять.

картинка взята из интернета. Моя реакция при обнаружении 12-го Айдахо.
картинка взята из интернета. Моя реакция при обнаружении 12-го Айдахо.

Шиана и Айдахо

Тысячелетия сменяют друг друга, а орден Бене Гессерит продолжает свою селективную программу. Бросив попытки совместить ветви великих домов (ибо уже и домов нет и последний Квизац Хадерах устроил им взбучку длинной в поколения), они сосредоточили усилия на уникальных личностях. Первым на очереди был Дункан. Человек множества эпох, опыт столетий полученный без испытания специей, тактик, боец. Прекрасный полководец для армии Гессериток.

Следующим, на кого пал взгляд ордена, стала юная фременка Шиана. Сиротка со способностью управлять червями Арракиса. Гессеритки хотели свести этих двоих и заполучить великое оружие в человеческой оболочке. Однако оба героя были слишком свободолюбивы и планы ордена оказались несбыточны.

Тлейлаксу

На территории старой вселенной, обозначенной ещё в первой Дюне, было множество враждующих фракций, но к Еретикам добрались лишь Бене Гессерит и Тлейлаксу (имеется ввиду сохранившие влияние и силы). Потому неудивительно, что основным занятием Тлейлаксу остался шпионаж и попытки избавиться от Гессериток. Своих шпионов они отправляли и на территорию Рассеяния, но ничего полезного из этой затеи не вышло. В Еретиках показывают основную слабость главного инструмента Тлейлаксианцев - лицеделов. После долгого нахождения под чужой личиной лицедел слишком сильно вживался в роль и начинал считать себя другой личностью, выходя из-под контроля хозяев.

На сладкое, читателю открывается страшный секрет. Видите ли, никто никогда не видел Тлейлаксианских женщин, но все знают, что Гхолы рождаются в аксолотль-чанах. Эти самые чаны - модифицированные женские тела.

Примечание: интересный факт! Реальный аксолотль, ввиду особенностей строения тела, очень привередлив к среде обитания, однако обладает поразительными способностями к регенерации. Он может отращивать конечности, ткани глаз, заживлять нервную систему и некоторые части мозга!

Досточтимые Матроны

Выродившиеся или развившиеся Бене Гессерит. Как ни смотри, но обе организации лишь две стороны одной монеты. Оба ордена жаждут власти, оба используют одинаковые инструменты, но применяют по-разному. В то время как Гессерит - холодный разум, Матроны - чистая ярость. Разберём Досточтимый Матрон через их главную особенность, которая и привлекает и отвлекает от последних книг Хроник. Импринтинг или запечатление. Можно смеяться, можно не понимать, но идея занимательная. Дабы упростить разбор я сокращу определение импринтинга до абстрактного "закрепление в памяти". Герберт выдал Матронам инструмент для корректирования поведения и подчинения людей. Секс. Матроны дают то, что люди хотят - удовольствие. Но усиливают эффект, доводя процесс до просто недостижимых уровней чувств и эмоций, давая мозгу опыт, который он не переживал и больше не переживет без Матрон. Грубо говоря это наркотик. Досточтимые Матроны сделали свое тело оружием во всех смыслах. Там где Гессеритки используют мягкую силу подчинения, Матроны берут свое насилием, ибо секс это власть, обладание, управление. Матроны олицетворение животной страсти и гнева. Хотят - возьмут, хотят - убьют. Гессерит без тормозов. Неудивительно, что новое поколение ордена Бене Гессерит, предвидя свое вымирание, приняло решение перенять опыт Матрон и стать чем-то новым, могущественным и сильным.

Прежде чем хихикать над матронами, стоит помнить, что секс был в Дюне всегда. Это и селективная программа, и использование соблазнения для внедрения в ближайшее окружение цели. Бене Гессерит терпеливы, они выполняли свою задачу тысячелетиями, аккуратно вырисовывая свою картину мира. Матроны же хотят получить свое здесь и сейчас. Орден родившийся из боли живёт моментом.

Заключение 

Еретики и Капитул, в отличие от предыдущих книг, оканчиваются намеками на продолжение, не ставя конкретного конца. Остальную часть Хроник вполне себе можно рассматривать как самостоятельные произведения с потенциалом на возможное продолжение, в то время как история Еретиков и Капитула чуть ли не прямо говорит: "судьбу героев узнаете в следующем произведении". Персонажи улетают на территорию Рассеяния, где их ждут новые приключения. А ведь в Капитуле множество раз поднимается верный вопрос - от кого бегут Досточтимый Матроны? Какой смысл людям Рассеяния возвращаться? Мне даже показалось, что новая жуткая угроза это вышедшие из-под контроля лицеделы Тлейлаксу. Не зря ведь в истории упоминается потеря связи с ними и отсутствии возможности размножения.

Смерть некоторых персонажей удивляет своей ненужной неожиданностью, а жизнь - неуместной продолжительностью. Например подававшая надежды своей интригующей линией и недюжей смекалкой преподобная мать Луцилла погибает буквально мгновенно. Одно неверное слово и ее линия оборвалась. С одной стороны этот момент отлично продемонстрировал неуравновешенность Матрон, с другой - потенциал персонажа уничтожен.

Пропуск битв дошел до своего апогея. Описание могло начаться и резко оборваться меняя персонажа, время и место. Но опять же, не считаю экшен главным в Хрониках. Битвы лишь сахарная пудра на десерте в этой серии книг, кто бы что ни говорил.

Последние две книги оказались в добавок ещё и самыми незапоминающимися. Добрый отрезок времени между моими статьями заняло именно восстановление в голове полной картины событий. Справился я не сильно хорошо. В сухом остатке могу сказать, что история интригующая. Неизвестный враг, объединение старых соперников, уничтожение знакомых локаций. Круто ведь! Ставки растут, масштаб локаций постоянно расширяется, персонажи гибнут! Ладно, закругляется. Затянул, встретимся с вами в следующий, заключительной, статье.

Или нет. Решил я поискать материалы по последним книгам от других людей и-и-и... И на, мое удивление, многие относятся к концу Хроник довольно пренебрежительно! Понимаю, тут много поводов для шуток, если выключить серьезный режим, однако такое ощущение, что многие читали последнюю часть Хроник левой пяткой ноги соседа. Несмотря на все недостатки Еретики и Капитул не заслуживают того ультра-негативного отношения, которое к ней порой проявляют. В книги вложены силы, мысли, жизнь. Они вызывают эмоции, передают посыл писателя. Со своей задачей текст справляется, пусть и делает это достаточно... Интересным методом.

Плейлист по Дюне с остальными статьями:

Дюна | Kenu Len | Дзен