Согласно теории Большого взрыва, наша Вселенная примерно 13,8 миллиардов лет тому назад была не больше персика и была горячее четырех миллиардов градусов. В какой-то момент она вырвалась из бесконечно плотной и маленькой точки. Что было потом, астрофизики регулярно подтверждают производимыми наблюдениями. Но сама сингулярность, то есть точка этой бесконечной плотности, как и все то, что было «до», остается неисследованной и абсолютной загадкой. Британский физик и математик, нобелевский лауреат Роджер Пенроуз выдвинул интересную теорию на этот счет. По его мнению, наша Вселенная – очередная по счету в цепочке ее предков и потомков.
Эоны вселенных
Для начала Пенроуз определил, что же является главным признаком Вселенной. И это движение, для которого нужны как минимум два объекта энергетических или материальных. Расстояние между ними должно меняться во времени. Только с одним объектом или вовсе без них Вселенная уже не будет таковой. Это будет просто некое пространство, которое нельзя измерить, то есть сказать сжато оно или же, напротив, бесконечно. Также в нем не будет места понятиям времени и скорости.
Пенроуз высчитал, что в какой-то момент времени элементарные частицы распадутся. Следствием расширения Вселенной станет смерть последнего фотона, и она вернется к состоянию, в котором готова будет вновь взорваться. Затем наступит новый цикл, который ученый назвал «эоном». Пенроуз, однако, не уточняет, что же побудит очередной Большой взрыв.
Какой бы неоднозначной ни казалась эта гипотеза, но она решает несколько космологических проблем. Очень простым оказывается ответ на вопросы о том, что было до нашей Вселенной, и что же останется после (вселенные предыдущего и следующего эонов). К тому же сама собой становится неактуальной головоломка изотропии Вселенной на больших масштабах.
Древние возмущения
Дело в том, что, если говорить о громадных скоплениях галактик, то вещество там распределено относительно равномерно, что вовсе не объясняет теория Большого взрыва. Для этого в нее добавили стадию инфляции, когда в первые мгновения пространство расширялось настолько быстро, что все пришло в относительную однородность. Теория Пенроуза предполагает, что еще до возникновения Вселенной ее области были выравнены.
В качестве подтверждения своей гипотезы британец предлагает совершенствовать методы и технику, с помощью которых наблюдают за гравитационными волнами. В ученом сообществе бытует версия, что конец всего настанет тогда, когда гигантские черные дыры поглотят все вещество и излучение. Затем они начнут сталкиваться друг с другом и сливаться. Последним двум оставшимся предрекают почти вечное скитание во все еще расширяющемся пространстве. Однако наступит тот момент, когда и они сольются во взрыве, подобном Большому.
Гравитационные волны будут настолько мощными, что повлияют и на Вселенную следующего эона. А по расчетам других физиков, это изменит еще и картину реликтового микроволнового излучения, что является электромагнитным отголоском Большого взрыва. Он отпечатается двумя кругами на противоположных точках небесной сферы. В них неоднородностей будет меньше, чем в других областях. Как ни странно, ученые нашли уже такие точки на небесной сфере. Эти следы древних возмущений гравитации похожи на поперечные волны на воде.
Мультиверсум и квантовое испарение
Однако, Джеймс Зибин, руководящий Университетом Британской Колумбии в Канаде, основываясь на математических моделях первых секунд Большого взрыва, говорит о том, что подобные кольцеобразные волны образуются в тех симуляциях, базой которых является все та же стадия инфляции, а не предыдущая Вселенная. На самом деле большинство астрофизиков и космологов сомневаются в гипотезе Пенроуза. Момент столкновения последних двух гигантских черных дыр кажется им совершенно фантастическим.
Дело в том, что Стивен Хокинг доказал, что масса черной дыры постепенно превращается в энергию (так называемое квантовое испарение). Исходя из этого, последние черные дыры испаряться еще до своей встречи, оставив на прощание высокоэнергетические фотоны. Поклонники Пенроуза парируют, что такое невероятное количество энергии и будет толчком для нового взрыва.
Таким образом, теория Пенроуза, предполагающая последовательную смену Вселенных, оставляющих определенные следы в структуре преемниц, успешно становится в ряд с теорией параллельных Вселенных, независимых и непересекающихся. Правда, последнюю и вовсе ничем доказать нельзя. Современные теоретическая база и состояние технических приборов для наблюдений не позволяют найти каких бы то ни было доказательств ни первой, ни второй гипотез.
В будущем, с развитием технологий и методов, все может измениться. Тот же Зибин считает, что предыдущий эон безусловно должен был оставить следы в нашем мире, хотя они могут иметь и другую, некольцевую форму. Решить эту проблему могли бы новейшие детекторы гравитационных волн. Самое любопытное, что две вышеупомянутые теории не отрицают друг друга. Более того, параллельные и последовательные вселенные могут существовать одновременно друг с другом. А это уже гипотеза Мультиверсума, где множество параллельных вселенных образуют друг друга бесконечно.
❗️ Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал!
Читайте также: