3 декабря 1965 г. вышел альбом The Beatles "Rubber Soul"

188 прочитали
Источник: i.discogs.com
Источник: i.discogs.com

жанр: поп-рок, фолк-рок

главные композиции: Drive My Car, Norwegian Wood (This Bird Has Flown), Nowhere Man, Michelle, What Goes On, Girl, In My Life, Run For Your Life

Один из моих любимейших альбомов битлов, который я бы назвал центральным в творческой жизни группы и самым переломным: в плане усложнения звучания и аранжировок, полной смены тематики текстов, а также резкого скачка в развитии каждого участника как музыкальной личности и автора.

В условном "дроблении" творчества группы на три периода этот альбом я отношу к центральному периоду (в который входят альбом "Help" и этот), которому были свойственны резкий отход битлов от привязанности к сценическому формату квартета и использование множества новых сторонних инструментов. Привычный бит-жанр, в общем-то, у них исчез ещё в альбоме Help, а здесь, можно сказать, на основе нескольких экспериментов с фолк-роком и витиеватых мелодий с усложнёнными ритмами и кучей обработок голосов и инструментов битлы полностью ушли в какую-то свою стилистику, причём, полностью студийную: ни одну песню с альбома они бы на тот момент не сыграли живьём вчетвером так, как записали. К примеру, тему Nowhere Man группа в тот момент исполняла гораздо примитивнее, нежели как на альбоме. Взять хотя бы масштабное разноголосие, которое сложно было воссоздать живьём. Но что точно остаётся в основе этой песни, - так это классическая ленноновская депрессивная мелодика что в музыке, что в тексте, именно на этом альбоме и именно в этой песне она как-никак ярчайшим образом раскрылась.

Конкретно на данном альбоме группа вообще полностью ушла от привычных до этого весёлых простеньких романтических текстов про девочек, танцы и любовь и внезапно сконцентрировалась на более серьёзных темах.

Альбом открывает энергичная рок-тема, которая была моей любимой в детстве ещё в два года - Drive My Car. За её вполне конкретный припев "бип-бип" я считал, что это "песенка про машинки", даже не предполагая, что именно тут наивность романтики предыдущих песен битлов сменилась на жёсткий сарказм, где под "веди мою машину" подразумевался сексуальный подтекст. Однозначно одна из лучших песен битлов авторства Пола МакКартни, отличным образом раскрывавшая его талант в создании более жёстких вещей в творчестве группы (можно уже по аранжировке сказать, что даже чутка на пути к хард-року в обход блюза - именно в этой песне шикарным образом передаётся придуманная Полом фишка в построении бас-гитарных линий, совершенно новаторская и которая шла от того что Пол не "думал, как бас-гитарист", а придумывал на басу мелодии). И гитары, которые вторят этой басовой линии, в результате и создают эффект прото-хард-рока. Ну, серьёзно, попробуйте на гитары тут добавить современный дисторшн!

А в теме Norwegian Wood Джордж Харрисон вообще впервые сыграл на ситаре, открыв в музыке битлов путь к полуиндийскому жанру рага-рок. Но здесь пока ещё у нас нет Индии, здесь у нас философский Джон Леннон в формате фолк-рока, где опять-таки вверх ногами переворачивает тематику свидания парня с девушкой, а вместо романтики здесь некий сюрреализм, связанный с норвежским деревом, которым обшита комната, куда парень пригласил девушку.

Сразу скажу, не все затрону темы с альбома. Вот, к примеру, ещё Michelle - тоже раскрытие сущности Пола МакКартни как создателя именно красивых баллад, а касательно этой ещё и стилизованной под французскую песню тех времён: включая французскую мелодику и даже пару фраз на французском. Ну и, конечно же, суть текста тоже не похожа на старую примитивщину: тут присутствует некая французская высокопарность слога.

И тут же почти следом пример Ленноновской мелодики в лирической балладе - Girl, но с уже с типично Джоновским сарказмом в тексте (особенно если учесть, что на фоне МакКартни с Харрисоном подпевают "tit-tit-tit" - комментарии излишни, думаю).

Считается, что песня What Goes On - первая, в которой в написании принял участие Ринго Старр, собственно он её и исполнил - и тут тоже мы видим ярко выраженный будущий стиль барабанщика и его песен - весёлая и жизнерадостная кантри-рок-забава.

Ещё парочка маккартниевщины в I'm Looking Through You и Wait и ленноновщины в депрессивной In My Life и достаточно злой по тексту Run For Your Life. Джордж Харрисон на альбоме отличился стилизацией под американскую группу The Byrds в песне If I Needed Someone.

Другие статьи про The Beatles и их участников:

30 января 1969 г. состоялся концерт The Beatles на крыше Apple Corps, последнее живое выступление группы
История музыки в датах, заметки Питерского писателя и рок-музыканта30 января 2023

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.